По данным ЮНЕСКО, в мире по морскому дну раскидано примерно три миллиона обломков кораблекрушений. В соответствии с международным законом о водном пространстве и подъёме затонувших судов, обломки кораблекрушений военных судов обычно остаются под юрисдикцией своих правительств, а всё остальное считается затонувшим в пределах международных вод.
На подъём обломков кораблекрушений со дна океана потребовалось бы более 400 лет, и сокровища, хранящиеся там, могут стоить сотни миллиардов долларов. Поэтому совсем неудивительно, что помимо их привлекательности для подводных археологов, эти затонувшие суда также представляют большой интерес для охотников за сокровищами и операций по подъёму и изучению обломков судов, поскольку они потенциально могут принести миллионы долларов, если обнаружатся нужные обломки.Корабль золота
100–150 миллионов долларов
SS Центральная Америка (S.S. Central America) затонул во время урагана, в сентябре 1857 года, перевозя 15 тонн золота. Его затопление поразительно сильно усугубило «Панику 1857 года» в Соединённых Штатах, которая, в свою очередь привела к первому мировому экономическому кризису. После его обнаружения в 1987 году и последующего поднятия со дна, 39 страховых компаний заявили, что они имеют право на добытое золото и артефакты из-за убытков, понесённых ими в 19 веке. Прошло немало судебных битв, но в итоге, 92 процента золота досталось команде, обнаружившей его. Один из обнаруженных золотых слитков стал очень важной частью валюты после его продажи за 8 миллионов долларов – рекордно большую сумму на тот момент.
Сокровища у острова Антикитира (Antikythera)
120–160 миллионов долларовВ 1900 году дайверы обнаружили древние обломки кораблекрушения прямо рядом с островом Антикитира. Вскоре после этого Археологическая служба Греции (Archaeological Service of Greece) отправила экспедицию, которая стала первой крупномасштабной подводной археологической экспедицией в мире. Другая экспедиция, 1976 года, подняла со дна самую значительную часть груза. Поднятый со дна Антикитерский механизм (который считается самым древним аналоговым компьютером в мире) получал так много освещения средствами массовой информации и на протяжении стольких лет, что многие даже не знают о других сокровищах, найденных на судне.
Массивный улов артефактов из знаменитого кораблекрушения также включал в себя монеты и ювелирные изделия, изделия из стекла, керамики, замечательные статуи, и даже медные кровати-диваны. Одной из удивительно хорошо сохранившихся статуй была классическая бронзовая статуя, изготовленная в период между 340 и 330 годом до нашей эры, названная Статуя Молодости (Statue of a Youth). Вся коллекция найденных артефактов выставлена на всеобщее обозрение в Национальном археологическом музее Афин в Греции, и будет находиться там до августа 2013 года.Вайда (Whydah Gally)
400 миллионов долларов
Вайда важна тем, что она является единственным пиратским кораблём, который когда-либо был найден. Ещё более важно то, что Вайда была флагманским кораблём «Чёрного Сэма» Беллами (“Black Sam” Bellamy), знаменитого капитана пиратов. Корабль был обнаружен Барри Клиффордом (Barry Clifford) в 1984 году после многих лет поисков, и его сокровища поднимаются со дна по сей день. На поверхность были подняты более 200 тысяч артефактов, включая пушки, монеты, золотые украшения, и судовой колокол. С 2007 года, часть артефактов Вайды выставляется на общее обозрение в передвижной выставке под эгидой Национального географического общества. Удачно названная выставка «Настоящие Пираты» (Real Pirates) невероятно популярна.Сокровища Аточи
450 миллионов долларов
В 2007 году «Odyssey Marine Exploration» перевезла 17 тонн монет из Гибралтара в США (точный адрес остался неизвестен). Обломки кораблекрушения, найденные ими незадолго до этого, находились на морском пути, где проплывали многие суда колониальной эпохи, и они не были уверены в принадлежности, размере и возрасте останков. Из-за неопределенности и других проблем, связанных с безопасностью, они не разглашали место нахождения останков кораблекрушения, их принадлежность, дату и тип найденных монет. Сокровище было самым крупным из всех найденных в мире по сей день. Эксперты назвали находку «беспрецедентной» и не имеющей аналогов.Тем не менее, испанское правительство вскоре подало иск на право владения грузом, утверждая, что он был поднят из корабля «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес» (Nuestra Señora de las Mercedes), испанского фрегата, который был затоплен британцами в 1804 году. В 2008 году федеральный суд США приказал компании «Odyssey Marine Exploration» раскрыть расположение места кораблекрушения. Расположение, казалось бы, исключило возможность того, что это была «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес», но после 5 лет судебных разбирательств, суд вынес решение в пользу Испании и сокровища были отправлены в Испанию.