Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Элегантный седовласый мужчина на картине Жана Беро - это он сам. Думаю, примерно так он выглядел и в февральский день 1897 года, когда участвовал в качестве секунданта в дуэли своего близкого друга, писателя Марселя Пруста и критика, романиста Жана Лоррена, который нелицеприятно отозвался о романе Пруста. За что, собственно, и был вызван им на поединок. Все остались живы, но символические действия, приличествующие джентльменам, были совершены.
Жан Беро и Марсель Пруст были близки много лет, а образ Эльстира в "Поисках утраченного времени" Пруст во многом писал с него. Так что можно сказать, что Беро получил, в определенном смысле, и свое литературное воплощение.
Он был прекрасным художником, пользовавшимся известностью и получившим заслуженное признание, в том числе официальное. Так, он стал кавалером ордена Почетного легиона, высшей награды Франции. Полученный крест он потом подарил Марселю. Беро прожил долгую жизнь, 86 лет. Даже странно, что он умер в 1935 году, когда уже и в помине не было фиакров и дам в платьях с турнюрами, в пышных шляпках, которые он любил изображать в своих картинах, и которые принесли ему успех.
А родился Беро в Петербурге, вместе с сестрой-близнецом Мелани. Их отец, тоже Жан, был скульптором и участвовал в строительстве Исаакиевского собора. Именно по это причине семья оказалась в России. Но после смерти отца Беро вернулись во Францию, где юный Жан поступил после лицея в Школу изящных искусств. Закончив ее, он открыл на Монмартре, который тогда был пристанищем богемы, свою мастерскую и начал работать. Он начинал как портретист и почти сразу стал получать заказы, а также выставляться в Салоне.
Затем он увлекся жанровой живописью и стал запечатлевать уличные сценки Парижа.
В этих сценах, запечатлевших мгновения реальности, с фотографической точностью показаны улицы города, дома, люди, транспорт. Такое впечатление, что мы вдруг мановением волшебной руки оказываемся в Париже периода бель эпок и стоим на улице, оглядываясь в восхищении. Вокруг - элегантные люди, прекрасно одетые мужчины и женщины.Все - красавцы и красавицы.
Показывать реальность как момент бытия - характерная особенность импрессионизма, но Жан Беро ни в коем случае не был импрессионистом. Он был салонным художником, и это означает, что он писал не реальность как таковую, а скорее, свою мечту о ней.
Он также интересовался религиозной тематикой и сделал несколько картин на евангельские сюжеты. Однако они вызвали неоднозначную реакцию зрителей, поскольку Беро одел всех персонажей (кроме Христа) в современную одежду. Этот прием в XIX веке был внове, и не все его приняли. Но, глядя на эти картины из нынешнего дня, видишь, насколько интересен такой подход.
Кстати, в картине "Магдалина в доме Симона фарисея" среди собравшихся мужчин есть человек, портретно похожий на философа и писателя Жозефа Ренана, автора нашумевшей тогда книги о Христе.
Искушенные любители живописи критиковали Беро за слащавость, приукрашивание действительности, в общем - за салонность. Но сейчас эти картины смотрятся как памятник эпохи. Пусть и несколько идеализированный.
Почитайте еще на моем канале:
Это портрет любимой женщины Пикассо. Кем она была?
Доверила ли бы я свою жизнь библейскому царю Давиду?
В блоге мужа: