Найти тему
About_1979

ЛИТ-АНАЛИЗЫ (Поз.12)

86. Анализ=Актуальность+Теоретизм (3.3.)

После «РОЛИ» (3.1.) и «СПЕЦИФИКИ» (3.2.), третий Аспект литературы, а именно «АНАЛИЗ» в составе «АКТУАЛЬНОСТЬ – соответствие линии» и «ТЕОРЕТИЗМ или профессионализм».

(см. - Рубанов - Разделение личности, 2005; Willem van Haecht - Apelles painting Campaspe, circa 1630; Малевич в 1913 и Шагал в 1918 и Ancher - Kритики, 1906)

Сегодня вообще и обще-стратегически или по-модернизированному:

«Овладение умениями эстетического и смыслового анализа произведений устного народного творчества и художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов» - что это?

Рубанов - Разделение личности, 2005
Рубанов - Разделение личности, 2005

3.3.а. Эстетические смыслы – дуализм или раскаряка!

Смысл анализа или Анализ смысл(ов)а и навыки и умения для смыслования и анализа, по поводу текста – «произведения» художественной литературы.

Получив потребность в общении с искусством и в развитие художественного вкуса и поняв метод диалогическое восприятие художественных произведений имеем включение мира искусства во внутренний мир личности.

Поэтому психологический анализ эстетических вопросов выполняет задачу: активизировать процесс эмоционально-образного восприятия произведений искусства; развить эстетические способности; сформировать навыки аналитического восприятия и интерпретационного понимания содержания; способствовать овладению основами художественного языка и выразительными средствами различных видов искусства; развить умения по художественной и творческой интерпретации, раскрыть взаимосвязь анализа и интерпретации.

В результате говорят о Анализе художественной концепции произведений и определяют морфологический, семантический и герменевтический подходы к изучению произведения искусства.

Willem van Haecht - Apelles painting Campaspe, circa 1630
Willem van Haecht - Apelles painting Campaspe, circa 1630

Эстетическая теория искусства: художественный образ – универсальная форма искусства и художественного мышления; строение художественного произведения; пространство и время в искусстве; историческая динамика видов искусства; синтез искусств в историко-культурном процессе.

Художественный образ, как универсальный феномен искусства и художественного мышления, специфическая форма познания в искусстве, особое средство воплощения размышлений и переживаний о мире; его внутренняя структура: единство общего, особенного и единичного, объективного и субъективного, эмоционального и рационального; многозначность, метафоричность. Определяется предмет искусства – человек, «общеинтересное для человечества», духовные ценности бытия. Важнейшим принципом является анализ строения художественного произведения. Расчленяя произведение искусства, в нем ищут две стороны: содержательную (значимую) и формальную (знаковую).

Содержание, типа духовное наполнение, смысл и информация, а форма – воплощение этой информации, этого смысла в слове. И содержание, и форма, однако имеют свою внутреннюю структуру.

Малевич - Голова крестьянской девушки, 1913
Малевич - Голова крестьянской девушки, 1913

В строении произведения искусства можно выделить три множества: сюжет, тему, идею. Структурные уровни формы: внутренняя форма – «нижний слой» – идеальная форма (образная структура художественного содержания, структурно-композиционный аспект содержания); внешняя форма – «верхний слой» – материальная форма (изобразительно-выразительные средства, своеобразные и многообразные в каждом виде искусства). Всеобщим элементом формы является композиция. Форма – это материализация содержания.

Процесс истолкования художественного текста может быть представлен, как процесс понимания трех элементов:

- авторского текста;

- себя-меня или Я- самочитун;

- надумь, что следует видеть за текстом: сравнительный анализ; историко-культурный анализ; личность автора; проблемы современной эпохи; реальности эпохи текста.

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки
Как мюмзики в мове.

-5

Задумчивому «исследователю)» инструменты анализа текста прилагаются разнообразные: историко-культурный, социологический, сравнительный, биографический и творческо-генетический подходы. Еще, конечно, анализ связей текста - структурный, семиотический, стилистический анализы, микроанализ, «внимательное чтение» и инструменты анализа социального функционирования текста (изучение критической литературы о произведении, конкретно-социологический анализ читательской, зрительской аудитории).

А еще заговорили про ценностный анализ художественного текста: ценностная установка; рассмотрение ценности эстетического отношения произведения к действительности; выявление ценности внутренней организации художественного текста; раскрытие ценности социального функционирования произведения; выявление ценности художественной концепции.

Ступени интерпретированного анализа произведения:

мировоззренческая установка;

семантика внешних связей произведения;

семантика внутренних связей художественного текста;

смысл произведения в свете его социального функционирования;

смысл художественной концепции.

(Спецкурс Золотарёвой - Описание и анализ произведения)

Критическая интерпретация предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность семиотики, герменевтики и художественной критики или рецензия – статья, эссе, очерк, творческий портрет художника, интервью, «обращение», «речь», «письмо» и др.

Щагал - Прогулка, 1918
Щагал - Прогулка, 1918

Стремясь открыть в произведениях существенные мировоззренческие установки, «культурные симптомы» своей эпохи, а также культурные связи («диалоги») разных эпох происходит атрибуция и связь с историей, философией, филологией и другими гуманитарными дисциплинами и внимание к контексту произведения.

Атрбуция, поиск и находка система выразительных средств, источников об их творчестве, выявление учеников, подражателей и копиистов, установление степени оригинальности данного произведения искусства.

Итоговым осмыслением становится эмоционально-эстетическая оценка произведения искусства в суждениях об искусстве.

«Бывают» «формулы красоты», во-первых, Эстетическая мера, как ощущение удовольствия при созерцании объекта, обладающего определенной сложностью.

М = О / С, где М – эстетическая мера; О – упорядоченность; С – сложность.

Чем выше сложность объекта, тем больше затрачивается внимание при восприятии. И эстетическая мера прежде всего зависит от степени упорядоченности объекта, а потому его наиболее вероятные эстетические характеристики – простота, ясность, симметричность и т.д.

Во-вторых, «хорошая форма» может существовать лишь тогда, когда в ней оптимальным образом сочетаются повторяемость элементов и их разнообразие.

М = О × С, где М – чувство ценности и эстетической меры, С – сложность объекта; О – его порядок, гармония, симметрия.

Эстетическая мера не только со свойствами объекта, но и с восприятием субъекта; так называемый t-фактор (основной фактор эстетической меры) – показатель, связанный с типом нервной системы, обладающий универсальностью с точки зрения природы человека, не зависящий от эрудиции, образования и других полюсов и относящийся не только к зрительной системе, но к другим видам восприятия, ну и другой K-фактор, учитывающего свойства личности, принадлежность к определенной культуре и эрудицию.

	Michael Peter Ancher - Kunstdommere, 1906
Michael Peter Ancher - Kunstdommere, 1906

Бахтин: "Область искусства была главным прибежищем всякой научно безответственной, но претендующей на глубокомыслие болтовни: все те мысли и соображения, которые представлялись глубокими и жизненно плодотворными, но которые не могли быть включены ни в одну науку, т.е. вообще не могли найти себе места в объективном единстве познания, так называемые "блуждающие откровения", обычно высказывались и приводились во внешний случайный порядок по поводу искусства вообще либо того или иного отдельного произведения"

И отдельно - про неоднозначность заложенных смыслов – вот ситуация (Сапёр не обязательно военнослужащий, бывает из литературоведов, но ошибается один раз). Должен уметь и имеет умения для создания скрытного приближения и обеспечения, налаживания и обезвреживания художеств.