Звания Героя Советского Союза были удостоены два Николая Китаева. В 1943 г. летчик-истребитель Николай Трофимович Китаев; в 1946 г. - летчик-штурмовик, командир эскадрильи 3-го польского штурмового авиаполка Николай Михайлович Китаев. Третий Китаев, Владимир Алексеевич, представлялся к геройскому званию, но статус награды был понижен.
Судьба каждого из них по своему уникальна. Хотя у Николая Михайловича – она не столь извилиста и терниста. Поэтому вначале – кратко о нем.
Николай Михайлович Китаев (1919-2006)
Н.М. Китаев родился 22 мая 1919 г. в селе Излегоще Воронежской области (ныне - Усманского района Липецкой области). В Красной армии с 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу. В действующей армии с ноября 1943 года. Летал на штурмовике Ил-2. Воевал в 611-м штурмовом авиационном полку 6-й воздушной армии, который в 1944 году был передан в состав 1-й армии Войска Польского. Авиаполк переименован в 3-й польский штурмовой авиаполк. К концу войны Китаев произвёл 217 боевых вылетов, в том числе 106 - на разведку военных объектов противника.
После войны Китаев командовал авиаполками, в 1955 году окончил Военно-воздушную академию. С 1961 года полковник Китаев – в запасе.
Умер Н.М. Китаев в 2006 году, похоронен на Аллее Героев Подольского городского кладбища (кладбище Красная Горка).
Николая Трофимовича Китаева (1917-2000) называют одним из лучших воздушных бойцов советских ВВС. Его фамилию можно встретить в числе тридцати самых результативных летчиков-истребителей.
Н.Т. Китаев родился 22 ноября 1917 г. в селе Пичуга Саратовской губернии, (ныне - Волгоградской области). Окончил в 1938 году Борисоглебскую военную авиационную школу и продолжил военную службу в ВВС Западного Особого военного округа.
Н.Т. Китаев участвовал в советско-финской войне.
На фронтах Великой Отечественной Китаев воевал с декабря 1941 года. Он командовал эскадрильей 131-го истребительного авиаполка (40-го гвардейского истребительного авиаполка)[1].
Ударным для Китаева стало лето 1943 года. В ожесточенных боях в период Курской битвы он проявил себя блестяще, выдвинувшись в число наиболее ярких и талантливых воздушных бойцов, лично уничтожив 14 самолётов противника.
В Гостелерадиофонде сохранились его воспоминания об этих боях. В 1943 году фамилия Китаева довольно часто упоминалась в газетах и боевых листках. В одном их них, например, говорилось, что летчики-истребители лейтенант Новиков и старший лейтенант Китаев всего за несколько дней боев сбили вдвоем девять вражеских машин.
1 мая 1943 г. за мужество и отвагу, проявленную в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу 43-го года Китаев провел около 100 воздушных боев, одержав 27 личных и 8 групповых побед. А к июлю 1944 года, на момент пленения, число сбитых им самолетов достигло по данным Н.Г. Бодрихина 34 – лично и 8 в группе (по данным М.Ю. Быкова - 24 самолёта лично и 5 в группе).
Воздушный ас одерживал победы в каждом втором-третьем бою, причем более половины сбитых машин составляли бомбардировщики. Несмотря на это, о послевоенной судьбе Героя долгие годы практически ничего не было известно. Даже дата его смерти установлена историками авиации совсем недавно.
Слава о воздушном асе гремела по всем фронтам, и в апреле 1944 года гвардии майор Н.Т. Китаев был назначен командиром 40-го гвардейского истребительного авиационного полка. Но командовать этим прославленным полком ему довелось всего три месяца. Он был сбит и попал в плен, в котором оказался вместе с легендарным М.П. Девятаевым, также сбитым в июле 1944 года.
В своих мемуарах Девятаев писал о нем: «Из новичков сразу запомнился майор Николай Китаев, невысокого роста, очень худой, с обезображенным ожогами и шрамами лицом. Как потом стало известно, Китаев приземлялся в поле на поврежденном истребителе и ударился лбом о прицел. Китаев привлек к себе внимание всех присутствующих. Он сразу же стал излагать свой продуманный план, который нам показался легко осуществимым. Мы безоговорочно поверили Китаеву, потому что прежние планы побега не могли осуществиться. Старожилы лагеря рассказали нам, что Китаева возили на допросы в Берлин, что в ставке Гитлера ему, Герою Советского Союза, командиру, предлагали высокую должность, но Китаев наотрез отказался изменить своей Родине… Я смотрел на Китаева и думал о том, что вот такие люди и в плену не сдаются. Позже, когда окончится война, наш народ должен узнать о каждом, находившемся в плену советском человеке, как он себя вел: боролся, рвался ли на свободу, вредил врагу или отсиживался, заботясь лишь о том, лишь бы выжить. Об этом должны позаботиться те, кто доживет до победы» [2].
