Знаменитой кинокомедии Эльдара Рязанова посвящено столько публикаций, что прочтение всех их наверняка по затраченному времени перекроет в десятки раз продолжительность самого фильма. И, всё-таки, не попадалось автору этой статьи публикаций, которые коснулись бы, так сказать, городской географии сюжета. Хотелось бы поделиться, не в плане критики ни в коем случае, как строились римские и, особенно, петербургские маршруты героев фильма "Невероятные приключения итальянцев в России".
Рим
Римский маршрут в сущности один. Это путь на автомашине скорой помощи двух родственников-итальянцев Антонио и Джузеппе в самом начале фильма. Первые кадры — это проезд по мостам Фабричио и Честио с левого на правый берег р. Тибр. Затем они сразу едут по набережной мимо замка Святого Ангела.
Потом, правда, всё логично: автомобиль с героями фильма Антонио и Джузеппе едет по ул. Примирения (Via della Conciliazione) к площади Святого Петра (это уже Ватикан). Но с площади Святого Петра они сразу попадают на площадь дель Пополо (Piazza del Popolo), причём явно с самой неподходящей стороны.
После непродолжительной езды по улицам Рима они оказались вроде как на площади Венеция. "Вроде как" потому, что Антонио и Джузеппе на автомашине скорой помощи действительно на площади Венеция, за спиной у них монумент первому королю Италии Виктору Эммануилу II и здание музеев рисорджименто и морских военных знамён. А вот полицейский-регулировщик стоит на улице Христофора Колумба, имея за спиной обелиск Маркони, в районе, застроенном на юге Рима во времена Бенито Муссолини. Это за 7 км от автомашины, в которой едут герои фильма.
Дальше два эти двое — зять и шурин, едут мимо Форума к Колизею, что в общем логично, если только они развернулись бы на светофоре в обратную сторону. Проехав мимо Колизея совсем близко, так, что в окно автомашины видны выбоины в стене этого исторического памятника, Антонио и Джузеппе сразу въехали на площадь Навона за 1,8 км от стен Колизея, и опять с другой стороны от возможного направления. Там, изрядно покатав по центру вечного города, Антонио высаживает своих детей и жену, она же сестра Джузеппе. Дальше уже не имеет значения — герои на автомашине оказываются в больничном городке, установить местоположения которого не стоит тратить время.
Ленинград
Огрехи римского маршрута можно было бы отнести к продолжительности съёмок по времени, или к обилию отснятого материала, из которого не весь вошёл в кинокартины, или как вариант, что использованы просто документальные материалы, что маловероятно.
Но ленинградские маршруты даже при своей многочисленности вряд ли можно только этим объяснить. Чтобы не утомлять читателей, остановимся только на 2-х самых интересных маршрутах: а) попытки обнаружить клад, замаскировавшись в рабочих газовой службы; б) погоня льва за героями, нашедшими сокровище.
В первом сюжете всё начинается с того, что герои фильма — Ольга (наследница сокровищ бабушки-эмигрантки), Андрей (про которого ещё не знают, что он милиционер), Антонио и Джузеппе, залегендировавшись как коммунальная служба газоснабжения, шумно ведут раскопки возле здания Государственной академической капеллы на набережной р. Мойки как раз на выходе на Певческий мост, ведущий к Дворцовой площади (на карте № 1). Только никаких львов и никакого фонтана (приметы, сообщённые Ольге её умирающей бабушкой в начале фильма) там нет.
Сокровищ на указанном месте не оказалось, зато герои смогли наказать конкурента (мафиозо Розарио Агро), утопить его вместе с телефонной будкой в р. Мойке. Расстроенные неудачей, бредут уже по Исаакиевской площади (на карте № 2) и натыкаются на живого, но переодевшегося и с чемоданчик ом мафиозо. Потом погоня, избиение мафиозо и чемоданчик у Джузеппе (на карте № 3). Всё это происходит в колоннаде Казанского собора на Невском проспекте. Потом погоня за Джузеппе остальных троих компаньонов, почему-то по стрелке Васильевского о-ва (на карте № 4). А догнали шурина Антонио только на площади Восстания в сквере, которого сейчас нет, возле памятника Льву Толстому, которого там никогда и не было (на карте № 5). Правда, в чемоданчике оказалось вместо сокровищ взрывное устройство, которым герои устранили идущий на снос старый дом, который перекрывал магистральный проезд к Невскому проспекту. Но и здесь стоит пояснить, что никакого такого дома, перекрывающего Невский проспект, там никогда и не было.
Второй маршрут можно выстроить от условной клетки со львом в Ленинградском зоопарке, который в 1970-е находился на том же месте, что в наше время. Кстати, если присмотреться, куда же приехала наследница бабушкиных сокровищ Ольга, то станет ясно, что это никак не Ленинградский зоопарк.
В изображении клетки со львом, демонстративно поставленной на бугре, уже не заморачивались на необходимость в 100 шагах фонтана. Правда, на заднем плане маячит неестественный силуэт Петропавловского собора со знаменитым шпилем. Что, видимо, должно придать достоверности изображаемому: Ленинградский зоопарк действительно находится недалеко от Петропавловской крепости.
Якобы проникнув через забор якобы зоопарка герои сразу оказались... возле здания Сената и Синода и бросились догонять технический трамвай, уходящий на Конногвардейский бульвар. Это примерно в 2-х км от реального места нахождения Ленинградского зоопарка. На том же трамвае-площадке Антонио, Джузеппе, Андрей, Ольга и мафиозо на следующих кадрах уже ехали с моста Белинского через р. Фонтанку мимо здания цирка куда-то на Инженерную улицу. И вдруг оказались уже на стрелке Васильевского острова, едущими то в сторону Дворцового моста, то от него мимо Зоологического музея и Биржи. В то же самое время они успевают перемещаться по ул. Миллионная в месте подъезда к Троицкому мосту (обложка статьи). В конце концов из-за заскочившего на платформу льва покинули трамвай и бросились бежать в сторону Дворцового моста, но оказались в Петропавловской крепости. Потом в погоню включается ещё один персонаж — Хромой в исполнении Евгения Евстигнеева и вся компания внезапно оказывается на ул. Зодчего Росси, где Хромой в испуге от преследующего его льва возвращает сундучок с сокровищами, а лев продолжает преследовать пятёрку самых удачливых кладоискателей по Дворцовой площади. В итоге все оказались сидящими на сфинксе на Университетской набережной Васильевского острова. Там милиционер Андрей отвлекает льва на себя, пока итальянцы пытаются скрыться в лодке. Конец погони — прыжок льва с Биржевого моста в лодку и погоня теперь уже за ним на моторном катере по какой-то странной траектории по акватории р. Невы.
Вот такие странные зигзаги рисовали по мистифицированному Риму и куда более мистифицированному Ленинграду герои кинокомедии Эльдара Рязанова "Невероятные приключения итальянцев в России".
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.