Найти тему
ЖурналистЪ

Ми-2 лётчики назвали одним из лучших, но есть капля дёгтя

В сети летает множество материалов и рейтингов по поводу того, какой вертолет лучше всех, какой превосходит по тем или иным характеристикам. Причём, часто везде летает одинаковая ошибка: выбирают лучший вертолет вообще. Хотя, согласитесь сравнивать разные классы вертолетов достаточно странное занятие.

Решили и мы заняться странным занятием, и сравнить также несравнимые вещи. Но не просто так, а при помощи опытного пилота. Андрей Астрахан служил в Афганистане на Ми-8, а затем в гражданской авиации на Ми-2. Как это ни странно, но на наш вопрос, какой вертолет он бы назвал лучшим, пилот не раздумывая сказал — Ми-2. «Нет, и Ми-8 машина очень даже неплохая. Подводила редко, хотя нам приходилось в песке по уши эксплуатировать её, и на высокогорье, где воздух разряжен. Но, когда пересел на «двойку», почувствовал, как будто, крылья появились за спиной. Понимаю, что машины разных классов, масса, двигатели и так далее. Но я говорю именно про ощущения. Возможно, это после «восьмёрки» такое чувство было. Но отработал я на Ми-2 на полях нашей огромной родины три года до пенсии с огромным удовольствием. Тонну химии берёт без проблем, и отлично управляется. Минусы только по мотору были: уж очень он ласку любит, постоянный уход. Даже помню отказ был в соседней эскадрильи. Но был и лайфхак такой — если начал масло кушать, ставь на ремонт. Ни в коем случае нельзя было на это рукой махать».

Между прочим, Ми-2 принадлежит несколько рекордов. Ещё на стадии испытаний лётчица Русиян установила рекорд скорости на «двойке» для вертолетов этого класса — почти 270 км/ч на ограниченном расстоянии в 100 километров. Оснащен вертолет двумя двигателями ГТД-350 (более 800 л.с. на пару), которые создавались, по сути, специально для него. Управление шагом винта производится гидросистемой. Но, если она откажет, то лётчик может вручную осуществлять контроль шагом несущего винта. Это сильно повышает выживаемость экипажа (один человек). Также был установлен рекорд высоты с грузом 1000 кг. Его Ми-2 затащил на высоту 4760 метров. Даже две тонны «двойка» поднимала на 1734 метра, что тоже является рекордом. Также эти машины широко использовались и используются в вертолетном спорте. Ещё из интересных моментов можно отметить то, что вертолет производился в Польше, а Советский Союз его у поляков закупал. Такая была помощь братьям по соцлагерю.

До сих пор в небе России трудятся более тысячи вертолетов Ми-2.
До сих пор в небе России трудятся более тысячи вертолетов Ми-2.

Напомним, вертолет Ми-2 был спроектирован в конструкторском бюро Миля в начале 60-х годов прошлого века. В 1965 году его поставили на серийное производство. Закончили выпускать в 1992 году. Несмотря на это, сейчас в хозяйствах России работает ещё огромное количество «двоек», которые выполняют всевозможные функции в народном хозяйстве. Как нам рассказали лётчики, как правило, сейчас есть в эскадрилье несколько «доноров» и несколько исправных машин. Так и работают, перекидывая запчасти с больных машин на здоровые. Кстати, совсем недавно были разговоры о том, чтобы возобновить производство Ми-2 в Ростове-на-Дону. Но выпускать модифицированную версию, осовременить вертолёт.

Производили Ми-2 в Польше.
Производили Ми-2 в Польше.

С нашим пилотом согласен и Алексей Двурядкин, который отработал на Ми-2 более 8-ми лет ещё в советское время: «Машина хороша. Многое прощает даже самому неопытному пилоту, но и многое требует иногда. Особенно, что касается двигателей. Капля дёгтя была: муфта свободного хода там капризничала. Но, если хороший техник и комэск строгий, то проблем не возникало. Этот вертолет понять нужно. Как только понял, что он может, чего не может, как ведёт себя, то всё — можешь миллион гектаров опылить за час. Шучу, конечно, но машина действительно очень хороша. Наверное, лучшая в своем классе».