Найти тему

Лекция 2 (1). Принципы развития в музыкальной ткани.

Развертывание музыкальной формы во времени - процесс, т.е. развитие. В связи с этим особую важность имеют основные принципы развития материала: повторность и контраст.

  1. Повторность.

Точная повторность - буквальное повторение тематического звена.

При анализе: повторение подряд мелких элементов (до 2-х - 3-х тактов) принимается в счет; а повторение подряд более крупного и относительно законченного построения или целой пространной части формы не берется в счет.

Повторность с видоизменениями.

Варьирование - видоизмененный повтор одной и той же музыкальной мысли.

  • Вариационность — простое повторение при сохранении длины и каденции построения (чаще всего применяется в вариационной форме).
  • Вариантность — значительная степень интонационного обновления при сохранении основного интонационного «зерна».

Разработочность – активное переработка темы, вплоть до разделения её на отдельные фразы и мотивы. Характерны такие приёмы, как дробление, суммирование, секвенции и т.п.

2. Контраст.

— Логические функции - i m t, т.е. изложение, развитие, завершение (характерны для любого другого процесса). Указывает на конкретную логику какого-либо раздела формы.

Например, Багатель №2 из цикла «Семь багателей» Л. Бетховена:

i — изложение мысли. Два тематических звена по 4 такта повторяются в разных гармонических плоскостях.
i — изложение мысли. Два тематических звена по 4 такта повторяются в разных гармонических плоскостях.
m — развитие. Тема развивается, применены приёмы дробления с суммированием для исчерпания темы.
m — развитие. Тема развивается, применены приёмы дробления с суммированием для исчерпания темы.
t — завершение. Итог: закругление каденцией.
t — завершение. Итог: закругление каденцией.

— Драматургические функции — экспозиция, завязка, развитие (развертывание), кульминация, развязка. Здесь дается образно-жанровая характеристика: анализируются все перевоплощения какой-либо темы в разные образы.

— Композиционные функции — функции частей музыкального произведения в форме.

  • экспозиционная (функция экспонирования, изложения: совпадает с i) - тема в вариациях, главная и побочная партии в сонатной экспозиции, экспозиция по отношению к разработке;
  • серединная (функция развития: совпадает с m) - сонатная разработка, развивающие разделы простой двух и трехчастной формы;
  • заключительная (функция остановки, завершения: совпадает с t) - репризы, коды, заключения.
  • Вступление, связка (или предыкт), дополнение (или кода), примыкают к основным композиционным функциям.

Видео лекция: