Кот всегда был какой-то неухоженный – несмотря на старания жены Сергея привести его в порядок. Шерсть на нём росла клочьями, будто кто-то её местами выдрал, он имел наглую приплюснутую физиономию, по бокам которой, вместе с усами, топорщились эти самые клоки шерсти. Кроме того, кот обладал отвратительным басовитым голосом – а главное – он был рыжий. Казалось бы, что плохого в рыжем цвете? Но именно этот факт особенно раздражал Сергея.
Дело в том, что кот неуловимо напоминал ему злейшего врага детства, соседского мальчишку Ваську, который постоянно третировал маленького Серёжу. Этот Васька как раз был рыжий – и тоже какой-то неопрятный, с такой же наглой, курносой физиономией – по крайней мере, именно таким он остался в памяти Сергея. Разумеется, он понимал, что кот никоим образом не виновен в «преступлениях» Васьки и в его собственном ассоциативном восприятии – но, поделать ничего не мог.
Официально кота звали Гермес – так его нарекла жена Сергея, Нина, увлекавшаяся древнегреческой мифологией. Она утверждала, что это имя очень подходит к его хитрой физиономии. Сергею же морда кота казалась вовсе не хитрой, а очень даже наглой. В реальности Гермеса все называли просто «кот» - мифологическое имя почему-то не прижилось. Да и сам кот привык отзываться на «кота» - и никак иначе.
Попал он в семью Сергея совершенно случайно, незапланированно. Однажды они с женой и сыном возвращались от родителей - и уже на подъезде к дому, прямо перед носом автомобиля на дорогу выскочил кот. Сергей резко затормозил, ему показалось, что он сбил животное – но кот был невредим – он просто впал в ступор. По настоянию жены они сразу повезли зверька к ветеринару – ну а потом, двое против одного – большинством голосов кот был принят в семью. Мнение Сергея, как это часто бывало, никто особо во внимание не принял - возможно, это тоже отчасти послужило причиной его негативного отношения к коту. Кроме того, животное имело отвратительные, по мнению Сергея, привычки – каждое утро, в половине седьмого, кот начинал голосить – и это продолжалось до тех пор, пока его не покормят. А вечером он любил забраться в постель к Сергею с женой, лез в лицо, слюнявил подушку, перебирал лапами и громко мурчал басом. Сергей сбрасывал и прогонял кота, но тот через некоторое время возвращался – или начинал орать перед закрытой дверью, если его выдворяли из комнаты. В общем, Сергей кота не любил – но, это не имело значения – потому, что его любили жена и сын Тёмка.
Однажды Сергей в очередной раз проснулся от гнусных воплей кота прямо у себя под ухом. Взглянул на часы – два ночи, до утра далеко. Животное вело себя странно – кот не лез на кровать, не мурчал – он просто сидел на полу и орал.
-Брысь! – Рявкнул Сергей.
Кот не сдвинулся с места. Мужчина потянулся за тапком и слегка шлёпнул им кота. Тот отбежал от кровати, снова уселся на пол и продолжил голосить.
-Что такое? – Подняла голову разбуженная жена.
- Кот, похоже, сбесился! – Недовольно проворчал Сергей.
-Что это за запах? – Потянув носом, обеспокоенно спросила Нина, - ты не чувствуешь?
- У меня насморк!
- Дымом пахнет!
Кот всё это время продолжал орать. На пороге комнаты появился заспанный Тёмка.
- Папа, там у нас дверь горит! – Сказал мальчик, - кот орёт, меня разбудил – а там горит! …И дым в коридоре!
Сергей глянул на открытую дверь балкона – «вот почему комнату ещё не затянуло дымом! Сквозняк с улицы помешал… Аккумулятор! Сосед опять поставил его заряжать в общем тамбуре – сколько раз из-за этого ругались!»
Мужчина вскочил и выглянул в коридор. Входная дверь и стена со стороны прохода в кухню и ванную уже занялись пламенем - до воды не добраться.
- Нина – документы, деньги! Тёмка – выйди на балкон и жди! – Захлопнув дверь спальни, распорядился Сергей.
Жена лихорадочна запихивала необходимое в спортивную сумку. Вызвав пожарных, Сергей стал связывать простыни. Второй этаж – можно спуститься через балкон. Дым неотвратимо заволакивал комнату. Первой спустили вниз Нину – потому, что семилетний Тёмка не смог бы сам освободиться от удерживающей его перевязи – да и боялся очень. Сергей спускался, когда огонь уже добрался до двери в спальню. Приехали пожарные…
Сергей сидел прямо на газоне у дома и в каком-то оцепенении смотрел, как пожарные собирают своё оборудование. Наверху, где недавно светились окна их квартиры, были видны чёрные, обугленные проёмы. На скамейке у подъезда тихо плакала Нина, обнимая растерянного Тёмку.
«Кот!» - Вдруг обожгла мысль – «мы даже не вспомнили про кота! …А ведь он нас спас!» Сергей никогда бы не подумал, что ему будет так больно из-за потери кота, к которому он никогда не испытывал симпатии. Почему-то сейчас вспоминались не зловредные привычки животного, а какие-то милые, забавные моменты – а они, оказывается, были! Он никогда себе не простит…
Что-то мягко ткнулось в ногу… Кот! Живой и невредимый! Сергей сгрёб его в охапку и стал гладить, и чесать за ухом. Кот замурчал – и сейчас это басовитое мурчание совсем не раздражало – наоборот, успокаивало. «Дерево!» - догадался он. Кот, видимо, спустился по дереву, ветка которого почти упиралась к ним в балкон. Жена из-за этой ветки постоянно ругалась – потому, что кот по ней несколько раз удирал – «а во дворе его может машина задавить или собаки загрызут!» Сергей не думал о том, что будет делать – он вообще ни о чём не хотел сейчас думать – потом, это всё потом… Сейчас, он просто гладил кота.