Добрый день, дорогие читатели канала «Исчезнувшая история»! Сегодня поговорим о фламенко – танце самобытном и малоизученном.
Гастролирующим в Испании, легендарным Битлз, в качестве подарка, вручили куклы в образе танцовщиц фламенко, одетых в пестрые платья с пышными воланами, и узнаваемыми аксессуарами: большим гребнем в причёске и веером в руке. Куклы фламенко – такой же национальный испанский сувенир, каким для России является матрёшка.
Когда Королева Великобритании Елизавета II была с визитом в Испании, она посетила концерт фламенко, и сам Король Хуан Карлос со знанием дела отбивал такт в ладоши, объясняя своей монаршей гостье сложные ритмы фламенко. Фламенко – такая же обязательная часть официальных визитов, какой в России является Большой театр.
Когда на подиуме модель представляет платье в горох, журналисты отмечают в нем скрытые мотивы фламенко. В ХХ веке фламенко стало национальным брендом Испании, а ведь начиналось оно как искусство «униженных и оскорблённых».
Национальное "буйство" в одном танце
Фламенко зародилось на юге Испании, в жаркой Андалусии, где, как в огромной печи, сплавлялись местные традиции с традициями народов, когда-то здесь обитавших. Считается, например, что кастаньеты появились в Испании, благодаря финикийцам.
Однако наибольшее влияние на становление фламенко оказали народы, ставшие изгоями в конце XV – XVI веков. Веками на Пиренейском полуострове жили евреи – от них во фламенко перешли некоторые песни с целомудренными мотивами. Несколько столетий продержалось в Испании мусульманское владычество - так во фламенко появились сложные ритмы и протяжные переливы. В начале XV века, пройдя десятки тысяч километров, в Испанию из Индии пришли цыгане, которые умело соединяли в своём искусстве местные традиции и собственные ценности, обычаи.
В 1492 взятием Гранады завершилась Реконкиста – многовековой процесс отвоевывания Иберийского полуострова христианами. В Испании католические короли начали активную христианизацию населения. Несогласные изгонялись из страны.
Таким образом, в конце XV – начале XVI века в Испании появилась народы, считавшие себя отвергнутыми государством: цыгане и не принявшие христианство евреи и арабы. Все они жили обособленно, формируя специфическую среду, где происходил культурный обмен: в Севилье это был район Триана, в Гранаде – пещеры Сакромонте, в Кадисе – район Санта Мария, с одним из самых «цыганских» городов - Хересом.
Свободолюбивые мотивы и протест
Ключевыми ценностями культуры фламенко стали понятия свободы и борьбы. Музыка отверженных явилась протестом против несправедливости, жалобой на судьбу и мрачные жизненные реалии.
Искусство «отверженных» долгое время было доступно лишь своим. Они устраивали домашние фиесты, где исполнялись песни и танцы. Возможно, мир и не узнал бы о фламенко, если бы не война с Наполеоном, которая вызвала мощный патриотический подъем и интерес к самобытному народному искусству.
Слухи о необычных цыганских фиестах подогревали интерес к этому искусству, в том числе среди иностранцев. Так, постепенно фламенко входило в жизнь Испании.
Сотрудничество цыган и танцевальных академий
Это был еще один шаг к популяризации искусства фламенко. От танцовщиц классической национальной школы цыгане перенимали брасео (работу рук), игру на кастаньетах, элегантный стиль танца с прямой спиной, свободной постановкой бёдер, находящимися вверху руками, лёгкими и точными движениями. Классические танцовщицы присматривались к цыганской экспрессивной манере исполнения.
«Золотой век» фламенко
В 1847 году, открывая в Севилье кафе кантанте, его владелец сеньор Фелипе дал понять, что "cafe cantante" это буквальный перевод французского понятия "кафе шантан" – поющего кафе – заведения, где посетители получают удовольствие от встречи друг с другом, от вкусной еды и хорошего концерта.
