Фаулз великолепен! Башня из слоновой кости против Башни из чёрного дерева. Аристократизм духа против абстракций постмодернизма. Язык, сюжет и вечные вопросы, которые он поднимает в небольшой, но ёмкой повести о престарелом гении-художнике и юном журналисте-авангардисте, не оставят вас равнодушным, как принято завлекать сейчас в рекламных буклетах.
Привет, библиофилы!
Но я и правда не шучу! Во всяком случае, я осталась под большим впечатлением. После "лёгкого" чтения всегда приятно погрузиться в глубину.
Впечатление создавалось такое, будто медленно и постепенно, выстраивая одну композицию за другой и постоянно совершенствуясь, художник освобождается от неуклюжего буквализма – концептуального коррелята языка, каким он изъясняется в жизни, – уходит прочь от дословности.
Так витиевато описывает Фаулз впечатление молодого авангардиста от полотен своего старого (по-настоящему старого - под 80 лет!) коллеги, который только на склоне лет нащупал наконец-то свой стиль и язык, стал узнаваем и популярен, обрёл мощь и независимость, в том числе материальную. Купил поместье в Бретани и стал жить по слухам отшельником.
На самом деле, нет. Не отшельником. И разговор о том, вправе ли старый художник Генри эксплуатировать любовь юных дарований (Мыши и Уродки), как раз и пойдёт в этой книге. При этом любовь именно физическую, не эфемерную. Правильно ли это? Нужно ли осуждать его за это? Или только так, освободившись от всех условностей, и можно стать настоящим творцом?
В конце концов, не мешает ли брак творчеству?
"Брак – ловушка, где физическая близость рождает привязанность, где все позы знакомы и привычны, привычны игры, искусство и наука любви знакомы и безопасны; забываешь о существовании тайны, о собственном невежестве, об отчаянной жажде познать. Отдаться. И чтобы отдавались тебе."
Вот наш юный герой Дэвид как раз-таки вполне прилично женат и имеет детей. И это вроде бы способствует его успеху. Во всяком случае, сам он пытается себя в этом убедить. Но читайте, читайте дальше. Последние страницы поставят всё с ног на голову!
Морок ли это сюрреалистичного Котминэ, козни ли юных легкомысленных художниц, но наш герой оказывается в западне странных чувств и волнений.
Все эти мысли всколыхнут и нашу совесть, и мы вместе с героями будем решать вечные вопросы верности и предательства, любви и свободы. А заодно задумаемся: не страх ли перед телом все эти современные авангардистские течения в живописи и искусстве вообще?
Читали? Будете? Обсудим? И цитата напоследок:
"Крайнее тщеславие (и безрассудство, если речь идет о художнике) не следует считать суетностью."
Другие подробные отзывы на книги по тегу #рецензияbibliojulia