В России принято восхищаться героями-одиночками. Вспомните того же самого Ломоносова, который ради жажды знаний ушёл в лаптях за электричкой... за обозом в Петербург. Или, например, Левшу, подковавшего блоху на глазах у изумлённого директора корпорации Роснано. Исторически у нас получается так, что один человек усилием воли может сделать намного больше, чем целый завод или организация из-под палки.
Сегодня я расскажу историю человека, о котором в России мало кто знает, однако его достижения, хоть и не могут сравниться с Ломоносовым, но известны и общепризнанны во всём мире.
В 1898 году в небольшой белорусской деревушке Омичи, в семье уездного доктора и дочери крестьянина, владельца небольшого постоялого двора, родился мальчик, которого назвали Алексей. Мать Алексея, домохозяйка, очень любила рисовать, хотя не имела вообще никакого художественного образования. Однако своего сына она научила рисовать и чертить на таком уровне, что при поступлении в училище вся комиссия сидела с отвисшими челюстями.
Может быть из парня и вырос бы приличный художник, но на его беду или счастье началась война. В 15 лет он сбежал из училища на фронт.
Его вернули.
Он снова сбежал.
Снова вернули.
Понимая, что паренёк не успокоится, его перевели в пажеский корпус, который он окончил с отличием и пошёл на войну в гусарский корпус Давыдова. Буквально за несколько месяцев, из-за потрясающей храбрости он дослужился до капитана.
Военная карьера Алексея прервалась революцией. Он не принял идеологию большевиков, однако в таких условиях герой-одиночка мало что может сделать. Вместе с женой был вынужден уехать из страны. Сначала в Константинополь, потом во Францию.
Именно во Франции Алексею пригодились те умения, которые дала ему мама. Шашкой махать оно, конечно, хорошо, но чтобы заработать на хрустящую булку в мирное время нужны немного другие навыки. Однако, как начать зарабатывать на хлеб ремеслом художника, когда тебя никто не знает.
Под руку подвернулся конкурс афиш, который проводил очень популярный в то время бал-маскарад "Бал-Банал". Каждое мероприятие выходило под собственной афишей, которую каждый раз рисовал художник, победитель конкурса. Платили очень хорошие деньги, кроме того победа в конкурсе была очень престижна: о тебе узнавал весь Париж.
Алексею... не повезло: он решил принять участие именно в тот момент, когда на конкурс заявился сам Пабло Пикассо.
Все конкуренты повесили носы и прочие внешние органы от уныния. Пикассо, хоть и был восходящей звездой, но уже звездой. Его знали и чтили. Однако итоги конкурса поразили всех: Пикассо занял второе место, пролетев как фанера над Парижем. Первое место заняла афиша Алексея Бродовича.
О наглом русском, родом из деревни, который смог обойти Пикассо заговорили. Это настолько выбесило Пикассо, что тот больше ни разу не участвовал в конкурсе афиш.
Алексей обращается к Дягилеву, который вёл во Франции русские сезоны и тот сразу же берёт его оформителем. Параллельно Бродович заявляет себя как мастер фотографии, дизайна, оформительства.
Он открывает собственное дизайн-агентство, становится арт-директором самой дорогой парижской студии дизайна «Athélia». Однако и этого ему было мало, он переезжает в США, где буквально через пару лет становится арт-директором самого крутого журнала о дизайне и искусстве: "Харперс базар".
Эту должность он занимал почти 25 лет, подняв уровень дизайна журнала до недостижимых высот, сотрудничая с Сальвадором Дали и Марком Шагалом. Последний период его творческой жизни: работа директором собственной сети дизайн-лабораторий, которая не только работала на заказ, но и учила самых восокооплачиваемых дизайнеров США и Европы. Учиться и работать там было большой честью для любого.
Но мой рассказ будет не полон, если я не расскажу о самом Алексее Бродовиче. В отличие от многих деятелей искусства того времени, которые стремились эпатировать публику ради того, чтобы о них заговорили, Бродович был очень скромным человеком. Как бывший офицер, он больше всего ценил в людях надёжность и постоянство, честь, взаимовыручку. Проще говоря, тот моральный стержень, который делает из человека Человека.
При миллионном состоянии, возможности купить себе замок ли дорогой особняк, остаток жизни он прожил в небольшом доме во Франции вместе со своими родственниками.
Сам стирал одежду, бельё и совсем как в деревне, сушил его на верёвочке перед своим домом, чем доводил до белого каления соседей и даже получил внушение от полиции.
Это был невероятно простой в общении человек, который мог и послать, и выпить стопочку для поправки здоровья, выкурить сигару на балконе под хруст круассана. Любил и обожал только одну единственную женщину - свою супругу Нину.
Человек-легенда, умер в возрасте 73 лет в окружении родных. Его помнят и чтят все западные фотографы, дизайнеры, иллюстраторы. Увы, с его творчеством в России мало кто знаком. Стоит ли говорить, что зря?