Найти тему
Максим Бутин

3460. МАТЕРИАЛИЗМ И СРЕДСТВА ЕГО ВЫРАЖЕНИЯ…

1. «С учением Маркса происходит теперь то, что не раз бывало в истории с учениями революционных мыслителей и вождей угнетённых классов в их борьбе за освобождение. Угнетающие классы при жизни великих революционеров платили им постоянными преследованиями, встречали их учение самой дикой злобой, самой бешеной ненавистью, самым бесшабашным походом лжи и клеветы. После их смерти делаются попытки превратить их в безвредные иконы, так сказать, канонизировать их, предоставить известную славу их имени для «утешения» угнетённых классов и для одурачения их, выхолащивая содержание революционного учения, притупляя его революционное острие, опошляя его. На такой «обработке» марксизма сходятся сейчас буржуазия и оппортунисты внутри рабочего движения. Забывают, оттирают, искажают революционную сторону учения, его революционную душу. Выдвигают на первый план, прославляют то, что приемлемо или что кажется приемлемым для буржуазии. Все социал-шовинисты нынче «марксисты», не шутите! И всё чаще немецкие буржуазные учёные, вчерашние специалисты по истреблению марксизма, говорят о «национально-немецком» Марксе, который будто бы воспитал так великолепно организованные для ведения грабительской войны союзы рабочих!

При таком положении дела, при неслыханной распространённости искажений марксизма, наша задача состоит прежде всего в восстановлении истинного учения Маркса о государстве».

Ленин, В. И. Государство и революция. — Ленин, В. И. Полн. собр. соч. Изд. 5. В 55 тт. Т. 33. М.: Издательство политической литературы, 1969. Сс. 5 — 6.

Это очень содержательный текст, просто нива благодатная для анализа и размышлений…

2. Сюжетом является жизненная и посмертная судьба учения К. Г. Маркса и Ф. Энгельса. Эта судьба, по мысли В. И. Ленина, такова, что при жизни создателей учения само учение воспринималось угнетателями как весьма опасное для их дела угнетения и потому они принимали самые разнообразные меры к его уничтожению. А после смерти создателей учения тактика его врагов сменилась: имена и иконы создателей враги готовы теперь фальшиво почитать, переориентируя тем самым пролетарские и не очень массы на имена и портреты и отвлекая их от содержания учения, то есть действуя как удав, душа в объятиях.

3. В. И. Ленин провозглашает: «задача состоит прежде всего в восстановлении истинного учения Маркса о государстве». Из чего следует, что истинное учение К. Г. Маркса о государстве разрушено. То есть учение К. Г. Маркса, как вероятно и всякое учение, мыслится В. И. Лениным как нечто материальное, как то, что его враги могут подвергнуть деструкции и оно таки претерпит эти разрушения и покажет себя массам в уже руинированном виде. Это очень своеобразный материализм Ильича. Очень своеобразный.

При таком понимании учения как некоего тела, которому может быть нанесён ущерб и которое время от времени надо подвергать ремонту, замена его содержания, то есть самой телесности, именем и картинкой, действительно, должна восприниматься его приверженцами как ложь и клевета на учение.

4. Более того, как выхолащивание. Но что такое по существу есть выхолащивание? Лишение признаков гендерной идентичности, попросту говоря — кастрация. Кастрированный персонаж становится спокойней и покладистей. Так и с учением. Становится покладистей и спокойней. Карл Маркс и Фридрих Энгельс! Улыбаемся и машем, парни. Улыбаемся и машем!

Но знаменателен сам выбор метафорического средства: выхолащивание. Значит восстановленное в истинном виде учение мыслится Ильичом то ли с женскими яичниками, то ли с мужскими тестикулами. А поскольку выхолащивается именно содержание, то или главным в содержании или даже целиком всё содержание мыслится в качестве этих признаков пола, которых при выхолащивании учение лишают. Вот в чём истина текущего состояния учения по Ильичу!

5. По тому, какие иные метафоры подыскивает В. И. Ленин для характеристики учения, можно составить представление о форме того тела, которым мыслится учение. Поскольку враги поступают с учением, «притупляя его революционное острие, опошляя его», постольку учение — не ё-моё, не силикатный кирпич, учение обладает острыми выпирающими частями.

По меньшей мере одно острие имеется. Его-то враги и притупляют. Помимо того что притупляют острие, его ещё и опошляют. Но опошляют ли они его, намазывая сие острие чем-нибудь похабным, или опошление и похабщина относятся ко всему телу учения, а не только к острию, по неясности стиля автора остаётся неизвестным.

Однако и в этой неизвестности ясно, что Ильич не одобряет такого отношения к учению К. Г. Маркса и даже берётся восстановить яйца и острие учения в аутентичном и отточенном виде.

6. Несколько выбивается из в целом материалистического миросозерцания автора и его убеждения, что «в мире нет ничего, кроме движущейся материи», а, стало быть, и учение есть кусок материи (на сюртук или платье?), — несколько выбивается из стиля автора его наивный первобытный анимизм: «Забывают, оттирают, искажают революционную сторону учения, его революционную душу». Это что же получается! Выходит, главное в учении не тело, а душа, революционная душа? Приехали. Конечная остановка. Вылезайте. Ищите душу. Пока не найдёте, обратно, в светлое будущее, не поедем.

Впрочем, материалистическое миросозерцание должно то утешить, что революция мыслится В. И. Лениным не как какая-то непонятная сущность учения, а как вполне обозримая сторона учения. Даже если в учении, как в ленте Мёбиуса, всего одна сторона, её можно увидеть, погладить. Только делать это надо с опаской, ибо эта одна сторона — точно, революция!

2019.08.12.