Найти в Дзене
Мир глазами историка

Невозможные маршруты из фильма Э. Рязанова "Невероятные приключения итальянцев в России"

Знаменитой кинокомедии Эльдара Рязанова посвящено столько публикаций, что прочтение всех их наверняка по затраченному времени перекроет в десятки раз продолжительность самого фильма. И, всё-таки, не попадалось автору этой статьи публикаций, которые коснулись бы, так сказать, городской географии сюжета. Хотелось бы поделиться, не в плане критики ни в коем случае, как строились римские и, особенно, петербургские маршруты героев фильма "Невероятные приключения итальянцев в России". Рим Римский маршрут в сущности один. Это путь на автомашине скорой помощи двух родственников-итальянцев Антонио и Джузеппе в самом начале фильма. Первые кадры — это проезд по мостам Фабричио и Честио с левого на правый берег р. Тибр. Затем они сразу едут по набережной мимо замка Святого Ангела. Потом, правда, всё логично: автомобиль с героями фильма Антонио и Джузеппе едет по ул. Примирения (Via della Conciliazione) к площади Святого Петра (это уже Ватикан). Но с площади Святого Петра они сразу попадают на п
Оглавление
Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки
Кадр из фильма "Невероятные приключения итальянцев в России". Фото взято с ресурса Яндекс.Картинки

Знаменитой кинокомедии Эльдара Рязанова посвящено столько публикаций, что прочтение всех их наверняка по затраченному времени перекроет в десятки раз продолжительность самого фильма. И, всё-таки, не попадалось автору этой статьи публикаций, которые коснулись бы, так сказать, городской географии сюжета. Хотелось бы поделиться, не в плане критики ни в коем случае, как строились римские и, особенно, петербургские маршруты героев фильма "Невероятные приключения итальянцев в России".

Вечный город. Фото из архива автора
Вечный город. Фото из архива автора

Рим

Римский маршрут в сущности один. Это путь на автомашине скорой помощи двух родственников-итальянцев Антонио и Джузеппе в самом начале фильма. Первые кадры — это проезд по мостам Фабричио и Честио с левого на правый берег р. Тибр. Затем они сразу едут по набережной мимо замка Святого Ангела.

Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты
Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты

Потом, правда, всё логично: автомобиль с героями фильма Антонио и Джузеппе едет по ул. Примирения (Via della Conciliazione) к площади Святого Петра (это уже Ватикан). Но с площади Святого Петра они сразу попадают на площадь дель Пополо (Piazza del Popolo), причём явно с самой неподходящей стороны.

Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты
Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты

После непродолжительной езды по улицам Рима они оказались вроде как на площади Венеция. "Вроде как" потому, что Антонио и Джузеппе на автомашине скорой помощи действительно на площади Венеция, за спиной у них монумент первому королю Италии Виктору Эммануилу II и здание музеев рисорджименто и морских военных знамён. А вот полицейский-регулировщик стоит на улице Христофора Колумба, имея за спиной обелиск Маркони, в районе, застроенном на юге Рима во времена Бенито Муссолини. Это за 7 км от автомашины, в которой едут герои фильма.

Антонио и Джузеппе на площади Венеция. Кадр из фильма
Антонио и Джузеппе на площади Венеция. Кадр из фильма

А полицейский-регулировщик за 7 км от них на ул. Христофора Колумба. Кадр из фильма
А полицейский-регулировщик за 7 км от них на ул. Христофора Колумба. Кадр из фильма

Дальше два эти двое — зять и шурин, едут мимо Форума к Колизею, что в общем логично, если только они развернулись бы на светофоре в обратную сторону. Проехав мимо Колизея совсем близко, так, что в окно автомашины видны выбоины в стене этого исторического памятника, Антонио и Джузеппе сразу въехали на площадь Навона за 1,8 км от стен Колизея, и опять с другой стороны от возможного направления. Там, изрядно покатав по центру вечного города, Антонио высаживает своих детей и жену, она же сестра Джузеппе. Дальше уже не имеет значения — герои на автомашине оказываются в больничном городке, установить местоположения которого не стоит тратить время.

Весь маршрут Антонио и Джузеппе. Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты
Весь маршрут Антонио и Джузеппе. Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты

Ленинград

Огрехи римского маршрута можно было бы отнести к продолжительности съёмок по времени, или к обилию отснятого материала, из которого не весь вошёл в кинокартины, или как вариант, что использованы просто документальные материалы, что маловероятно.

Но ленинградские маршруты даже при своей многочисленности вряд ли можно только этим объяснить. Чтобы не утомлять читателей, остановимся только на 2-х самых интересных маршрутах: а) попытки обнаружить клад, замаскировавшись в рабочих газовой службы; б) погоня льва за героями, нашедшими сокровище.

Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты
Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты

В первом сюжете всё начинается с того, что герои фильма — Ольга (наследница сокровищ бабушки-эмигрантки), Андрей (про которого ещё не знают, что он милиционер), Антонио и Джузеппе, залегендировавшись как коммунальная служба газоснабжения, шумно ведут раскопки возле здания Государственной академической капеллы на набережной р. Мойки как раз на выходе на Певческий мост, ведущий к Дворцовой площади (на карте № 1). Только никаких львов и никакого фонтана (приметы, сообщённые Ольге её умирающей бабушкой в начале фильма) там нет.

Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты
Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты

Сокровищ на указанном месте не оказалось, зато герои смогли наказать конкурента (мафиозо Розарио Агро), утопить его вместе с телефонной будкой в р. Мойке. Расстроенные неудачей, бредут уже по Исаакиевской площади (на карте № 2) и натыкаются на живого, но переодевшегося и с чемоданчик ом мафиозо. Потом погоня, избиение мафиозо и чемоданчик у Джузеппе (на карте № 3). Всё это происходит в колоннаде Казанского собора на Невском проспекте. Потом погоня за Джузеппе остальных троих компаньонов, почему-то по стрелке Васильевского о-ва (на карте № 4). А догнали шурина Антонио только на площади Восстания в сквере, которого сейчас нет, возле памятника Льву Толстому, которого там никогда и не было (на карте № 5). Правда, в чемоданчике оказалось вместо сокровищ взрывное устройство, которым герои устранили идущий на снос старый дом, который перекрывал магистральный проезд к Невскому проспекту. Но и здесь стоит пояснить, что никакого такого дома, перекрывающего Невский проспект, там никогда и не было.

Вид на Невский проспект, открывшийся благодаря взрыву. Кадр из фильма
Вид на Невский проспект, открывшийся благодаря взрыву. Кадр из фильма

Несуществующий фонтан. Кадр из фильма
Несуществующий фонтан. Кадр из фильма

Несуществующий памятник Льву Толстому. Кадр из фильма
Несуществующий памятник Льву Толстому. Кадр из фильма

Второй маршрут можно выстроить от условной клетки со львом в Ленинградском зоопарке, который в 1970-е находился на том же месте, что в наше время. Кстати, если присмотреться, куда же приехала наследница бабушкиных сокровищ Ольга, то станет ясно, что это никак не Ленинградский зоопарк.

В изображении клетки со львом, демонстративно поставленной на бугре, уже не заморачивались на необходимость в 100 шагах фонтана. Правда, на заднем плане маячит неестественный силуэт Петропавловского собора со знаменитым шпилем. Что, видимо, должно придать достоверности изображаемому: Ленинградский зоопарк действительно находится недалеко от Петропавловской крепости.

Якобы проникнув через забор якобы зоопарка герои сразу оказались... возле здания Сената и Синода и бросились догонять технический трамвай, уходящий на Конногвардейский бульвар. Это примерно в 2-х км от реального места нахождения Ленинградского зоопарка. На том же трамвае-площадке Антонио, Джузеппе, Андрей, Ольга и мафиозо на следующих кадрах уже ехали с моста Белинского через р. Фонтанку мимо здания цирка куда-то на Инженерную улицу. И вдруг оказались уже на стрелке Васильевского острова, едущими то в сторону Дворцового моста, то от него мимо Зоологического музея и Биржи. В то же самое время они успевают перемещаться по ул. Миллионная в месте подъезда к Троицкому мосту (обложка статьи). В конце концов из-за заскочившего на платформу льва покинули трамвай и бросились бежать в сторону Дворцового моста, но оказались в Петропавловской крепости. Потом в погоню включается ещё один персонаж — Хромой в исполнении Евгения Евстигнеева и вся компания внезапно оказывается на ул. Зодчего Росси, где Хромой в испуге от преследующего его льва возвращает сундучок с сокровищами, а лев продолжает преследовать пятёрку самых удачливых кладоискателей по Дворцовой площади. В итоге все оказались сидящими на сфинксе на Университетской набережной Васильевского острова. Там милиционер Андрей отвлекает льва на себя, пока итальянцы пытаются скрыться в лодке. Конец погони — прыжок льва с Биржевого моста в лодку и погоня теперь уже за ним на моторном катере по какой-то странной траектории по акватории р. Невы.

Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты
Скриншот страницы ресурса Яндекс.Карты

Вот такие странные зигзаги рисовали по мистифицированному Риму и куда более мистифицированному Ленинграду герои кинокомедии Эльдара Рязанова "Невероятные приключения итальянцев в России".

Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.