Найти тему
Христианство и смысл жизни

О выборе жизненного пути и свободе истинной и мнимой

Оглавление

«Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды».» (Лк. 13: 23-27).

Господь Иисус Христос – Спаситель говорит о двух путях, которые человек свободно может избрать в своей жизни: путь узкий, ведущий в жизнь вечную, и путь широкий, ведущий в погибель: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф. 7: 13-14). Широким путём идут большинство людей, особенно в наше время, а узкий путь сейчас избирают немногие. Широкий путь предполагает, на первый взгляд, свободу в этом мире. Но эта свобода мнимая. Казалось бы, человек, идущий широким путём, волен в своём выборе, ему дозволено пользоваться всеми благами, которые предлагает этот мир, в угоду себе, для удовлетворения своих плотских похотей, желаний, вожделений плоти, часто греховных. Он, делает то, что ему хочется, не думает о соблюдении заповедей Божиих, о соблюдении правил, установленных Церковью, например, постов, не утесняет свою плоть. Он может жить себе в удовольствие, не думать о других, обогащаться, в том числе неправедными путями, думая, что об этом никто не знает, никто не видит этого. «И реша: како уведе Бог? И аше есть разум в Вышнем? Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство.» (Псалом 72: 11-12). Узкий же путь кажется, на первый взгляд, сложным человеку, потому нужно утеснять себя. Этот путь предполагает послушание заповедям Божиим и уставам Церкви. Этот путь предполагает занятие молитвой, соблюдение постов, бодрствование, внимание к себе, угождение не себе, а Богу, помощь ближним, терпение, смирение, уступчивость другим людям. Если человек, идущий широким путём думает, что его никто не видит, не знает его тайных дел, мыслей, кажется, «что хочу, то и делаю», то христианин, идущий узким путём, понимает, что он живёт перед очами Божиими, что Господь, Пресвятая Богородица, святые, Ангелы видят его поступки, мысли, которые не видны людям. Господь же знает сердце человеческое лучше его самого. Поэтому такой человек старается удерживаться от зла, и даже от злых мыслей, старается делать только добро. «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную менe eсть, да не подвижуся.» (Псалом 15: 8).

-2

Почему же свобода людей, идущих широким путём – мнимая, да ещё, к тому же душегубительная? Да, потому что человек становится рабом греха. «Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.» (Ин. 8: 34). Он начинает зависеть от внешних обстоятельств, от удовлетворения своих страстей. Все эти удовольствия мира сего временны, они рано или поздно закончатся. Если человек жил так всю жизнь, удовлетворяя свои плотские похотения, то после смерти он этого сделать не сможет, его страсти будут мучить его, а он их не сможет удовлетворить – это настоящий ад. Человек, который в этой жизни к чему-то привязан, когда он лишается этого, то он уже здесь начинает страдать, впадает в уныние, депрессию, в его душе – ад. И тем более при смерти физического тела, когда он лишается всего земного, к чему был привязан, душа страдает, попадая в ад. «Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я, и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде, от славы своея изриновени быша. Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя. Не убойся, егда разбогатеет человек или егда умножится слава дому eго: яко внегда умрети eму, не возмет вся, ниже снидет с ним слава eго.» (Псалом 48: 14-17). За красивой обёрткой этого мира тленного и временного с его страстями стоит страшное. Красива только обёртка, внутри же – нечто страшное. Всё это море житейское, а что в глубине этого моря?: «Сие море великое и пространное, тамо гади, имже несть числа, животная малая с великими, тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму.» (Псалом 103: 25-26).

