Есть творцы, память о которых останется навсегда. В школе на уроках истории и литературы, в книгах и документальных фильмах различного характера, говоря о Серебряном веке и 1920-1940-х годах, используют фотопортреты Моисея Наппельбаума.
И вообще, если говорят о богеме этих времён, то чаще всего иллюстрируют сказанное фотографиями именно этого мастера.
Моисей Наппельбаум (1869-1958) – один из тех первых, кто утверждал понятие фотографии как искусства.
Трудно теперь это оспорить. Да и зачем?
На фотографиях Наппельбаума мы видим тех, кого называют лучшими, главными, знаменитыми в нашей истории и культуре ХХ века. Мы их видим глазами фотографа.
Теперь представить Есенина и Блока, Ахматову и Горького, Эйзенштейна и Качалова, Симонова и Пастернака, Паустовского и Бабеля, многих других, можно только по фотографиям Наппельбаума.
***
Он становится модным с 1895 года. Именно тогда модной становится и сама фотография. У каждого обывателя есть свой фотопортрет. На садовой скамейке, на фоне расписанных задников с горами, водопадами, цветами. И все сидят с напряжённым выражением лица.
Наппельбаум отказывается от подобного. Его привлекает лицо, харизма, а не застывшая мертвенная физиономия на фоне гор. Он работал со светом и с темными задниками.
В своих первых экспериментах он пытался раскрыть на фото душевное состояние человека.
Его искания не всеми принимались. Лучше ж как у всех!
Но в своей книге Наппельбаум пишет о таких заказчиках, которые искали что-то нешаблонное и тем самым помогали фотографу в его трудных исканиях.
А по гамбургскому счету –помогали фотографии преодолевать ремесленничество и становится искусством.
Из Минска, где он работал подмастерьем в фотоателье, Наппельбаум переезжает в Петербург. Начались его «хождения по мукам». Мальчик-ретушёр из еврейского квартала будет «лепить себя сам».
Он много экспериментировал с бумагой, проявителями, придумывал новые способы обработки негативов.
Часто ходил в Эрмитаж –считал, что это необходимо для создания «ценности в фотоработе». Называл Рембрандта богом светотени. Есть в его работах и влияние декадентства –столь распространённого настроения на переломе веков.
В какой-то момент Наппельбаум пришёл к решению, которого будет придерживаться всю жизнь. Работать надо с одним источником света и никаких световых эффектов. Скупой рисунок.
Так ещё не делал никто
Сумел Наппельбаум сфотографировать и новых советских государственных деятелей. Самый тиражируемый прижизненный фотообраз Ленина – тоже работа Наппельбаума. Некоторые снимки советских общественных деятелей по велению эпохи изымались, многое окажется потерянным навсегда.
Одно из его исключительных фото – Александр Блок незадолго до смерти. Он высветил глаза поэта, огромные, полные страдания. Незабываемый портрет! Фотографировал он Блока и в гробу.
Всем известно фото Ахматовой работы Наппельбаума. Строгий профиль, такой портрет-камея. Снимать поэта он будет и в 1923-1925 годах. Именно по его фотопортретам представляют Ахматову.
Или мрачный Есенин незадолго до своей трагической смерти. Нет золотоволосого красавца. Наоборот, Есенин с понурым взглядом, в шубе, с потухшей папиросой. Это последний снимок поэта.
Даже Булгаков сделал у него свой портрет. Это было модно и значимо, а Булгаков такое хорошо понимал.
Он сумел передать обаятельную женственность, душевную красоту прекрасной актрисы Александры Яблочкиной. Запоминается фотопортрет писателя Алексея Николаевича Толстого –жизнелюбивого человека, второе дно души которого скрывает тень. Именно это, как мне кажется, сумел «схватить» Наппельбаум.
Он много снимал Пастернака. Какое лицо поэта на этих фото! Наппельбаум всегда делал акцент на глаза. Именно поэтому от изображений Бориса Пастернака не оторваться, ведь глаза поэта очень примечательные.
Он сфотографировал великую Галину Уланову не в балетной пачке, а сумел воспроизвести прозрачность ее нежного лица, чистые линии ее рук, вдохновенные глаза.
Кого только не снимал Наппельбаум. Всех знал. И об этом он сам интересно рассказал в автобиографической книге « От ремесла к искусству».
***
Жизнь фотографа Моисея Наппельбаума не была легкой.
В Великую Отечественную войну он был эвакуирован в Нальчик, потом переправлен в Тбилиси. Там умирает его жена, с которой фотограф прожил 50 лет. Одна из дочерей фотографа три года проведёт в заключении.
Уходит из жизни Наппельбаум в 1958 году. Похоронен на Востряковском кладбище в Москве.
Пережитое всегда оставляет след на лице человека. В выражении лица читаются временные и глубинные настроения, душевные переживания, приметы индивидуальности. Умеющий всегда прочитает. Портреты Наппельбаума сильно помогут в этом «прочтении» правды характера лица эпохи.
Заметку для вас подготовила Ирина Биккулова, г. Москва. Ссылка ведет на профиль автора в Фейсбук.
Мы будем рады новым подписчикам. Нам есть о чем поговорить:
У надгробной плиты Л.Д. Блок-Меделеевой, Прекрасной Дамы. Размышления о семейном союзе
Что просят у Воланда посетители квартиры М.А. Булгакова в Москве
Копите впечатления. Это один из надежных способов накопления человеческих радостей.