Найти тему

Кольсайские озера

Быстрый переезд в Казахстан, был для меня довольно-таки неожиданным. Все-таки посещение Кольсайских озер было настолько запасным вариантом, что я даже не знал как туда добраться. Благо, в гостинице был хороший WiFi, и я смог кое-то узнать.

А узнал я что мне надо доехать до поселка Саты, и что туда по расписанию ходит автобус с автовокзала в Алма-Ате. В принципе, это все, что я смог узнать. С какого вокзала отходит этот замечательный автобус (их в Алма-Ате 2 – Сайран и Саяхат) – тоже осталось невыясненным. Тогда я решил начать с того, который ближе - Сайран. Это настоящий автовокзал в нашем понимании, а не обычный для Средней Азии базар-вокзал. В кассах ничего об автобусе до Саты не знали. Зато знали вездесущие таксисты. Они отправили меня на другой вокзал. От их услуг я отказался и спокойно доехал на троллейбусе. Саяхат оказался базар-вокзалом. Здесь нет никакого помещения, а машины в разных направлениях отправляются с разных переулков. Но на Саты тоже никто не ехал. Все туда уже уехали в 6 утра. Была только одна машина с одним местом до Жаланаша, поселка в 40 км. от Саты. Меня это вполне устраивало.

На одной из остановок в пути купил себе пакет каких-то пряников перекусить. Разговорились с водителем. Выяснилось, что у него кто-то из родственников работает зам. директора в нац. парке Кольсайские озера. Он предложил мне через него организовать там жилье. Учитывая, что уже была вторая половина дня, было ясно, что без ночлега мне не обойтись. Сторговались за приемлемую цену, что он меня довезет не до Жаланаша, и даже не до Саты, а непосредственно до Кольсайских озер (а это еще 10 км.), там же и будет место моего ночлега.

По мере приближения к Жаланашу населенные пункты попадалось все реже, машин на дороге становилось все меньше. Наконец, поток практически совсем иссяк, и мы приехали в Жаланаш.

Дара дырой. Заехали в местный магазин. Типичный сельпо в глубинке. Несколько наименований товаров, все очень дорого.

От Жаланаша до Саты идет горная разбитая дорога. А на выезде из Саты стоит пункт, где надо регистрироваться. Мы въезжаем в погранзону. Еще чуть-чуть – и граница с Киргизией. А вдруг киргизские шпионы перейдут границу?! При регистрации меня приняли за француза. Почему? А потому что за час до меня тут зарегистрировались французы. Потом по дороге мы их обогнали. Они шли пешком. На вид – лет по 20-25. С очень большими рюкзаками.

Жить мне предстояло в юрте, все удобства – во дворе, еще в моем расположении место для шашлыка. Проблема в том, что жарить там мне нечего. Сегодня я забыл поменять деньги, поэтому у меня было только то, что я поменял в Киргизии на остатки сомов. После расчета с таксистом и оплатой жилья осталось 3500 тенге – около 700 рублей. На такие деньги в такой глуши поесть нечего и думать, а еще завтра мне предстоит как-то уехать отсюда… Правда таксист на прощание обещал, что его друг поедет в Алма-Ату и заедет за мной в 7 часов вечера, и всего за 3000 тенге довезет до Алма-Аты, но верилось в это с трудом…

Итак можно поздравить себя: я в …опе мира, у меня нет денег, из еды – киргизские абрикосы и пол пачки пряников, как отсюда выбираться – совершенно не понятно! Зато вокруг красотища невообразимая, в моем распоряжении целая юрта и неограниченное количество питьевой воды в озере!

-2

Но автостоп никто не отменял! Видимо придется завтра выбираться отсюда на попутках. Давненько я не ездил стопом. Придется тряхнуть стариной!

Немного погулял по окрестностям, полюбовался ближним озером. На второе и третье решил сегодня не ходить, т.к. до второго идти 3 часа и столько же до третьего. Опять встретил французов. Они без остановки прошли дальше, сразу ко второму озеру. Это с такими-то рюкзаками, да еще и пройдя как минимум 10 км. Здоровые, как лоси!

