Была у моей мамы меча – съездить на Алтай. Мечта была у мамы, а мучала она папу, последние полгода особенно сильно. Настолько, что отказавшись от рыбалки, он всё же собрался везти маму на Алтай. А мама собралась взять нас – меня, мужа и сестру. Мы в свою очередь собирались с мыслями, работой, учебой, заплывами-забегами и таки за пару недель до поездки всё сложилось в пользу мамы и Алтая. Так у нас и случился этот автотрип.
Сильно красочно ярко описывать красоты республики нет смысла (фото скажут за себя), супер-невероятную атмосферу тоже не передать словами, поэтому все будет по делу (но все равно не кратко): о маршруте, транспорте, дороге, ночевках, связь, деньгах, особенностях, достопримечательностях, людях, экскурсии.
Маршрут
Маршрут прорабатывался просто: советы знакомых + гугл. В основном под запрос мамы, я подключилась, чтобы распланировать ночевки и достопримечательности.
Мы ехали на машине с самого начала от Кировграда (мой город, час езды до Еката) – через Реж, Тюмень, Омск, Новосибирск и до Горно-Алтайска. И это самая сложная и неинтересная часть пути – в целом, она занимает 2,5 дня, если ехать 10 часов в день. И ладно туда еще едешь с предвкушением приключений, то обратно просто терпишь эту дорогу – это не очень приятно.
Основная дорога Алтая, Чуйский тракт, начинается от Новосибирска и тянется до границы с Монголией примерно на 1000 км. Самый красивый участок дороги начинается с Горно-Алтайска.
От Горно-Алтайска мы поехали по Чуйскому тракту на юг, через:
– Манжерок
– Семинский перевал
– Парк Уч Энмек
– Курайскую степь
– Кош-Агач
В Кош–Агаче свернули на запад в село Джазаторское (Беляши), затем вернулись обратно на Чуйский тракт и в Акташе свернули на запад на Телецкое озеро. После него вернулись на Чуйский тракт и направились домой.
В целом на Алтае мы были 10 дней и это вполне неплохо для обзорной экскурсии.
Достопримечательности
Горно-Алтайск: столица и единственный город республики Алтай. Его можно проехать насквозь, чтобы быть в курсе, как выглядит единственный город республики.
Манжерок: туристический горнолыжный курорт. Работает круглый год, посетить его стоит ради фуникулера в горы и видов сверху. В целом там есть всевозможные развлечения – рынок, полет на параплане, небольшая трекинговая тропа, лекции, мастер-классы и тд. Курорт очень раскручен, людей там толпа даже летом.
Семинский перевал: самое важное здесь – это рынок, он намного дешевле, чем любой в районе Манжерока и достаточно большой. Мы купили там все логичные сувениры – мед (мнооого меда), чай, варган, носочки.
Парк Уч Энмек: очень красивый природный парк с горами, лугами и лесами лиственницы. В нем два населенных пункта, есть какие-то небольшие достопримечательности, но в целом очень красиво и круто для совсем уединенного отдыха.
Дальше начинается просто ряд всего с красивыми видами:
куча смотровых площадок, Перевал Чике Таман, Слияние Чуи и Катуни, пороги Чуи, Гейзеровое озеро (очень маленькое, стоимость – 100 р), белые скалы, водопады.
Курайская степь: здесь начинается очень явная и красивая смена рельефа с горного на степной. Если встать на 820 км, то перед вами откроется вид на заснеженные горы Северо-Чуйского хребта. Полностью его можно увидеть со смотровой площадки (находится в зоне кемпинга до 820 км) или с Акташского ретранслятора (там не были).
Чуйская степь: тут уже наверняка понятно, что вы в степи, а еще в самом сухом месте России – травы почти нет, деревьев совсем нет, но благодаря масштабам и горам на горизонте выглядит очень красиво.
Марс 1 и Марс 2: это песчаные красные горы после своротки в Казыл-Чине. Дорога грунтовая 20 км, местные могут организовать доставку на уазах. Посмотреть стоит, виды интересные. Стоимость – 100 р.