Начиная с 1866 года на афишах кафе кантанте к пению добавляется танец. Обычно в программе были так называемые espectaculo de variedades, которые включали цирковые и театральные номера, латиноамериканские и французские танцы, номера esquela bolera и фламенко. Но постепенно фламенко отвоевывало место в кафе кантанте.
В 1870 году Сильверио Франконетти открыл в Севилье первое кафе кантанте, "специализировавшееся" именно на фламенко. Кафе Бурреро и Кафе Сильверио в Севилье стали примером для подражания. Вскоре и в других городах появились кафе, где исполнялось только фламенко.
По мере того, как фламенко набирало популярность, танец становился все более технически сложным, зрелищным, разнообразным; именно тогда у танцовщиц появляется знаменитая бата де кола – юбка с длинным шлейфом. Успех кафе кантанте помог фламенко распространиться за пределами Андалусии.
Фламенко и театр
Со сцены кафе кантанте фламенко шагнуло на театральные подмостки. 15 апреля 1915 года в Мадриде состоялась премьера спектакля «Колдовская любовь» (“Amor Brujo”) – первого балета фламенко на музыку композитора Мануэля де Фалья. В музыкальном тексте звучали ритмы булерии, солеарес, сигирийи, тьентоса, фарруки и гарротина – это была первая оркестровая аранжировка музыки фламенко. Главную партию исполняла самая популярная танцовщица того времени Пастора Империо.
Через десять лет в Париже была показана вторая версия балета, в которой блистала Антониа Мерсе, ла Архентина. Эта роль выдвинула её в ряд артистов мирового значения.
В 1930-е годы с установлением диктатуры Франко, многие артисты фламенко вынуждены были уехать из Испании и искать работу за рубежом. Так школы фламенко стали появляться не только в Европе, но и в Америке.
Среди танцовщиков фламенко, которые добились мировой известности, в первую очередь нужно назвать Кармен Амайя. Она родилась в беднейшем цыганском районе Барселоны и никогда не училась в танцевальной школе, но создала свой неповторимый стиль - темпераментный, мощный, с абсолютным чувством компàса (метра фламенко), с быстрыми акцентированными непрерывными вращениями, скоростными четкими музыкальными дробями, характерной экспрессией рук, поворотов головы и взгляда. Из Испании ей пришлось бежать в Буэнос Айрес, а затем в Америку, где она смогла проявить себя не только как талантливая танцовщица, но и как импресарио, привлекая в свою труппу лучших артистов. На родину Кармен Амайя вернулась только в конце своей жизни.
Появление первых таблао
В 1950-60-е годы в Испании разрешают таблао – кафе и рестораны, где главным «блюдом» было фламенко. Таблао стали продолжателями традиций кафе кантанте, с той разницей, что в кафе кантанте главная роль отводилась пению, а в таблао – танцу фламенко. Праздничная атмосфера, «экзотика» испанского танца привели к огромной популярности таблао, в том числе среди туристов. Таблао стали хорошей школой для нового поколения артистов фламенко, которые во время танца активно взаимодействовали с публикой.
Человеком, вернувшим фламенко в "театральное русло", стал Антонио Гадес. Как танцовщик он начал свой путь в коллективе Пилар Лопес, а уже в 1961 году создал собственную труппу, с которой поставил несколько спектаклей, включая легендарные «Кармен», «Колдовская любовь», «Кровавая свадьба».
Начинавшийся как танец на закрытых вечеринках «для своих», фламенко в ХХ веке стремительно завоевало лучшие театральные и концертные площадки во всём мире.
В XXI веке фламенко стало по истине интернациональным искусством: с одной стороны, много иностранцев изучают фламенко в Испании, с другой стороны, во многих странах открываются новые школы фламенко, а испанские мастера не только обучают зарубежных танцовщиков, но и организуют совместные проекты. Одним из самых «интернациональных» стал проект Хавьера Латорре «Фламенконавты», объединивший на сцене фестиваля в танце тринадцать танцовщиков из восьми стран, включая Россию.