Написанное Девятаевым не оставляет сомнений в том, что Китаев проявил себя в плену геройски, всячески поддерживал моральный дух плененных товарищей и стремился организовать побег. Между тем, штурман полка А.Е. Шварев, с которым в паре Китаев вылетел в свой последний полет, обнародовал иную информацию о пребывании Китаева в плену: «После войны бывший командующий Второй воздушной армии, тогда начальник академии, Красовский собрал руководящий состав, всех ветеранов. Мы сидим, он делает доклад, и тут вдруг открывается дверь и заходит Китаев — в кирзовых сапогах, в порванных брюках, в помятой куртке. У всех глаза на лоб полезли. Все молчат. Я ему говорю: «Николай Трофимович, садись». Потом, когда я уже в ГУКе работал, собрались заместитель командира дивизии, командир дивизии, и Китаев нам рассказал, что, когда штурмовали на третьем заходе, его сбили, он сел на живот. Его взяли в плен. Награды у него не отобрали. Немцы заставили его летать на «Фокке-Вульфе-190» на Западном фронте. Сделал он два вылета, но, по его словам, ни в кого не стрелял, в облака уходил, и все. Потом после войны он полгода проходил проверку… Однажды бывший смершевец нашего полка, уже уволившийся в запас, заехал ко мне. Посидели, выпили, он мне рассказал, что, когда Китаев был в отпуске, его пригласили в органы и поставили задачу оказаться в плену у немцев, а, оказавшись в плену, пойти на сотрудничество с немцами и сообщать, что делается в авиационных частях. Я не верю: «Не может быть, чтобы Герой Советского Союза дал себя сбить и садился на живот. Ведь при такой посадке очень маленький процент, что ты останешься жив». Но потом командир нашей дивизии мне подтвердил, что Китаев действительно получил такую задачу. А как еще у него могли сохраниться все ордена? И почему его, сотрудничавшего с немцами, так мало держали в лагерях?»[3].
Некоторые исследователи на этом основании считают, что Китаев действительно стал жертвой спецслужб. Но верится в это с трудом...
В мае 1945 года Китаев был освобождён из плена советскими войсками. В следующем году в звании гвардии подполковника был уволен в запас. Проживал в посёлке Белыничи Могилевской области. Умер 24 марта 2000 года.
Владимир Алексеевич Китаев (1908-1987)
В.А. Китаев родился в 1908 году в г. Верхнеудинске (ныне – г. Улан-Удэ). В рядах Красной Армии с октября 1926 года. В 1926-1929 годах обучался в 1-й военной авиационной школе лётчиков (Кача). В 1938-1939 годах - и. д. командира 3-й авиабригады Белорусского военного округа. Участник советско-финской войны. В годы Великой Отечественной войны полковник В.А. Китаев командовал 72-й смешанной авиадивизией, 283-й, 274-й (4-й гвардейской) истребительными авиадивизиями.
К 11 июля 1943 года гвардии полковник Китаев совершил 128 боевых вылетов и сбил шесть немецких самолётов. 15 сентября 1943 года был представлен командованием к званию Героя Советского Союза. Статус награды был понижен, В.А. Китаев удостоен Ордена Кутузова II степени.
Гвардии генерал-майор Владимир Алексеевич Китаев, кавалер семи боевых орденов, в том числе двух орденов Кутузова и четырёх орденов Красного Знамени, после увольнения работал директором завода «Металлист» в Мариуполе, а затем более четверти века - рядовым слесарем...
[1] 131-й ИАП был сформирован в Запорожье весной 1940 г. В 1941 г. летчики сражались на самолетах И-16, в 1942-1943 гг. - на ЛаГГ-3 и Ла-5. 8 февраля 1943 г. полк преобразован в 40-й ГвИАП. Боевые действия полк закончил 10 мая 1945 г. в Праге, уничтожив за годы войны 468 самолетов противника.
[2]Девятаев М.П., Полёт к солнцу. М. ДОСААФ. 1972.
[3] Драбкин А. Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941–1942. М.: Яуза, Эксмо, 2006, С. 98-99