Друзья, сегодня в очередной раз я покажу, почему со стороны РЖД перекрашивать весь подвижной состав в корпоративный окрас было плохой идеей, и для примера возьмём самую распространённую на сегодняшний день электричку - ЭД4М. Строились они в подмосковном Демихово с 1997 по 2016 год. Сейчас, когда все они выглядят абсолютно одинаково, многие из вас и не вспомнят разнообразие цветов, которыми пестрила эта серия каких-нибудь лет 10 назад.
Сразу оговорюсь - я знаю, что есть ещё ЦППК, "Наше подмосковье", МЦД, РЭКС и Аэроэкспресс. О них мы поговорим в другой раз.
Россия - для серых, а РЖД - для красно-серых!
Сейчас весь подвижной состав РЖД, в том числе, электрички ЭД4М красят в красный и серый - так называемый "Корпоративный окрас", или просто - "пидок". Жаргонное обозначение уходит корнями в логотип РЖД, который можно читать как "пид". Кому как, а по-моему, смотрится это очень грустно - особенно, на фоне того, что я сейчас покажу.
В моём арсенале есть не все расцветки, а только те, которые сфотографировал сам. Но этого с головой хватит, чтобы понять, как разнообразен был железнодорожный мир в России 10 лет назад. А недостающие цветовые схемы читатели могут закинуть в комментарии.
Парад открывает электричка ЭД4М в заводском окрасе образца 2010 года. Такие поступали в депо Железнодорожная и Москва-2 в 2010-2011 годах. Обратите внимание, что окрас представляет собой зелёный кузов с белой полосой вдоль окон, кабина машиниста подчёркнута дополнительными белыми фрагментами, а на лобовой части белая обводка, внизу которой вписана серия и номер. Между буферными фонарями красуется оранжевая полоса, но её нарисовали уже в депо. Я бы не сказал, что она серьёзно портит облик электропоезда. Последнюю такую электричку закатали в "пид" в 2016 году.
Удивительно, но уже во времена "корпоратива" не все электрички красили в красный и серый. Некоторые, теряя свой заводской окрас, становились "тупозелёными". Эта схема ещё хуже красно-серой, и единственное, за что её можно полюбить - она напоминает о нашей молодости, когда такими зелёными были все электрички. Однако сама по себе она простая, как пробка, и никакого интереса не представляет. Надо сказать, что "тупозелёные" ЭД4М были только в депо Железнодорожная, и одна из них перекочевала в Нахабино. На фотографиях, кстати, один и тот же электропоезд, снятый в разное время в разных местах. Надеюсь, эксперты в комментариях напишут, что, где, когда.
В 2008 году были выпущены несколько "Цыплят", прозванных так за жёлтый окрас, как нетрудно догадаться. Они работали в качестве экспрессов сначала между Москвой и Железнодорожным, а позже на участке Москва - Владимир. ЭД4М-0242 была последней, сохранившей необычные цвета аж до 2016 года, а сейчас она работает как обычная электричка.
Ещё одно цветовое решение для экспрессов, применённое на Демиховском заводе - белый цвет, придуманный в 2009 году, по мотивам электропоездов серии ЭМ4. Их ещё называли "Беляшами". Несколько таких электричек ходили между Москвой и Александровом, а в 2010-м эту окраску получили ещё 5 обычных пригородных машин, поступивших в депо Железнодорожная. Кузов электропоезда окрашен белой краской, а обводка на лобовой части и полоска под окнами стали красными.
Возможно, вы помните, как Ярославское направление в начале 2000-х годов стали красить в синий цвет - всё, от электричек до плитки на платформе. ЭД4М на Ярославском направлении обслуживались моторвагонными депо Москва-2 и Александров. Хоть и те и другие красили электрички примерно одинаково, отличия крылись в деталях - вы увидите это в карусели. Последней сине-серой ЭД4М была машина с номером 222. Главный эксперт по ярославскому направлению, мой подписчик, напишет в комментариях, в каком году.
