Найти тему

Эх, «Яблоко», куда ты катишься: есть идеи, но нет реализации

Оглавление
KazanFirst
KazanFirst

Партия декларирует либеральную направленность, но на федеральном уровне проводит электоральную политику заметно слабее, чем на региональном. У них отсутствует дисциплина, и до выборов уже ничего не исправишь.

Партия «Яблоко» фактически отказалась от общефедерального списка в думской кампании – в ней значится только глава партии Николай Рыбаков. Основатель и многолетний лидер партии Григорий Явлинский выдвигаться не стал, но заявил, что будет активно вовлечен в ход кампании. Всего «яблочники» выдвинули по федеральному округу список из 300 кандидатов по 90 региональным группам.

Нужно что-то менять

Глава татарстанского отделения партии Руслан Зинатуллин (который, кстати, возглавил татарстанскую региональную группу) заявил в разговоре с журналистом KazanFirst Альбертом Муртазиным – партия идет на выборы с идеей, что что-то нужно менять во власти, потому что ситуация близится к тупику.

– На сегодняшний день фактически права и свободы человека попираются государством – это основное. Потому что если не будет свободы, то не будет экономического роста. Рост возможен, только если есть, в том числе, свобода предпринимательства, у нас с этим тоже есть проблемы, – сказал Зинатуллин.

Он оценивает перспективы на выборах положительно, потому что люди действительно хотят перемен.

– Многие люди считают, что партии, которые сейчас есть в Госдуме, являются псевдооппозицией, потому что по ряду вопросов они голосуют единогласно. Поэтому думаю, что шансы хорошие, – добавил собеседник.
KazanFirst
KazanFirst

Касательно задач Зинатуллин закономерно говорит, что партия намерена войти в парламент и создать там фракцию.

– Мы хотим донести до людей то, что мы считаем важным. В период этой избирательной кампании, с помощью агитации, с помощью СМИ. Власть этого боится, – отметил собеседник.

Работу с избирателями партийцы собираются вести через соцсети и мессенджеры, через лидеров мнений, раздавать буклеты и газеты, а также обращаться через СМИ. Если кандидатов от «Яблока» не снимут, уточнил Руслан Зинатуллин.

Непонятно, для чего нужны партии

Следует отметить, что институциональный крах навальнистов теоретически может притянуть протестный электорат к «Яблоку», хотя это и маловероятно. Особенно учитывая то, что Явлинский неоднократно критиковал Навального.

Политтехнолог, управляющий партнер агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов отметил, что поддержка и популярность партии «Яблоко» сильно отличается от региона к региону.

– К сожалению, партия «Яблоко» превратилась в политическую инфраструктуру для оппозиционных и протестных проектов, растеряла идеи и идеологическую базу, провела предельно скучный съезд и фактически отказалась от общефедерального списка. Партии без федеральных лиц не имеют шансов на прохождение в Думу современной России. Политика центральных телеканалов в этом сезоне еще продолжает оказывать ключевое воздействие на избирателей. Очевидно, «Яблоко» рассчитывает получить свой один мандат за прохождение 5%-ного барьера, как и в нынешнем созыве. Поэтому общефедеральная часть списка этой партии и содержит всего одного человека – Николая Рыбакова, – отметил Кутилов. – Пока в Татарстане «Яблоко» выглядит как партия без идеи, без лидеров и без амбиций.

Кстати, возможно, что злую шутку с татарстанским отделением сыграло то, что в ходе прошлой муниципальной избирательной кампании сосредоточили практически все свои усилия на том, чтобы войти в Совет Осиновского сельского поселения. Таким образом, они хотели получить рычаг для воздействия на строительство мусоросжигательного завода – это было фактически основным направлением в повестке партии. В итоге из этого ничего не вышло – ключевых кандидатов сняли из-за ошибок в документах, а партия, по сути, выпала из кампании.

KazanFirst
KazanFirst

Кутилов также указал на более, скажем, концептуальную проблему партии, а именно на продолжающийся не первый сезон кризис субъектности. Все глубже прослеживается проблема в понимании роли партии в жизни. Особенно это касается молодой аудитории, глубоко погруженной в интернет.

– Сейчас жизнь довольно сильно упрощена – ты легко заключаешь контракты, легко покупаешь, оплачиваешь, возвращаешь. Сервисный подход к жизни создает запрос на сервисный подход и к другим сферам, в том числе общественно-политической. И когда появляются прямые каналы взаимодействия власти и людей, к примеру, «Народный контроль» или Инстаграм руководителя территории, роль политической партии представительных органов власти снижается и попадает в кризис. И в итоге сложно объяснить, а что такое партия вообще, зачем она нужна в повседневной жизни человека, – рассуждает эксперт.

«Яблоко» в этом имеет гораздо худшие позиции, потому что либеральное крыло – это крыло молодое и интеллигентское – это люди, которые много читают, глубоко погружены в интернет, госуслуги и прочее. И им партия как субъект выстраивания отношений с властью перестает быть нужным. Они понимают, как происходит самоорганизация современного общества, без участия партии.

– Это и есть кризис субъектности партии. Причем чем более либеральную позицию занимает партия, тем глубже этот кризис, – добавил Кутилов. – Центристские партии, которые отстаивают принцип патернализма, формулируют ответ на этот вопрос более понятно. И там запрос на социальную защиту электората выше.

Причина кризиса - внутри

Политолог, политтехнолог, гендиректор АНО «Центр изучения проблем международных санкционных режимов» Марат Баширов считает, что у «Яблока» всегда были на всех выборах очень хорошие шансы и очень плохая реализация этих шансов.

– Потребность избирателей слышать таких депутатов и партию в целом на федеральном уровне есть – мы видим, что они получают хороший результат на региональных выборах, они оказываются в составе региональных парламентов. И при этом у них все время сбоит на федеральном уровне. Очень многое зависит от того, способны ли они делать выводы из тех ошибочных, неудачных кампаний на федеральных выборах, или это такая «родовая травма» этой партии, которая не исправляется, – рассуждает эксперт. – И это при том, что к ним все время достаточно лояльное отношение, так скажем, системы. То есть они не подвергаются прессингу так называемых администраторов, они достаточно легко проходят законодательные и процедурные барьеры в избирательных комиссиях. То есть где-то причина внутри все-таки.

Баширов считает, что для того, чтобы переломить ситуацию, партийцам нужно договориться о своих целях, о той миссии, которую они должны в конечном итоге донести до своих избирателей.

– Второе – они должны согласиться с тем, что должна быть партийная дисциплина. Есть общее мнение, что они либералы, но и либералы, если хотят действовать согласованно, должны понимать, что есть партийная дисциплина и есть те органы, в составе которых будут работать люди, которые будут эту дисциплину поддерживать. То есть они могут определить, кто будет более жестким, кто более гибким, но если уж доверили такие решения, то после этого им нужно подчиняться, иначе не будет результата, – продолжает собеседник.
KazanFirst
KazanFirst

Он указал, что с точки зрения управления партией возможностей что-то изменить до выборов уже нет, потому что все процедурные моменты пройдены.

– Есть возможность пропагандистского характера, потому что эта избирательная кампания характеризуется тем, что она будет крайне скоротечной. К тому же мы видим те потолки, которые есть у системных, парламентских партий, что создает огромные возможности для тех, кто претендует на преодоление 5%-ного барьера. У «Яблока» здесь исключительное положение в сравнении с этой группой претендентов. У партии огромная известность и не очень высокий антирейтинг. Эти два критерия обычно берут во внимание, когда обсуждают как раз шансы партий. Мы понимаем, что эта скоротечная кампания дает возможность буквально за неделю получать или терять 5-7%. Это не инерционная кампания, в ней будут работать очень яркие лозунги и так называемые «черные лебеди» – события, которые будут наносить урон партиям. Так вот у «Яблока» есть лидеры, есть узнаваемость и устойчивое представление избирателей, чего бы они хотели услышать от партии, – отметил Баширов.

По его мнению, у избирателей есть настроение что-то изменить. Менять что-то можно двумя способами. Первый – найти кого-то нового. Или довериться тому, кто давно претендует, заявляет о своих амбициях, а это как раз «Яблоко».

– Я, честно говоря, не верю, что люди, которые хотят перемен, готовы массово проголосовать, например, за «Родину» или Партию пенсионеров. Они скорее будут пытаться услышать что-то от «Единой России», «Справедливой России», нежели искать там. А как раз те, кто настроен на перемены и при этом у них, как мы это часто говорим, продемократические, либеральные взгляды, как раз не будут голосовать за «ЕР» консолидированно. Они будут искать кого-то – и вот здесь «Яблоко» как раз может претендовать. Но опять подчеркну, они должны выступить консолидированно. Нельзя допускать, чтобы Шлосберг говорил одно, а Явлинский – другое. И уж тем более, чтобы они спорили публично, что, в общем, регулярно в «Яблоке» повторяется, – заключил Баширов.