-3

А ведь, земля – это не место, которое предназначено для удовольствий, это место изгнания, юдоль плача. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «не ешь от него», проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей;» (Быт. 3: 17). «Земля — юдоль изгнания, юдоль непрерывающегося беспорядка и смятения, юдоль срочного страдальческого пребывания существ, утративших свое первобытное достоинство и жилище, утративших здравый смысл. Не будем терять драгоценного времени для тления, чтоб не утратить единственного нашего сокровища — Христа.» Святитель Игнатий Брянчанинов. Человеку следует здесь подготовиться к вечности, покаяться, сотворить достойные плоды покаяния – делать добро. За этим миром с его страстями, многочисленными соблазнами, греховными удовольствиями стоит сатана, который имеет державу смерти, и духи злобы поднебесной, смерть и ад, таково его духовное содержание. Вот как описывается духовное содержание мира в Откровении Иоанна Богослова, как великая блудница, жена, сидящая на звере багряном: «И пришёл один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя её, дивился удивлением великим.» (Откр. 17: 1-6). Именно от этого рабства греху, Христос пришёл освободить человека. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству.» (Евр. 2: 14). Сатана, так и называется князем мира сего, потому что он порабощает себе, тех, кто думает только о земном; «ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего.» (Ин. 14: 30). Сатана и Христу, как мы знаем, предлагал эти искушения, которые сводились к искушениям сделать камни хлебами, искушения от гордости, броситься вниз с крыла храма, и искушения богатства, славы человеческой, власти, - предлагал все царства мира. Господь Иисус Христос всё это отверг. (См. Мф. 4: 1-10). «Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.» (Мф. 4: 11). «Что диавол есть князь мира и вечной тмы, послушай Самого Христа, Который говорит: грядет сего мира князь, и во мне не имать ничесоже. Князем мира называется он не как властитель и господин мира. Да идет от нас такая богохульная мысль! – И как возможно, чтоб властвовал над миром тот, кто не имеет власти даже над свиньями? Но называется он князем мира потому, что, раздражая пожелание богатства и других вещей мира сего, он порабощает себе прилепляющихся к ним и берет над ними власть. Князем же тьмы называется он потому, что ниспал от света божественной славы, по причине гордости своей, и сделался наследником вечной тмы. Но Бог и Владыка наш, яко Творец и Устроитель всего мира, естественно и властно есть князь всех – небесных, земных и преисподних, будучи светом невечерним и неприступным и Господом всего – и настоящего, и будущего.» Преподобный Симеон Новый Богослов. Страсти, удовольствия, какие-то предметы, деньги становятся для человека идолами, через которые бесы порабощают себе людей, делают их рабами греха, чтобы низвести в ад, себе в рабство. А написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф. 4: 10). Когда человек всё время этой жизни тратит на служение своим страстям - идолам, на приобретение временных материальных благ, то он вредит душе, и теряет драгоценное время, предназначенное для покаяния; «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.» (Мф. 16: 26-27).

-4

И, напротив, тот кто идёт узким путём, служит одному Господу, соблюдает Его заповеди, ограничивает похотения плоти, тот приобретает истинную свободу. Когда Господь за его служение Ему, освобождает его от страстей, греховных навыков, то тогда он обретает истинную свободу. «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» (Ин. 8: 36). Он приобретает благодать Святого Духа, добродетели, живя по Духу, а не по плоти. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.» (Гал. 5: 22-23). Такой человек приобретает истинную свободу, любовь и радость о Духе Святом, уже в этой жизни. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.» (Рим. 14: 17). Так как он служит Богу, то и после смерти физического тела, обретёт жизнь вечную со Христом. «Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.» (Ин. 8: 35). За, казалось бы, неприметной жизнью истинных верующих христиан, которые терпят гонения от сатаны и духов злобы поднебесной, скрывается прекрасное - рай. Таково духовное содержание этой внешней жизни. «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать её младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя её к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там тысячу двести шестьдесят дней.» (Откр. 12: 1-6).Если даже и их внешние обстоятельства возможно хуже, чем у людей, идущих широким путём, хотя не всегда, то в душе у них Царство Божие. «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк. 17: 21). И их душевное состояние не зависит от внешних обстоятельств, потому что они знают, что всё посылается им Господом для спасения души, и знают, что с ними Господь, а всё остальное не так важно. «Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя.» (Псалом 62: 3). И после смерти физического тела, они пребывают с Богом, Который есть Любовь. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём.» (1-е Ин. 4: 16), и от Которого всякое благо: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.» (Иак. 1: 17).

-5

Так вот, выбор жизненного пути за человеком. Но надо сказать, что надеяться на земное богатство, или на людей и ставить это во главу угла, очень ненадёжно и душепагубно, так как всё это временно, и не надёжно, и за всем этим стоят духи злобы поднебесной, всеми путями, стремящиеся отвратить человека от Бога и погубить его душу. «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6: 16). Им суд давно написан, они будут брошены в озеро огненное, поэтому надо всячески избегать подпадать под их власть, а надеяться на Господа и Ему Одному служить. «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику. Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления, мужие кровей и льсти не преполовят дней своих. Аз же, Господи, уповаю на Тя.» (Псалом 54: 22-23). Каждому всё равно рано или поздно придётся предстать на Суд Божий: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших»?» (Мф. 21: 42). А надеющиеся на Господа, соблюдающие Его заповеди, имеют надежду на жизнь вечную, идя узким путём, указанным Христом, обретают жизнь вечную в Царстве Небесном: «Яко не оставиши душу мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Сказал ми eси пути живота, исполниши мя веселия с лицем Твоим, красота в деснице Твоей в конец.» (Псалом 15: 10-11).

-6

«Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.» (Псалом 4: 2-3).

Если Вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Спаси Вас, Господи!