Развертывание музыкальной формы во времени - процесс, т.е. развитие. В связи с этим особую важность имеют основные принципы развития материала: повторность и контраст.
- Повторность.
Точная повторность - буквальное повторение тематического звена.
При анализе: повторение подряд мелких элементов (до 2-х - 3-х тактов) принимается в счет; а повторение подряд более крупного и относительно законченного построения или целой пространной части формы не берется в счет.
Повторность с видоизменениями.
— Варьирование - видоизмененный повтор одной и той же музыкальной мысли.
- Вариационность — простое повторение при сохранении длины и каденции построения (чаще всего применяется в вариационной форме).
- Вариантность — значительная степень интонационного обновления при сохранении основного интонационного «зерна».
— Разработочность – активное переработка темы, вплоть до разделения её на отдельные фразы и мотивы. Характерны такие приёмы, как дробление, суммирование, секвенции и т.п.
2. Контраст.
— Логические функции - i m t, т.е. изложение, развитие, завершение (характерны для любого другого процесса). Указывает на конкретную логику какого-либо раздела формы.
Например, Багатель №2 из цикла «Семь багателей» Л. Бетховена:
— Драматургические функции — экспозиция, завязка, развитие (развертывание), кульминация, развязка. Здесь дается образно-жанровая характеристика: анализируются все перевоплощения какой-либо темы в разные образы.
— Композиционные функции — функции частей музыкального произведения в форме.
- экспозиционная (функция экспонирования, изложения: совпадает с i) - тема в вариациях, главная и побочная партии в сонатной экспозиции, экспозиция по отношению к разработке;
- серединная (функция развития: совпадает с m) - сонатная разработка, развивающие разделы простой двух и трехчастной формы;
- заключительная (функция остановки, завершения: совпадает с t) - репризы, коды, заключения.
- Вступление, связка (или предыкт), дополнение (или кода), примыкают к основным композиционным функциям.
Видео лекция: