Автор Владимир К.
Здравствуйте друзья. Вот знаете, сегодня я буду хаять прежние власти, никогда не хаял, а сегодня стану. И параллельно расскажу об одной причуде тех самых властей, я эту причуду давно знаю очень. Я буду тут фантазировать, придумывать, ну для красного словца, понятно, но не для лайков, а то че то многих лайки эти волнуют. Итак город Обнинск.
Так вот представляю себе, тов.Сталин и тов. Берия у него в кабинете, что нибудь в мае 1950-го. Что в стране происходит, Лаврентий Павлович? Да вот, во Владимирской области нет денег для выплаты зарплаты рабочим. Надо решить этот вопрос, Лаврентий Павлович. Решим, тов.Сталин. А что говорит тов.Курчатов по поводу атомной энергетики? Говорит, тов. Сталин, что нужны ему образцовые манометры, из Великобритании. Дорогие. Сколько денег нужно тов.Курчатову для решения проблемы? Ну на выплату зарплаты рабочим Владимирской области хватит, тов.Сталин. Тов. Берия, Вы обратитесь к коммунистам Ярославской, Ивановской, Рязанской и Горьковской областей, да и московские коммунисты нас поддержат, полагаю, надо решить вопрос с зарплатами рабочих Владимира. А тов.Курчатов пусть купит эти, как Вы сказали? Манометры? А дальше задержали зарплату на неделю в указанных регионах, люди поматерились, да и проехали.
Знаете, я до сих пор не понимаю мотивации тогдашних лидеров и высшего менеджмента. Что им было нужно? Они хотели построить первую в мире АЭС, потом продать ее и нажить денег? Они сознательно не старались казаться хорошими в глазах своего народа. Голодная страна. Миллионы погибших, самых нужных людей, а они делают то, что никто до них не делал. На последние деньги. Вот ведь ироды какие.
А Совет Министров СССР выпустил постановление о сооружении в лаборатории «В» опытной энергетической установки В-10 с тремя реакторами, включая установку АМ(атом мирный) с паровой турбиной 5000кВт. В марте 1952 стали заливать бетон в основание реакторного зала, в том же году стажируются группы эксплуатационников будущей АЭС. И тестируются ТВЭЛы(тепловыделяющие элементы). Первые ТВЭЛы не выдержали испытания. Разрушились, стало быть. В марте 1954 завершен монтаж реактора, контуров, и оборудования АЭС. 26 июня в 17-45 открыта задвижка пара на турбогенератор, и при 57% мощности реактора, генератор синхронизирован с сетью Мосэнерго. Это были первые киловатты полученные с помощью атомной энергии. Так, если что первая американская АЭС введена в эксплуатацию через 4 года. В богатой, не разрушенной войной Америке.
Эти смешные 5мВт атомного электричества тогда не сделали энергетического прорыва, но страна получила новый надежный источник электроэнергии. Реактор был заглушен 29 апреля 2002 года в 11-31. Он проработал безаварийно 48 лет, превысив планируемый ресурс на 18 лет.
Вокруг станции был создан Физико-Энергетический Институт, вокруг института созданы другие узкопрофильные НИИ, и вокруг них вырос город. 100 км от Москвы, долгое время закрытый, потом открыли, потом Первый Наукоград России. Но это все слова. А дела, в том что для создания сложных передовых технологий сюда приехали жить лучшие физики, энергетики, строители, рабочие. Тут была элита. Еще в 1987-м году, я на производственной практике точил какие то безумно ответственные тройники для трубопроводов на опыты в ФЭИ. Это знаете ли грело 17-летнего ПТУшника.
Сейчас здесь 7 НИИ и 3 научных центра. Здесь делают и применяют радионуклидные препараты для диагностики и лечения онкологии, здесь продолжают разрабатывать новые реакторы, здесь изучают радиобиологию, здесь сделали облицовку для Бурана, и стекла для новейших истребителей. Здесь третья по высоте метеовышка в мире, ее высота 310м, а самая высокая в Бразилии 325м. Только эту построили в 1958-м, а так ничего…
В городе четыре основных улиц, Ленина, Маркса, Энгельса и Курчатова. Многие улицы названы в честь физиков-ядерщиков, которые на коленках делали атомную энергетику, генералов, которые командовали строительством этого города. Бондаренко, Блохинцев, Лейпунский, Александров, Малых, Любый, адмирал Осипенко. Город неразрывно связан с атомным подводным флотом, и все подводники с АПЛ хоть раз, но побывали здесь на переподготовке. У коммунистов была странная привычка делать дела до конца, если они создавали научный центр, они окружали его смежными предприятиями, чтобы легче было проводить коммуникации между смежниками,например Сигнал, завод по изготовлению радиоэлектронной аппаратуры, очень похожий на Дубнинский «Тензор».
Ну пару городских легенд еще. Где то 70-х везли японцев поглазеть на первую в мире АЭС. На подъезде у туристов запищали дозиметры. Они распорядились развернуть автобус, и не поехали. А мы не верим, вранье это, нету у нас никакой радиации, только внутри реакторов, как ей и положено. На улице Курчатова, у здания Института повышения квалификации, поставили памятник Курчатову. С тех пор ходят слухи, что изначально на коленях у Игоря Васильевича лежала книга, и он ее читал. А потом ее сперли. Ну нет ни одной фотки того памятника с книгой, а мне все равно кажется, что я ее видел. Не я спер ее, не я. Точно.
Обнинском, город назвали в честь помещиков Обнинских. И это при том, что начали его строить в 1946-м, а статус города в 1956. Ну да, станция Обнинское, и все такое, но секретность на первом плане, самое рабочее название было Курчатов. Однако супостаты могли догадаться.
И еще о коммунистах. Были два коммуниста Напреенко Петр Иванович, и Камаев Альфред Васильевич. Первый, председатель горисполкома, второй, первый секретарь горкома партии. 26 апреля 1986 года в Чернобыле произошла авария АЭС с выбросом радиоактивных элементов. Разумеется большое число сотрудников ФЭИ и других НИИ тут же отправились делать там, то что они умели. А навстречу потекли жители зараженного города, со скарбом, и прочим. И коммунисты Напреенко и Камаев, поставили на въездах в город, и на ж/д платформах дозиметрические патрули. Попасть можно было только через них. То, что светилось, либо мылось, либо утилизировалось. Они понимали, как на это смогут посмотреть вышестоящие члены партии, и те именно так и посмотрели. Но дней пять патрули простояли. Это был их город, и они заботились о своих людях. Вечная память этим коммунистам. Они не о карьере думали.
Я писал уже в комментах, что для меня есть большая разница между коммунистом и членом партии. Один из траншеи с пистолетиком вперед лезет, чтоб рядовой Пупкин из Рязани, отмотавший треху с 1937 по 1940 за пьяную драку, не сказал, что коммунисты только в начальство лезут. А член партии после, писал куда нужно, что тот лейтеха-коммунист, вместо слов «За Сталина», выгонял рядового Пупкина в атаку словами матерными. Вот и вся между ними разница. Сумбурная статейка вышла, но скажите, трудней всего писать о том, что тебе дорого. Я люблю этот город, я знаю в нем каждый дом, каждую улицу и переулок. Я рос в его рабочих общагах. Я таксовал в нем в 90-х. Я строил его немного позже, с моим участием построены дома, которые сделали его еще чуть красивей. Как там в песенке то? "Ту заводскую проходную, что в люди вывела меня." Для меня он правда лучший город Земли.
Лайк и подписка на канал - это хорошо)
ЧИТАЙТЕ также: