Жизнь не стоит на месте даже в пандемию - в Википедии появилась статья о российском самолёте СУ-75 Checkmate. Ажиотаж нарастает, СМИ усиленно расхваливают российскую новинку. И это при том, что самолёта как такового нет. Есть только макет ( или опытный образец, как считают некоторые ), показанный на авиасалоне «МАКС-2021», и представленный президенту. Но насыпать под него государственных денег не пообещали, а Минобороны попросту устранилось от проекта.
Есть ли в связи с этим у нашего лёгкого одномоторного истребителя, создаваемого по технологии «Стелс», реальные перспективы? Большие начальнике в Ростехе и Объединённой Авиастроительной корпорации ( ОАК ) настроены оптимистично и уже наметили сроки начала серийного производства — 2026-й.
Есть и другие мнения. Влиятельная газета «ВПК» в последнем номере пишет, что «Проект под названием Checkmate может повторить судьбу самолета Су-57 и танка Т-14 «Армата». При всех очевидных достоинствах этих машин Министерство обороны не торопится заказывать их для себя, во всяком случае, в массовом порядке. Это настораживает и отпугивает потенциальных покупателей. И Су-57, и «Армата» Т-14 были с помпой представлены и на выставках, и на парадах в течение не одного года. Но до сих пор «Армат» в армии ровно столько, сколько нужно для парадного строя на Красной площади, а Су-57 не больше того, сколько необходимо для показа на авиасалонах. Министерство обороны занимается модернизацией танков Т-72 и Т-80, заказывает традиционные для ВКС РФ тяжелые двухдвигательные истребители Су-30 и Су-35 и не торопится осваивать новинки. Учитывая все это, не спешат покупать технику и иностранцы.»
Основными конкурентами Су-75 являются уже готовые французский Dassault Rafale, шведский JAS 39 Gripen и проходящие испытания американский Lockheed Martin F-35 и китайский Shenyang J-35. Предполагается, что Checkmate будет существенно дешевле и станет бюджетным вариантом самолёта 5 поколения для стран третьего мира.
Эксперты считают, что у проекта есть инвестор из ОАЭ, но отсутствие госфинансирования и госзаказа может негативно сказаться на экспортных перспективах, ставка на которые делается изначально : покупатель всегда предпочтёт технику, которая эксплуатируется армией страны-производителя. Есть и другие побочные проблемы. Например, непонятно, где производить СУ-75. Имеющиеся площади полностью заняты под заказы на строительство других марок «Сухого».
Вывод — всё пока, скорее, в тумане, чем на мази. Поживём — увидим!
СУ-75 Checkmate - будет ли обещанный прорыв?
13 августа 202113 авг 2021
40
2 мин