Кош-Агач: это обычно крайняя точка, до которой доезжают туристы, да и до нее мало кто. Здесь можно свернуть на деревню Беляши (Джазаторское), откуда каждый день ездить на рыбалку. Дорога грунтовая, 150 км. Вид по дороге обалденный, а кемпинги за Джазаторским сказочные – завтрак с полудикими лошадями, горные реки, да и в целов вдали от цивилизации очень хорошо.
Потом мы вернулись на Чуйский тракт и в Акташе свернули на Телецкое озеро, дорога после последнего села грунтовая, около 110 км.
Красные ворота: красные скалы, пыльная дорога, красоты мы не поняли.
Улаганские озёра: ничего особенного, можно выйти посмотреть сверху.
Перевал Кату-Ярык: сложный серпантин в долину реки Чулышман. Перепад высоты 1200 км, длина перевала – 4 км. Если вниз спустится любая машина, то наверх поднимется не каждый. Поэтому есть Помогатели – небольшие тракторы, которые тащат легковушки вверх.
Вид с перевала очень красивый.
Долина реки Чулышман: тут просто едешь и наслаждаешься скалами, горами вокруг, рекой и водопадами.
Каменные грибы: каменно-песочные изваяния в виде грибов. До них нужно переправится на лодке (стоимость – 700 р туда и обратно за лодку), потом подниматься примерно 1 км вверх. Вид на долину оттуда тоже просто нереальный, сами грибы странные, но красивые.
У бабы Лены: в селе Балыкча будет лавочка “У бабы Лены”, где баба Лена собственной персоной и работает. обязательно нужно купить там все местные пироги, ягоды и рыбу (соленую и свежую) – вкуснее нигде не небудет.
Телецкое озеро: здесь нам просто не повезло – южный берег Телецкого песчаный грязный, заставленный палатками и кемпингами, поэтому остановиться там мы не смогли. Также настолько разочаровали местные кемпинги и пьяные местные, что мы быстро оттуда уехали и озеро не посмотрели. Но знаем цены:
– катер и прогулка по озеру на 1,5 часа – 8-10 тр
– переправа на пароме машины на северный берег – от 15 до 35 тр
C северного на южный берег ходят паромы для переправы машин, но записываться на них нужно заранее. Оттуда можно уже вернуться сразу в Горно-Алтайск минуя обратный путь через перевал вверх (желтая линия на карте).
Но на пароме машину мы перевозить не стали и спокойно вернулись через сложный перевал на основной тракт и домой.
Транспорт и дороги
Лучший транспорт на Алтае – уаз или в крайнем случае кроссовер. Если таковых нет, то легковая машина отлично справится с Чуйским трактом – дорогой с идеальным новым покрытием. Все съезды с него – грунтовые, если ехать прямо в глушь (Джазаторское, дальний конец арка Уч Энмек), то будут и моменты бездорожья.
Мы ехали на Уазе Патриот – машина проходимая, для Алтая – идеальная. Заправлялись газом и бензином. С собой на Телецкой даже брали бензин запасной, но оказался не нужен – заправки там есть почти везде.
Самая большая сложность на дорогах – это крупный рогатый скот. Коровы, лошади, козы – просто короли всех дорог. Коровам вообще все равно, они могут и уснуть посреди, так что тут нужно аккуратно зловчаться их объезжать, чтобы случайно не задавить и не попасть под рога.
Ночевки
В 2020 году совсем неподготовленный Алтай заполонили кучи туристов, поэтому к 2021 местные готовились быстро и резво – вдоль всего тракта стоят кемпинги, рядом с любыми даже отдаленными достопримечательностями хотя бы парочка, но будет тоже, а сейчас уже активно строятся и глэмпинги (шарообразные палатки).
В кемпингах есть домики от 2 до 8 человек, средняя стоимость 2-4 тр за домик или 500-700 р за место. Душ, туалеты – отдельные домики-коробочки на улице. Во всех кемпингах можно поставить палатку за 500 р. Бронировать их заранее не нужно, искать тоже – просто приезжай и живи, если здесь мест нет, то будут в соседнем.
