Найти тему
Хохлов Сабатовский

Штатив vs Съёмка с рук: что выбрать?

Оглавление

Два базовых и самых распространённых операторских приёма — съёмка со штатива и ручная камера, казалось бы, отходят на второй план с массовым распространением стабилизаторов, кранов, роботов и других устройств.

Начинающий кинодел может подумать, что прежде чем начать снимать, ему необходимо закупиться всеми этими аксессуарами, чтобы картинка выглядела стильно и современно.

Это очень дорогостоящее заблуждение. Для того чтобы снять качественное видео, в большинстве случаев достаточно использовать штатив или ручную камеру.

Давайте разберём, в каких условиях и для достижения каких эмоциональных откликов зрителя стоит использовать эти два приёма.

Штатив

Абсолютное большинство сцен в кино снято со штатива. На это есть множество причин.

Например, съёмка со штатива позволяет максимально точно выстроить мизансцену и расставить необходимые согласно творческому замыслу акценты в интерьере/действиях персонажей.

Со штатива снимают диалоги (традиционная «восьмёрка»), сцены, где необходимо использовать теле- или макрообъективы или широкоугольную оптику (например, с целью показать, насколько мал человек по сравнению с окружающим его пейзажем).

-2

Съёмка со штатива кажется обманчиво простой. Установил, выставил кадр и нажимаешь Rec.

Если технически работать со штативом действительно проще, чем с краном, большой системой стабилизации или даже ручной съёмкой, то в плане подготовки к съёмке необходимо быть очень скрупулёзным, поскольку неверно снятые кадры не будут «биться» на монтаже.

Давайте рассмотрим базовые операторские приёмы, которые можно использовать со штативом.

Панорамирование

Приём осуществляется с помощью перемещения камеры, зафиксированной на штативе, в горизонтальной плоскости от точки А до точки B.

Этот приём не так прост, как кажется на первый взгляд.

Для того чтобы обеспечить плавность движения камеры во время панорамирования нужно соблюсти несколько правил:

  • выбрать жидкостную штативную головку,
  • практиковаться вращать камеру без рывков уверенным движением,
  • а также правильно рассчитать скорость движения камеры (иначе возникнет неприятный для глаза эффект стробирования).

Наиболее медленное движение камеры необходимо если объект остаётся неподвижен в кадре.

При этом нельзя забывать о композиции — она должна быть продумана как в начале, так и в конце панорамирования.

-3

Наклон

Наклон осуществляется за счёт перемещения камеры по вертикальной оси от точки А до точки B, что позволяет проследить за действием в кадре или познакомить зрителя с окружением сцены или персонажами.

Наклон так же как и панорамирование позволяет охватить больше пространства сцены в одном кадре.

Оба эти приёма активно использует Квентин Тарантино в фильме «Омерзительная восьмерка».

-4

Зум

Зуммирование представляет собой оптическое изменение фокусного расстояния, при котором создаётся своего рода иллюзия того, что камера приближается к объекту.

Этот приём значительно меньше распространен в современном художественном кино, чем панорамирование или наклон, прежде всего потому, что зум зачастую может прервать эффект погружения в кино.

Куда чаще подобный приём используется в документальных (псевдодокументальных) фильмах и новостных репортажах.

В кино зум часто «маскируют» одновременным панорамированием, а также движением самих персонажей в кадре.

Голландский угол

Этот экзотический приём позволяет достичь абсолютно разного эффекта на зрителя (в зависимости от контекста).

Он достигается путём намеренного завала горизонта в кадре. Например, в фильме «12 обезьян» Терри Гиллиама голландский угол позволяет зрителю уловить тревожность и непонимание, которые ощущает герой Брюса Уиллиса попавший с помощью машины времени в прошлое — и не просто на улицу, а в психиатрическую лечебницу.

-5

Голландский угол — один из излюбленных приёмов режиссёра Дэнни Бойла («На игле», «Пляж», «28 дней спустя» и другие).

Искажённая, неправильная перспектива, получаемая с помощью этого приёма, позволяет режиссёру создать атмосферу хаоса и лёгкой степени помешательства, которое сопровождает героев фильма «На игле».

Эффектно использовал этот приём Альфред Хичкок в знаменитом фильме ужасов «Птицы».

-6

Ручная съёмка

Удивительный факт, но все вышеперечисленные приёмы можно использовать и при съёмке с рук.

Конечно, движения не будут столь плавными, а границы кадра будут «варьироваться» в зависимости от степени тряски камеры. Но тем не менее, у ручной, как её еще называют, «живой» камеры совершенно другие задачи.

Ручная съёмка в документалистике

Съёмка с рук широко распространена при съёмке документальных или псевдодокументальных фильмов (мокьюментари), когда действие происходит здесь и сейчас и ставить камеру на штатив нет времени или смысла, поскольку, например, все действие происходит в движении.

В подобных фильмах оператор зачастую играет роль одного из действующих лиц (см. любой фильм Росса Макэлви).

В качестве примера мокьюментари полностью снятого ручной камерой можно привести известный фильм «Ведьма из Блэр». Живая тряска камеры позволяет зрителю больше вовлечься в происходящее на экране и поверить в достоверность происходящего.

Ручная съёмка для достижения эффекта напряжения

Множество фильмов французской «новой волны» — режиссёров Франсуа Трюффо, Жана-Люка Годара, — снимались с использованием приёмов ручной съёмки.

Отчасти это был своеобразный протест против сформировавшихся на тот момент устоев в съёмке кино. Впоследствии приём был взят на вооружение современными режиссёрами.

Ларс Фон Триер использовал ручную камеру при съёмках нашумевшего фильма «Дом, который построил Джек», так же как и ряда других своих картин (например, «Догвилль»), для достижения атмосферы напряжения.

-7

Ручная камера позволяет усилить ряд эмоций героев — тревогу, злость или расчётливость, как в случае с картиной Триера.

Ручная съёмка для достижения эффекта присутствия

Известный оскароносный оператор Эммануэль Любецки часто снимает с рук.

Он использовал такую съёмку для погружения зрителя в хаос в фильме «Дитя человеческое» — в ряде сцен камера «становилась» глазами зрителя, который таким образом не просто отстраненно наблюдал за разворачивающимся апокалипсисом, но и сам принимал в нём участие.

-8

В картине «Выживший» оператор также становится почти действующим лицом фильма — камера «уворачивается» от стрел, падает, поднимается и так далее.

Для этого фильма Любецки в принципе выбирает необычные ракурсы.

-9

Так что же выбрать?

Одним из главных преимуществ ручной съёмки остаётся мобильность.

В узких помещениях/автомобилях такой приём может во многом облегчить жизнь оператору и съёмочной группе.

Но, тем не менее, главным критерием при выборе — снимать с рук или штатива, — должна быть изначальная задача, будь то усиление атмосферы или отстранённая демонстрация окружения персонажей, создание напряжения, тревоги или спокойные статичные кадры диалога.

Потому что только вдумчивая, продуманная съёмка поможет заставить зрителя пережить сильные запоминающиеся эмоции от вашей истории.