Рассказываем все-все подробности об этой процедуре
Вместе с экспертами разбираемся, чего боятся в России при упоминании экстракорпорального оплодотворения и как вообще обстоят дела с этим методом в стране.
Ситуация с ЭКО в России
По данным Росстата, на 1 января 2021 года в России проживает 146 млн 238 тыс. человек, из них 57 млн — фертильного возраста, то есть примерно по 28 млн мужчин и женщин. Эксперты считают, что около 10 % россиян фертильного возраста (18–45 лет) страдают бесплодием. Это лишь предположительные цифры, так как официальных регистров, позволяющих отслеживать ситуацию по всей стране, не существует.
15 % уровень бесплодия в государстве считается естественным вымиранием нации, говорят эксперты. Главный акушер-гинеколог Уральского федерального округа, директор НИИ Охраны материнства и младенчества Минздрава РФ Надежда Башмакова еще в 2016 году заявила, что в России бесплодны 17 % пар и «это проблема национальной безопасности».
ЭКО применяется в России 35 лет, и сейчас почти 300 медицинских учреждений имеют лицензию на оказание медицинской помощи в сфере акушерства-гинекологии, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). По данным Российской ассоциации репродукции человека, в 2008 году в стране прошел один миллион циклов ВРТ. Роды после искусственного оплодотворения составляют два процента от общего количества родов в России.
В 2019 году в опубликованных на сайте правительства данных по нацпроекту «Демография» говорилось, что за шесть лет около 450 тысяч процедур экстракорпорального оплодотворения будет проведено в России за счет средств обязательного медицинского страхования. Таким образом, квоты планировалось увеличить в четыре раза. Но в планы вмешалась пандемия коронавируса.
Какие цифры мы получим в итоге к 2024 году, неизвестно. Как минимум на время первого локдауна во многих регионах России плановая медицинская помощь и ЭКО вместе с ней были приостановлены. Сейчас ограничений по работе нет, отрасль начинает восстанавливаться.
Мифы об ЭКО
Главные мифы об ЭКО можно разделить на несколько категорий, в зависимости от того, о чем они: о женщине, о мужчине и о ребенке. В каждой категории есть набор устоявшихся предубеждений, как говорит председатель Ассоциации лиц с бесплодием Наталья Соловьева.
Миф первый. Онкопатологии
«На приеме чаще всего задают вопросы о последствиях цикла ЭКО. Например, действительно ли потом может появиться рак», — отмечает врач-репродуктолог Инга Горелова. Международные исследования показали, что уровень онкологической заболеваемости в популяции женщин, прошедших процедуры вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), сопоставим с уровнем в популяции в целом. То есть существенного роста обнаружения онкологических заболеваний после проведения ЭКО и использования препаратов для стимуляции яичников у женщин нет.
На планете уже более восьми миллионов детей, родившихся после проведения процедуры ЭКО. Если бы миф соответствовал реальности, то следовало ожидать всплеск развития онкопатологий у женщин, однако этого не наблюдается.
Миф второй. Результат — бесплодные больные дети
Луиза Браун, первый ребенок, рожденный в Великобритании после ЭКО, уже сама дважды стала мамой естественным путем. Алена Донцова, которая была первым ребенком, появившимся после процедуры ЭКО, в СССР, тоже родила здорового сына. Сейчас ему 14 лет.
Тысячи детей, рожденных после процедуры ЭКО по всему миру, уже имеют своих детей. Кроме того, за рубежом проводились масштабные популяционные исследования в отношении наследственной патологии детей, появившихся в результате ЭКО. Цифры, как и в случае онкопаталогий, оказались сопоставимы с популяционными.
Миф третий. После ЭКО рождаются только двойни или тройни
Ранее, когда техника только внедрялась в мировую практику, врачи действительно переносили и два, и три эмбриона. Уровень многоплодной беременности был достаточно высоким. Сейчас технологии более продвинутые и медики научились переносить один селективный эмбрион — это снижает вероятность осложнений в виде многоплодной беременности.
Миф четвертый. Эта процедура для тех, кому за сорок
Врачи говорят, что полностью здоровый человек — результат плохо проведенного обследования, а изучением себя следует заняться чем раньше, тем лучше. «Женщины просто не знают о существовании у них проблем, но если бы они регулярно проводили репродуктивный чекап, то сделали бы очень много открытий в отношении своего репродуктивного здоровья, точнее факторов риска, которые в будущем могут привести к бесплодию. Поэтому то, что „я здорова, пока молода“, нам только кажется», — отмечает Наталья Соловьева.
К ЭКО, действительно, традиционно приходят уже в осознанном возрасте, чаще после 40 лет. Однако это связано с развитием мира в целом и с тем, что женщина все больше переходит от своей эволюционной миссии к миссии добытчицы, главы семьи и кормилицы.
Миф пятый. Это проблемы женщин, а не мужчин
Традиционное для мужчин предубеждение, что бесплодие — это проблема женщины. Пока мужчина не сдал спермограмму, не сходил к андрологу, есть иллюзия, что он полностью здоров. Однако доказано, что 50 % бесплодных пар имеют мужской фактор бесплодия. То есть примерно пополам мужчин и женщин ответственны за нереализацию репродуктивной функции в паре.
Миф шестой. ЭКО — это дорого
Во-первых, в России процедура ЭКО доступна по полису ОМС и государство регулярно увеличивает количество циклов программ. Во-вторых, стоимость лечения женского бесплодия иными методами может оказаться сопоставима со стоимостью проведения экстракорпорального оплодотворения в клинике. Однако цикл, время и эффективность будут отличаться в пользу ЭКО.
Где получить информацию об ЭКО
Достоверную информацию об искусственном оплодотворении можно получить:
- на официальных сайтах клиник, выполняющих процедуру ЭКО;
- на приеме у врача-репродуктолога, гинеколога, андролога;
- в профессиональных блогах и сообществах.
На сайте Минздрава «Так здорово» также есть раздел о репродуктивном здоровье, но отдельной структурированной информации об ЭКО там нет.
Российская ассоциация репродукции человека (РАРЧ) отвечает за сбор данных о клиниках и эффективности программ ЭКО, организует ежегодные большие конференции и тематические встречи. Изыскания проводятся и на базе крупных научных исследовательских центров, однако эта информация доступна, скорее, профессиональному сообществу.
Эксперты отмечают, что основная проблема информированности об ЭКО в России заключается как раз в разрозненности данных и отсутствии общего регистра.
«Прежде всего информация распространяется по сарафанному радио, и дальше уже человек идет и методом проб и ошибок ищет свою клинику», — отмечает председатель Ассоциации лиц с бесплодием Наталья Соловьева.
«Информации сейчас много, но в России до сих пор нет единого официального ресурса, где собирались бы достоверные сведения об ЭКО для пациентов. В большинстве стран за создание такого сайта отвечает профессиональная ассоциация. Пока что информацию можно получить у врача-гинеколога (например, в женской консультации), на форумах или в профессиональных блогах врачей», — советует репродуктолог Инга Горелова.
ТЕКСТ: ЭЛЬЗА РАДА