Поужинал двумя пряниками и двумя абрикосами, запил все это водой из озера, и пошел обживать свою юрту. К тому же стало резко холодать.

-3
-4

Спалось в юрте замечательно. А с рассветом я пошел по тропе ко второму озеру. По пути открывались красивые виды на озеро, попадалась разная мелкая лесная живность – зайцы, змеи… Иногда вдоль дороги росли кусты малины и земляники. Можно было разнообразить свой пряннично-абрикосовый рацион! Идти достаточно далеко, перед самым вторым озером длительный подъем, и вот, открывается вид на естесственную плотину из поваленных елей, а за ней простирается озеро. Здесь нет цивильного жилья, но народу много. Живут в палатках. Первое что я увидел – толпа народу слушает лекцию. Насколько я понял, здесь проходит слет какой-то христианской секты. Но и кроме них обитателей на озере много. Отошел подальше посидел, полюбовался озером… и решил не идти на третье озеро, памятуя о том, что мне еще надо как-то сегодня отсюда выбираться…

-5
-6
-7
-8
-9

Вернулся назад около 2-х часов. На первом озере тоже все пришло в движение: кто-то катался на лодках, кто-то рыбачил. Навстречу мне шла компания, которая спрашивала где здесь растут ели. Я показал не понял вокруг – да вот они, здесь везде. Тогда они пояснили, что их интересуют только те, что растут из озера. Да, действительно, здесь неподалеку есть озеро Каинда, которое образовалось в результате оползня. Вода затопила горную долину, и теперь из воды торчат остатки погибших елей. Но это не совсем здесь. Перед Саты надо было поворачивать в другую сторону. Я им это объяснил, а когда они засобирались туда, попробовал сразу же вписаться к ним в машину, но они извинились и сказали, что у них и так в машине уже 5 человек. Значит, не удалось… По крайней мере, я попытался.

Кгда вернулся, на парковках возле юрт и непосредственно у озера насчитал с десяток машин, значит потенциальный поток на сегодня – те же 10 машин: кто-то не поедет, а кто-то приедет из Саты и сразу уедет назад. Не густо…

Поэтому решил не тянуть и сразу же отправился пешком в Саты. Сразу за Саты поворот на Каинду. Я предположил, что там поток должен удвоиться. Как только вышел из юрты увидел как уезжает одна из машин. Шансы уехать еще чуть-чуть уменьшились…

Очередная машина нагнала меня через полчаса. Остановилась, но место в ней было только если только что на крыше. Извинились, и они поехали, а я пошел дальше. Но уже следующая машина довезла меня до поворота на Каинду. Было соблазнительно с ними поехать до озера, но тогда был большой шанс, что выбраться оттуда до темна я уже не успею, и мне придется ночевать под открытым небом… Здесь же на перекрестке – кладбище, а на кладбище 2 киргиза. Почему киргиза? А потому что рядом припаркована машина с киргизским номером. Разговорились. Они поедут в Алма-Ату, но только завтра. А мне надо сегодня! Вскоре остановилась машина. Из Саты до Жаланаша. За рулем был начальник стротиельства дороги на этом участке. Строят своими силами. Пускать китайцев, в отличие от киргизов, не хотят. Видимо, правильно делают.

Поток отсюда уже значительно больше. Остановилась первая же машина. Доехал до основной трассы. Теперь все будет проще! Сменив еще несколько машин доехал до Челека. Здесь автостоп закончился. Если до сих пор останавливалась каждая (!) машина, то теперь не останавливался никто, хотя движение здесь очень оживленное. Наконец, добрые люди подвезли меня до местной автостанции, и за 2000 тенге я доехал до Алма-Аты.

Здесь наконец-то поменял деньги, поужинал, и поехал в гостиницу. Завтра у меня перед вылетом будет почти что целый день на знакомство с бывшей столицей Казахстана.