Найти тему
Библио-лаборатория

Приключения Лотара Желтогового или Наши Круче Конана

Сложно найти хотя бы одного любителя фэнтези (особенно из «старой школы»), которые не прошли в своей читательской (а у многих — и зрительской) карьере «этап Конана». Неугомонный и неубиваемый варвар-киммериец навсегда остался своего рода мерилом героического фэнтези — об этом можно судить уже хотя бы по количеству и популярности многочисленных продолжений и спин-оффов, в участии которых принимают участие самые маститые авторы (причем не только лишь специалисты-фэнтезийщики).

Однако помимо прямых продолжений есть еще и солидный пласт произведений, вроде бы не объединенных с вселенной Конана, и тем не менее совершенно очевидно связанных с ней на даже более глубоком, эмоциональном уровне. К таким можно смело отнести и цикл российского писателя Николая Басова о Лотаре Желтоголовом.

Обложка первого издания романа
Обложка первого издания романа

История Лотара, бывшего наемника, волею судеб ставшего драконьим оборотнем, то есть человеком, обладающим огромными возможностями черного дракона, но тем не менее оставшегося именно человеком, начинается в идеальном «конановском» стиле. Повесть-пролог цикла, «Жажда», стартует, что называется, с места в карьер, и ни на секунду не замедляет темпа. Герой с ходу попадает в отчаянную схватку с бандитами, едва вырвавшись от них, оказывается у могущественного злобного колдуна и так далее до самого финала. Классика: коротенькая экспозиция (буквально в двух-трех предложениях: где, кто, когда) — а потом взмах боевого топора, стремительное сверкание ятагана, и погнали! Характеры персонажей? Какие характеры, не до сантиментов тут, надо в очередной раз драться — и хорошо, если с людьми, а не с демонами…

Когда-то давно я прочитал весь цикл от первой до последней книги, но запомнились мне на самом деле, лишь повесть-пролог и первый полнообъемный роман, «Доказательство человечности». Сейчас же, по случаю вспомнив и взявшись перечитывать, увы, опять-таки дальше первых двух произведений не ушел, поняв, что в пятьдесят лет невозможно с тем же настроем читать то, что увлекало тебя четверть века назад.

Не поймите меня неправильно — произведения неплохие. Просто они совершенно жанровые, со всеми плюсами и минусами своего жанра. Могучий главный герой (Басов переплюнул даже Говарда, наделив своего героя не просто мощью, но магической мощью дракона), его преданный друг и соратник, тоже недурственный воин, но все-таки всего лишь человек, и далее — стремительная круговерть визирей (сеттинг романа сориентирован в условном средневековом «ближнем Востоке»), принцесс, королей, капитанов стражи, колдунов, разбойников, наемников, и вообще всего, что только можно впихнуть в фэнтезийные роман — практически ради того, чтобы главному герою было с кем драться и кого спасать.

Поскольку красивыми обложками книги серии не слишком избалованы, пусть будет этот прекрасный фан-арт.
Поскольку красивыми обложками книги серии не слишком избалованы, пусть будет этот прекрасный фан-арт.

Темп автор задает такой стремительный, что немногочисленные интермедии воспринимаются скорее как «провисания», хотя фактическими ими не являются. Эмоции персонажей подчеркнуто ярки и преувеличены до почти гротескной формы — если ярость, то обязательно неистовая (впрочем, может быть и черная), если отчаяние, то глубочайшее, если радость — то обжигающая, и так далее. Что поделать — канон! Обычных людей в книге практически нет (разве что в роли статистов в очередной кровопролитной схватке), зато то и дело, словно чертики из коробочки, появляются могущественные маги, демоны, принцессы-ведьмы и прочие «фигуры влияния». Все он, все канон проклятущий…

Вообще самое удачное в первом романе цикла — это название. «Доказательство человечности» - именно это словосочетание сподвигло меня когда-то взяться за цикл. Правда, доказывает свою человечность Лотар почему-то почти исключительно при помощи меча (кстати, забавный нюанс — герой романа дает своему мечу имя Гвинед, явно кельтского происхождения, хотя сам меч по описанию — типичнейшая японская катана, вплоть до обмотки на рукояти из кожи ската. НУ да ладно, фэнтези все-таки…

К сожалению проза Басова в свое время совершенно затерялась на фоне более успешных Перумова и Пехова. Не сказать, что последние так уж сильно лучше писали, скорее просто так маркетинговые звезды сложились. Тем более приятно напомнить о отличном образчике отечественной героической фэнтези в лучших традициях Роберта Говарда.