Мы ночевали и в палатке и в домиках – когда как хотели. Только по дороге туда постоянно останавливались в палатках, а там уже переходили и на домики. В общем, не любители платок там тоже вполне вживут.
На севере в районе Манжерока даже есть больших лухари туристические базы с бассейнами, спа, отелями – многие вполне заменяют ими отдых в Турции.
Интернет, связь, магазины
Основной сетевой магазин, Мария Ра, есть только в больших селах и городе (Горно-Алтайск, Манжерок, Акташ, Кош-Агач). Это аналог нашей Пятерочки, купить можно все.
В каждом селе вдоль тракта есть вполне приличный интернет и связь, в кемпингах их может не быть, на рынке на Семинском перевале почти нет.
Еда
Еда у нас была частично с собой и что-то мы готовили сами – завтраки, ужины. Когда еда она заканчивалась, то покупали в магазине.
Обедали в основном в кафешках и микро-столовых советского формата. Еда здесь простая – мясо (люля-кебаб, шашлык, курица, манты), рыба, гарниры, но самое вкусное – пирожки хоть с чем. Жирные, конечно, но вкусные.
Экскурсии
На любую экскурсию можно попасть прямо там, где вы ее нашли. Увидели рафтинг – записались, сплавились на час-день-два, захотели покататься на лошадях – взяли и покатались. Хотите уехать в глушь не на своей машине – просите местных. За ваши деньги вас отвезут куда угодно. Проза жизни, так сказать.
Нам только озвучивали стоимость доставки на какой-то провал: 5 км туда и столько же обратно – 10 тр, рыбалка – 7 тр. Но везде по-разному, нужно просто узнавать.
Деньги
На рынках в основном оплата по номеру телефона, в кафешках безнал есть, но не во всех, ну и в кемпингах без связи тоже никому ничего не перевести, поэтому наличку с собой надо брать обязательно. У нас было около 15 тр на двоих – нам хватило и на кафешки, и на домики, и на сувениры. При этом где было возможно старались платить безналом все же.
По нашим ооочень приблизительным подсчетам стоимость поездки на двоих вышла нам 30-40 тр (нас было пятеро, если вы помните).
При этом стоимость расходов на газ/бензин ~ 50 тр, проехали мы около 6000 км.
Мои наблюдения
- Алтай красивый, даже слишком. Любой вид как с картинки. Хочется фоткать все и всегда, поэтому памяти телефона/фотика должно быть достаточно.
- Лето – идеальное время для поездки. Мы смотрели видяхи с осени-зимы-весны, все виды более мрачные и серые. А летом все светится и сияет, солнышко пригревает и обдувает горный ветерок.
- Насекомые есть, но не комары – их там очень мало. Есть мухи, мошки (тоже мало) и много саранчи на юге. Везде висят предупреждения про клещей, но мы не наблюдали.
- Север сильно отличается от юга – в первый раз нужно побывать и там и там. Север очень яркий, гористый и сильно туристический. Юг масштабный, степной и уединенный.
- На протяжении всего тракта природа меняется каждые полчаса, если вдруг уснуть, то проснешься совсем в другой местности.
- Много, очень много животных – лошадей, коров, коз, овец, бизонов. Все они очень красивые, ухоженные сами по себе и им плевать на людей, они здесь главные.
- Люди здесь добрые, верят в духов и поклоняются им. У них свой язык, свои обычаи, своя интересная культура. Обязательно нужно с ними общаться, они очень много знают о своем крае и любят его.
Путешествие просто по Чуйскому тракту вполне подходит для простой и очень красивой обзорной экскурсии. Чтобы избавить себя от мучительной дороги до Алтая и обратно, можно на самолете/поезде добраться до Горно-Алтайска, а там взять машину в аренду. Либо, конечно, присоединиться к какой-нибудь тургруппе тоже вполне вариант.
Ехать туда однозначно стоит – это точно равно путешествию за границу: язык свой, культура и природа другие. Ну и красота такая, что ни словам сказать ни пером описать – невероятная, в общем.
#алтай
#путешествие
#автопутешествие
#природа