Мода на собственные цвета распространилась и на Рязанское направление, там поезда красили в салатовый оттенок. Это были депо Раменское, Куровская и Рязань. Тут надо отметить, что лучше всех красила именно Куровская - они сохраняли заводскую схему с украшательствами на кабине машиниста (первое фото в карусели). Раменское красило, не усложняя себе жизнь - заливали всю лобовую часть салатовым и наносили оранжевую полосу (второе фото). Ну а в Рязани в те времена ЭД4М не было, они до сих пор используют ЭР2 и ЭД2Т. Последняя салатовая машина ЭД4М-0146 была перекрашена в 2016 году, хотя на мой взгляд, её достаточно было как следует вымыть (фото 2).
Произведениями малярного искусства были экспрессы ЭД4МК. От обычных ЭД4М отличались супер-комфортным салоном, и окраской: счетание белого, синего и голубого никого не оставит равнодушным. К тому же, среди экспрессов также были разновидности.
Например, ЭД4МК-0048 работала экспрессом на Рязань, и покрашена она была по стандартной "экспрессной" схеме - большинство электропоездов ЭД4МК были именно такими.
Но некоторые отличались. Например, "Сергей Есенин", который также работал в качестве экспресса на маршруте Москва - Рязань. Схема окраски упрощена и выглядит более топорно, особенно лобовая часть, но такая электричка симпатичнее и интереснее, чем красно-серая унылая масса.
Парад московских экспрессов продолжает ЭД4МК-0073 в кремово-белой раскраске. В 2002 году вместе с машиной № 0074 они вышли на маршрут Москва-Павелецкая - аэропорт Домодедово, где проработали до 2009 года. После их перекрасили по обычной экспрессной схеме, как ЭД4МК-0048, и отправили возить пассажиров на Дубну. Само собой, сейчас они переоборудованы в обычные электрички и ничего интересного из себя не представляют.
Вернёмся к Ярославскому направлению. Там трудились целых два уникальных по своим цветам экспресса ЭД4МК. Поезд № 0089, знаменитый "Савва Мамонтов", ходил на Ярославль с момента постройки и носил необычную сине-серо-голубую окраску, какой не было ни у одного другого состава. В 2010 году его передали в депо Перерва, где он стал работать на маршруте Москва - Орёл, и очень скоро был перекрашен по аналогии с ЭД4МК-0048, потеряв свою уникальность. Экспрессом он пробыл до 2014 года, сменив несколько раз цветовую схему, а в январе 2015 предстал публике в корпоративной окраске на обычном пригородном маршруте. Ещё позже из него убрали комфортные сидения и он слился с толпой себе подобных.
Другой экспресс Ярославского направления - ЭД4МК-1010 - работал на маршруте Москва - Александров. Он не был именным, однако его цветовая схема существовала в единственном экземпляре. Лобовая часть - полностью как у обычной электрички, кроме метельника (он был не синим, а серым), бока сине-серые, с голубой юбкой, которая резко уходит вверх рядом с дверью в кабину машиниста. Проработала такая красотуля с 2010 по 2014 год, после чего её отдали в Новосибирск, где она тут же деградировала в обычную пригородную электричку красно-серого цвета.
Напоследок две пригородные электрички из Уфы. Я их сфотографировал почти случайно в 2012 году, и скажу только одно - обе окраски, конечно, интересные, но век их был недолгим. В 2011 году их решили покрасить оригинально, а уже в 2013 пришла красно-серая чума, поэтому вдоволь насладиться синей и зелёной электричкой не получилось.
Какой вывод можно сделать из этой истории? Кажется, пора нам открывать красную книгу железных дорог, в которую заносить любой подвижной состав не красно-серого цвета. Зачем уничтожать цветовое разнообразие в пользу довольно сомнительной корпоративной окраски - остаётся за гранью моего понимания. Напишите, что вы об этом думаете?
С вами был Блог ЖД фотографа. Подписка и палец вверх - неоценимая поддержка для канала. До скорого!
Смотрите также: