Доброго времени суток. Сегодня будет серьёзный и тяжёлый разговор на тему 209 позиции списка лучших фильмов всех времён по версии "Sight&Sound".
209 место
"Берлин, Александерплац"/"Berlin Alexanderplatz"(1980)
Рейтинг КП - 8,2; Кол-во оценок - 1 215;
Рейтинг IMDb - 8,4; Кол-во оценок - 4 924;
Режиссёр - Райнер Вернер Фассбиндер.
Франц Биберкопф, бывший грузчик, выходит из берлинской тюрьмы в Тегеле, где он просидел четыре года за убийство своей невесты Иды. Этот крепкий мужчина чувствует себя одиноким и беззащитным, и ему кажется, что наказание только начинается.
Это аж целый мини-сериал, вышедший в 1980 году и являющийся проектом мечты немецкого режиссёра Райнера Вернера Фассбиндера, который стал и одним из последних его работ. Фассбиндер представился в 1982 году, когда ему было 37 лет, от передозировки определёнными веществами, вроде как смеси снотворного ещё с чем-то, не уверен. Мини-сериал основан на одноимённом романе Альфреда Дёблина, вышедшем в 1929 году.
Обычно, если мне нравится экранизация, можно обратить внимание и на книжный оригинал. Думаю, не я один так делаю. Так вот, здесь мне обращаться к первоисточнику что-то не хочется. Вы правильно поняли, если предположили, что виной тому обозреваемая экранизация. Детище Фассбиндера мне категорически не понравилось по двум причинам, которые тесно связаны друг с другом.
Первое - это формат. Я очень, очень, ОЧЕНЬ настороженно отношусь к любому фильму, чья продолжительность выходит за рамки. Если фильм идёт два часа - ладно. Если два с половиной часа - уже подозрительно. Если три часа - очень настороженно. Если около четырёх часов или больше - сначала лучше протыкать издалека палкой. По уровню применяемой к объекту настороженности для меня это сравнимо, не знаю, с комплиментами в мой адрес, с заботой Иудушки Головлёва, что-то этакое. Потому что автоматов у меня возникает немой вопрос "а к чему, собственно, такая монструозность в хронометраже?". Действительно ли была нужда так нагружать картину? По этой причине я не жалую сериалы. Даже мини-сериалы, коим и является обозреваемый "Берлин, Александерплац", продолжительность которого составляет больше 15 часов. Мини-сериал, ага. Слишком много моего времени было потрачено. И очень интересно, на что. Тут мы переходим к причине второй.
Вторая причина - содержание. Как я сказал, большая продолжительность как фильма, так и сериала может быть оправдана, в той или иной степени. Так, бывают сюжеты эпичные, которые просто по определению не поместятся в формат одного или даже нескольких фильмов. Например, условная "Игра престолов", которая в формате кино может быть представлена разве что в двадцати трёхчасовых фильмах, да и то вряд ли. Ну или просто какие-либо ситкомы, хотя и к ним я отношусь со скепсисом, даже если они вроде как добротные. История же в "Берлин, Александерплац" нисколько не эпична, скучна, банальна и неинтересна от слова совсем. То, что Фассбиндер прямо таки со смаком растянул почти на 16 часов, абсолютно спокойно себя чувствовало бы в формате пусть даже трёх- или четырёхчасового фильма, - четыре часа не так болезненно, как шестнадцать. Почему был выбран именно формат сериала мне неясно совершенно. Такое ощущение, будто была цель экранизировать роман постранично. Семьдесят процентов каждой серии - это вода водянистая, просто бессовестно растянутая, да так, что аж сова на глобусе покраснела и поутихла. Диалоги полупустые, как и герои, которые мечутся туда и обратно, снова и снова, совершая одни и те же действия, где меняется лишь декорация, персонажи и серия. Произведение просто не стоит того времени, которое оно занимает.
По этим причинам смотреть творение Фассбиндера, при всём уважении, было почти физически больно, при том, что визуальный стиль неплох, цвета лично мне не нравятся, но почитателей могли бы найти, да и история "лишнего человека" хоть и затаскана, но всё же вечна. Но здесь она неинтересна вот совсем. Слабое и сомнительное наполнение и просто противопоказанный в таком случае, но таки на кой-то ляд присутствующий здесь огромный хронометраж убили это произведение полностью. Смотреть это вообще незачем.
О, ну и отдельно хочу передать пламенный "привет" тому человеку, что вставил в список лучших ФИЛЬМОВ всех времён СЕРИАЛ, - привет, дружище:)