Сегодня я собираюсь поговорить о МАСТЕРСТВЕ написания сценариев.
А теперь вот кое-что, чего вы, возможно, не знаете. Среднему сценаристу требуется семь лет, чтобы пробиться в профессионалы (чтобы получать деньги за свою работу). Откуда я это знаю? Из общения с сотнями сценаристов и чтения сотен интервью сценаристов. Похоже, что их число лишь увеличивается с каждым разом.
Тогда, вероятно, не случайно, что существует семь столпов мастерства в написании сценариев. А теперь для тех, кто волнуется из-за того, что семь лет ждал успеха, у меня для вас хорошие новости. Просто тот факт, что вы ЗНАЕТЕ о существовании этих семи столпов, поможет вам ускорить процесс. Как быстро? Это зависит от того, насколько вы талантливы и как усердно работаете.
Так что же такое семь столпов? Это концепция, сюжет, диалог, персонаж, послание, сторителлинг и стиль написания. Ещё несколько хороших новостей. Вам не нужно овладевать всем этим, чтобы продать сценарий или получить зарплату как сценаристу. Но вам необходимо знать и использовать почти каждый из них. Давайте рассмотрим каждый столп в отдельности и разберёмся, из чего они состоят.
КОНЦЕПЦИЯ – Кажется, что концепция не должна быть столпом, потому что на разработку концепции уходит буквально 5 секунд. Но это столп. На самом деле, это может быть самой важной опорой из всех. Потому, что паршивая идея убивает всё, что написано после. И когда я говорю, что вам нужно придумать хорошую концепцию, я НЕ имею в виду, что вам нужно придумать каких-то огромных монстров против инопланетян.
В небольшой истории нет ничего плохого. Но, как и любая идея, концепция должна иметь уникальность, в ней должны быть элементы интриги, должен быть присущий конфликт, ставки должны быть высокими, и если вы можете добавить иронии, тем лучше.
Допустим, что я хотел написать фильм о старшей школе. Вот две потенциальные концепции для данной идеи.
“Запуганный подросток изо всех сил пытается завести друзей и пережить свой первый год в старшей школе”.
“Запуганный подросток с дефектом речи добивается успеха, когда неожиданно становится героем дискуссионной команды”.
Посмотрите, насколько конкретнее вторая идея.
Случайный подросток теперь подросток с дефектом речи. Вместо того, чтобы иметь дело просто со “школой”, мы имеем дело с миром дискуссионной команды. Поскольку это команда для дебатов, подразумеваются высокие ставки (конкуренция). В этом даже есть какая-то пикантная ирония (кто-то, кто не может говорить, присоединяется к дискуссионной команде).
Придумать хорошую концепцию непросто. У некоторых из нас это получается лучше, чем у других. Лучше всего проверять ваши идеи на других людях. Если им не нравятся ваши идеи, попросите их честно объяснить, почему. Иногда вам нужно услышать вслух, что не работает в ваших идеях, чтобы изменить свой подход к ней (кстати, мы предлагаем эту услугу – но будьте готовы, мы будем честны).
СЮЖЕТ – Сюжет - это последовательность событий, которые рассказывают вашу историю. Допустим, ваш главный герой, Джо покупает яблоки, а затем, в следующей сцене, расстаётся со своей девушкой, так вы строите сюжет.
Вы берёте одну последовательность и соединяете с другой. Причина, по которой построение так сложно, заключается в том, что вам нужно сделать это на 110 страницах. И, к сожалению, просто показ того, как Джо переходит от одной задачи к другой в течение всего фильма, не сохранит наш интерес.
Вам нужно показать, что он преследует что-то важное. Вам нужно показать, как он сталкивается с неожиданными препятствиями. Вам нужно решить, когда плохие парни догонят его. Вот почему была создана структура из 3 актов, чтобы дать вам представление о том, куда эти вещи следует поместить. Но, как вы все уже поняли, структура из 3 актов только направляет вас. В конце концов, именно ваше творчество будет определять, как вы будете строить свою историю.
СТОРИТЕЛЛИНГ – Вопреки распространённому мнению, рассказывание историй и составление сюжетов - это не одно и то же. Есть некоторое совпадение, но в то время как построение сюжета - это искусство составлять последовательности событий, повествование - это искусство придумывания событий (или идей, или персонажей).
Поэтому, когда вы говорите: “О, а что, если мой главный герой на самом деле призрак, и он об этом не знает!!??”, вы занимаетесь сторителлингом. Всё ещё в замешательстве? Позвольте мне попытаться прояснить ситуацию.
В "Психо" есть сцена, где Норман Бейтс сталкивает машину женщины, которую убила его "мать", в озеро. “Сторителлинг” в первую очередь связан с этой идеей и её реализацией. “Построение сюжета” - это решение о том, куда поместить эту сцену в сценарий. Давайте попробуем ещё раз.
Сторителлинг - это идея о том, что люди в "Матрице" могут искривлять пространство и время, что позволяет им обладать особыми “способностями”, и последующее распределение этих способностей среди всех соответствующих персонажей фильма.
Построение сюжета - это выяснение того, где в фильме лучше всего представить эти способности.
Сторителлинг - это искусство созидания, придумывания идей для улучшения вашей истории. Мастерство рассказывания историй достигается за счёт понимания того, когда идея является клише или некачественной, и продвижения вперёд, пока вы не придумаете что-то лучшее.
У большинства новых сценаристов низкая планка для своих идей, и они берут всё, что приходит на ум. У опытных сценаристов высокая планка, и поэтому они продолжают искать, пока не найдут идею, достаточно хорошую для их истории.
ДИАЛОГ – Вот в чём дело с диалогом. С одной стороны, это не так важно, как сама история. Что я имею в виду под этим? Допустим, вы встретили кого-то, кто рассказал вам историю Перл-Харбора.
Парень, возможно, не самый лучший собеседник, но история была бы настолько увлекательной, что вам было бы всё равно. С учётом сказанного, самый очевидный признак начинающего писателя - плохой диалог. К сожалению, диалог - одна из самых сложных вещей для обучения, потому что он больше основан на чувствах, чем на любом другом компоненте написания сценария.
Тренируйтесь, подслушивайте, делайте уникальные речевые характеристики и ваш диалог станет органичным продолжением истории.
ПЕРСОНАЖ – На мой взгляд, персонаж - это самый сложный компонент написания сценария. Такой сложный, что иногда руки опускаются. Я говорю это потому, что 95% персонажей, которых я читаю в сценариях, не выглядят как настоящие люди.
И причина этого, заключается в том, что автор не создал для них никакой глубины. Создание персонажей, которые кажутся реальными, требует тонны работы на переднем плане (биографии персонажей) и на заднем плане (переписывание).
Я редко читаю персонажа, который чувствует себя достоверным и полностью сформировавшимся в первом драфте. Только благодаря тому, что автор знакомится со своим персонажем через новые драфты, они, наконец, становятся для них реальными, а следовательно, и для нас.
Персонаж - это то, где настоящие профессионалы зарабатывают свои деньги. Вам может повезти с хорошей идеей. Вы можете построить классный сюжет. У вас может быть какой-то природный талант, когда дело доходит до диалога. Но для того, чтобы правильно подобрать персонажей, требуется упорная работа и самоотверженность. И только лучшие авторы готовы выполнить эту работу.
ПОСЛАНИЕ/ТЕМА – Тема ОБЪЕДИНЯЕТ сценарий. Она сводит всё воедино. Не верите мне? Идите почитай плохой любительский сценарий. Общее, что вы найдёте во всех них, заключается в том, что они потеряны и расфокусированы. Почему? Потому что у них нет ничего, что могло бы их объединить. У них нет темы!
Когда у вас есть послание, которое вы пытаетесь передать в своём сценарии, у истории появляется определённая цель. Тему можно легко потерять из виду при написании сценария, но вы не должны этого допустить.
СТИЛЬ НАПИСАНИЯ – Последнее, но не менее важное, давайте не будем забывать о самом НАПИСАНИИ. Я не собирался включать этот пункт, но, оглядываясь на все любительские сценарии, которые я прочитал, я обнаружил главную тенденцию: небрежное написание.
Чрезмерно сложные предложения, предложения, которые были слишком длинными, предложения, которые были слишком короткими, неправильное использование слов, попытка быть слишком милым, зависимость от диалоговых сцен, плохая грамматика, много прозы, неуклюжая структура предложений, бесконечное описание.
Читатель не сможет оценить вашу историю, если он не сможет прочитать одно из ваших предложений, не желая выколоть себе глаза. Каждый жанр будет иметь свой собственный тон, у каждого сценариста свой собственный стиль, но по большей части вы должны писать простые чистые, легко читаемые предложения.
Если вам нужна помощь, найдите сценариста, которого вы любите, и перечитывайте все их сценарии снова и снова. Обратите пристальное внимание на то, как они пишут, и используйте их стиль в качестве основы для своего собственного.
Если вы слабы в сюжете, посмотрите кучу фильмов и сосредоточьтесь ТОЛЬКО на сюжете. Если вы плохо разбираетесь в диалогах, прочитайте кучу сценариев великих авторов диалогов и выясните, почему их диалоги работают. Большинство из вас получают образование в области сценариев как самоучки. Слепое написание сценариев снова и снова, вероятно, не поможет. Вам нужно определить свои слабые стороны и конкретно поработать над ними. Эти семь столпов - отличное место для начала. Удачи!
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.