Найти тему
КиноВояж и не только

Сегодня детям предлагают терапевтические сказки. А нужны ли они? Разве наш "Колобок" и "Теремок" перестали детей воспитывать

Мы и не слышали раньше про такие сказки. Фото Яндекс.Картинки.
Мы и не слышали раньше про такие сказки. Фото Яндекс.Картинки.

На днях выдалась минутка зайти, походить по книжному магазину. (С ценами на литературу только и остаётся, что ходить смотреть. А то - после пищи для ума - не останется денег на пропитание.)

Меня заинтересовал раздел детской литературы. Помимо привычных: книг, раскрасок, журналов и развивающих изданий, целый раздел был посвящён терапевтическим сказкам. Формат их небольшой и страниц, в среднем, около 30.

Одна из них называлась:

«Почему я обиделся?».

Благодаря большому количеству иллюстраций и небольшому объему текста, я быстро прочитала это произведение. История рассказывала о маленьком ёжике, который хотел позвать на свой День рождения друзей. Но лесных животных не оказалось дома. Тогда обиженный ёжик пришёл домой и увидел, что все друзья устроили ему сюрприз. И, конечно, же тогда ежик не стал обижаться.
Прочитав аннотацию, я поняла, что вся серия рассказывает про эмоции. Эта книга была посвящена обиде. Есть про страх, грусть, скуку и даже радость.
Эта тема меня взволновала не на шутку. Не спорю, есть много методов работы с особенными детьми, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем. Но, я бы никогда не подумала, что ребёнку нужны сказки, например, про радость.
В одной из книг, которые я смогла отыскать в интернете, было предисловие от автора:

«Представляемый вашему вниманию сборник ориентирован на родителей, которые хотят открыть для себя все преимущества воспитания с помощью сказки. И стремятся найти правильные терапевтические сказки, которые помогут вырастить эмоционально и психически здорового, гармонично и всесторонне развитого ребенка». (Наталия Филипова, Анастасия Финченко «Сказки на все случаи жизни»)

Но ведь не для этого были созданы наши, народные сказки?

Ведь в них мудрость, передаваемая из поколения в поколение.

"Я от бабушки ушел"... А нельзя из дома уходить. Мораль. Фото Яндекс.Картинки.
"Я от бабушки ушел"... А нельзя из дома уходить. Мораль. Фото Яндекс.Картинки.

С «Колобком» мы понимаем, что не надо убегать от взрослых, с «Теремком», что всегда надо делиться и помогать, Иван-дурак побеждает свою лень и глупость. Доброе сердце помогает пройти через огонь, воду и медные трубы.

Да и советские детские писатели уже стали классикой. Взять того же Корнея Ивановича Чуковского. Тут и мораль, и прекрасные стихи, которые с лёгкостью понимают дети.

Так должна же быть литературная композиция?

Или подойдут простые односложные предложения - что вижу, то пою?

В книге Разиды Ткач «Сказкотерапия детских проблем» написана схема, как самому сделать терапевтическую сказку. У меня, если честно не получилось.
Но, мой интерес зашёл и дальше.

Есть ли вообще современные сказки и какие они?

Большинство из того, что мне попадалось в магазинах - адаптации мультфильмов. Это или переписанный словами сюжет или те же персонажи, в примерно таких же ситуациях.
Но пласт этой литературы тоже оказался занят. Одной из первых мне попалась Маша Рупасова:


В нашей небыли – сказке
Жил да был
Царь-Колбаска:
Румяный, упитанный,
Горчицей воспитанный
На тарелке с каёмочкой
Лежал наш колбаска
И по стороночкам
Глядел с опаской. ( «Сказка о Царе-колбаске»)

Мне сказка про «Царя- колбасу» очень понравилась. Думаю, детям тоже будет очень весело читать и слушать.
Потом, сразу же вспомнила об Андрее Усачёве. Его «
Умная собачка Соня» меня в своё время покорила. Книга о рассуждениях маленькой собачки очень милая и интересная. Но вот ещё одно произведение этого автора вызвало во мне противоречивые чувства.

«Неправильные сказки» - название говорит само за себя.

У Лукоморья Кот Зеленый
Под дубом ходит много лет…
Вы скажете, что кот – Ученый?!

И что котов зеленых нет?!!
Но этот кот – еще котенком –
Свалился с дуба. И его
Врачи намазали зеленкой

И перепачкали всего.

И после этого паденья,

Позеленевший, как трава,

Он путать стал стихотворенья,

И в сказках забывать слова.

Узнается известное произведение? Хорошо если Вам, читатели, узнается. Но, за современных малышей я не ручаюсь. Если первым в руки попадется «Руслан и Людмила» Пушкина, то, может, и будет понятна шутка.

Но может и отложится только версия Усачёва, и тогда – караул.

Что же делать?

Я считаю, прежде всего, знакомить с классикой. Сейчас есть книги с прекрасными красочными иллюстрациями, большим форматом в которые упакованы хорошо известные нам сказки. Да и приобщать малышей надо к правильному слогу, не упрощая. Тогда и думать будут по-другому.

А Вам нравятся современные терапевтические сказки?

СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНО ВОЯЖ И НЕ ТОЛЬКО.