На северо-западе русской земли
Есть город - Лодейное Поле.
Отсюда на Балтику шли корабли –
Им выпала славная доля…
На самом краю современной Ленинградской области, в 240 километрах северо-западнее Северной столицы, находится город со странным названием Лодейное Поле. В свои молодые годы, сталкиваясь с этим названием города я ассоциировал его с неким местом, полем в лесу, но никак ни с городом, покуда сам там не оказался. Я бывал в нём в молодости, весьма регулярно, в охотничьи сезоны. Очень скоро эта забава (охота) мне наскучила и стало незачем туда ездить. Наши дороги разошлись.
Много позже, когда я всерьёз увлёкся историей Санкт-Петербурга, вновь познакомился с городом Лодейное Поле. На этот раз знакомство было осознанным и как много нового я узнал для себя.
Этот удивительный город был заложен на год раньше Санкт-Петербурга, в 1702 году. Бытует легенда, что царь Петр, впервые посетив эти места был просто изумлён наличием «корабельного леса», растущего вокруг. Он распорядился строить в этом месте Олонецкую верфь, а посёлок вокруг верфи сформировался сам по себе. Название города Лодейное Поле говорит о том, что история его неразрывно связана с судостроительством. (ладьи - лодии).
Уже в 1703 году со стапелей Олонецкой верфи сошел первый фрегат Балтийского флота «Штандарт», имевший 28 пушек. Первый поход «Штандарт» совершил в сентябре 1703 года: от верфи по Ладоге и Неве он дошел до нового города Санкт-Петербурга в устье Невы. Так что Лодейное Поле — это самая настоящая колыбель русского флота.
Несколько слов о флагмане Балтийского флота, «первенце флота», как называл фрегат «Штандарт», Пётр Первый.
Название «Штандарт» символизирует обретение Россией нового торгового пути через Балтийское море: в 1703 году царь Петр изменил свой штандарт, добавив к картам трех российских морей четвертую – карту Балтики. Был сделан новый штандарт, и в его честь назвали первый корабль Балтийского флота.
Петр проектировал «Штандарт», совмещая лучшие стороны двух кораблестроительных школ: необходимую для плаваний в Финском заливе уменьшенную осадку, и высокий стройный такелаж английского образца. На примере «Штандарта» видно смешение двух кораблестроительных школ - голландской и английской. Характерным для голландских кораблей была способность плавать по мелкой воде - в связи с тем, что в Голландии многие корабли строились в районах с неглубокими каналами, фрегат имеет «пузатый корпус» и широкое днище. В открытом море, при больших глубинах, где якорь не достанет до дна, важна способность парусного корабля выходить «на ветер», лавировать. Эта способность всегда отличала английские корабли. Отсюда наличие киля ближе к корме и мощное парусное вооружение.
Но, вернёмся к Лодейному Полю. Если верить исследователям флота российского, то метод конвейера был изобретён не в США, Генрихом Фордом, а много раньше, на Лодейщине. Гениальный Меншиков создал четыре производственные цепочки, каждая из которых имела все специализации для изготовления оснащённого корабля или лодии. Начиная от нулевого цикла – заготовки и просушки леса и заготовителей древесного угля, до плотников, литейщиков, изготовителей такелажа. Он добился, что в месяц на воду спускались по 4 ладьи. И пусть они, по началу, были качественно хуже шведских, но как это часто бывало в нашей истории - задавили супостата количеством.
Вот как описывает атмосферу и обстановку тех мест, где вскоре появится город Лодейное Поле, писатель Борис Акунин, в книжке «Ореховый Будда»:
«Но сначала потянулись пни, без конца и краю. Кто-то вырубил здесь бессчетное число могучих сосен, так что получилось будто многоверстное кладбище. Стоял тысячелетний бор, да весь полег, остались одни могилки.
Потом на дальнем краю бывшего леса зачернели дымовые столбы.
– Олонецкие железные печи, – сказал Симпей. – Льют для кораблей пушки и якоря. Там же парусные и канатные мануфактуры. На Ладоге корабль и строят, и снаряжают, и оружают. Потом пускают в реку Неву и дальше в море, шведов воевать. Тысячи народу тут живут, отовсюду согнанные…
<…> они попались на глаза «охотникам», которые рыщут по окрестностям, хватая подряд всех, у кого нет казенной бумаги, и волокут на верфи, заводы и заготовки, получая за то награду – по полтине с головы. Ненасытному Лодейному Полю (или как его звали здесь «Лодейщине») вечно не хватало рабочих рук. Трудники мерли, как мухи, и добыть им замену делалось всё мудреней. Деревни на сто и двести верст вокруг давно опустели. Мужики, кто еще не угодил в солдаты, матросы иль на работы, разбрелись от греха кто куда. Копали, рубили, тесали ловленые бродяги и дезертиры, каторжные колодники, плохо упрятавшиеся раскольники, иногда издали пригоняли пленных шведов и крестьян-чухонцев, но эти жили недолго.
Главнейшим начальником над всею многоверстной стройкой считался санкт-петербургский губернатор князь Меншиков, но за великими государственными заботами светлейший бывал на Лодейщине редко, а заправлял всем шаутбенахт Бессонов, повелитель тел, душ и даже костей, ибо сильно провинных трудников земле не предавали, но вывешивали напоказ, тлеть до голого скелета, и мертвая эта гниль смердела тут повсюду. <…>
Властителя жизни и смерти десяти тысяч рабочих и тысячи охранников звали кто Бессоном (казалось, этот страшный человек никогда не спит), кто Безносом – у него поперек лица чернела повязка, скрывающая отрубленный нос.
Вдоль озерного берега, и на поле, и на вырубках стояли дощатые балаганы… <…>.
Имелась тут и своя присказка: «От Безноса – только к Безносой». Тех, кто пробовал бежать, сажали на кол или ломали на колесе. А пуще того помогала острастка для охраны: солдат, у которых случился побег, по жребию вешали через двоих третьего. Остальных, кому повезло, секли плетьми до сырого мяса и самих отправляли на работы. Поэтому охрана стерегла не за совесть, а за страх – намертво.»
Жуткая картина. Представить сложно, время было простым и жестоким. Российский флот рождался в муках, боли и поту.
Справка: уже к 1704 году было построено 6 фрегатов, 4 шнявы, 4 галеры и 24 полугалеры, образовавшие первую российскую эскадру на Балтике (всего за время существования верфи построено свыше 450 парусных и гребных судов).
Указом Екатерины II от 16 (27) мая 1785 года поселению, сложившемуся вокруг Адмиралтейства на Свири, был пожалован статус города и административного центра Лодейнопольского уезда в составе Олонецкого наместничества. Город получил название Лодейное Поле. Указом от 26 июля (6 августа) 1785 года Екатерина II «Всевысочайше соизволила конфирмовать» план нового города, а 4 (15) октября 1788 года был утверждён его герб.
Кратко о дальнейшей истории города. Во 2-й половине XIX века город стал центром торговли лесом на реке Свирь. В начале XX века место политической ссылки. С 1927 года районный центр, в 1927-1930 окружной центр Ленинградской области.
Рассказывая о Лодейном Поле, нельзя не вспомнить о Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре, находящимся неподалёку от города и основанном святым Александром Свирским в конце XV века. Его не простая судьба, особенно в советские годы, заслуживает отдельного рассказа.
В годы Великой Отечественной войны, в 1941-1944 годы, город находился на переднем крае обороны Карельского фронта в течение 1005 дней, защищая Дорогу жизни и подступы к Ленинграду, был разрушен практически полностью поэтому исторических сооружений не сохранилось, но сам город, как малая родина флота российского, остались навсегда в истории нашего государства.
Сегодня город Лодейное Поле – районный центр муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области.
Спасибо, что нашли время прочесть этот рассказ.