Лучше сосредоточьтесь на принципах текста.
Автор: Тодд Брайсон, блогер, автор материалов в журналах Magazine, Huffington Post, Muse, на телеканале новостей бизнеса CNBC, автор четырёх книг и мастер-класса «Допиши, наконец, свою книгу».
Большинство советов по писательству — это замаскированный призыв помогать себе самостоятельно.
А десять минут в онлайне вам могут рассказывать, что задача писателя — не возиться с прилагательными целую вечность, а просто поверить в то, что книга получится и тому подобное. И в этом не обвинишь Интернет. Это началось намного раньше:
● «Сядь за пишущую машинку и пролей кровь» — Эрнест Хеммингуэй.
● «Злейший враг творчества — неуверенность в себе». — Сильвия Плат.
● «Профессиональный писатель — это любитель, который не бросил» — Ричард Бах.
Это обнадёживающие слова. И тоже бесполезные.
Писать сложно. Давать оценку ещё труднее. Вот почему, когда мы обращаемся за советом, те, к кому обращаются, часто излагают банальности, которые поддерживают наше стремление быть «хорошим писателем», «настоящим писателем», или даже — если мы работаем достаточно усердно — то и «лучшим писателем»!
Проблема в том, что даже те, кого считают хорошими писателями, всё равно должны сесть и писать хорошо. Несмотря на все слова насчёт крови, сам Хеммингуэй переписывал начало «Прощай, оружие» пятьдесят раз.
К счастью, это может освоить практически каждый, кто желает учиться, потому что хороший текст — это не о хитростях или уловках. Это о принципах. Любовь человечества к литературе на протяжении многих лет определяла и уточняла правила хорошего текста. Тема бесконечна, но сегодня давайте поговорим о трёх китах хорошего текста:
● Цель
● Аудитория
● Позиция
Хороший текст имеет ясную цель
Во-первых, имейте в виду: вполне вероятно, что вы не будете знать цели, когда начнёте что-либо писать.
Сам по себе процесс писательства — это исследование, повод для исследований и поиска ответов на вопросы, которые вас интересуют.
Конечно, фрики от природы, такие как Ник Вольни, могут выбрать тему, написать безупречный черновик, а потом ещё успеть сходить куда-нибудь, покрасоваться. Если вы не один из таких (я не такой), вам, вероятно, придётся полагаться на что-то вроде написания потока сознания, чтобы хотя бы начать.
Однако после того, как вы написали черновик, ясное осознание цели текста поможет уточнить и отредактировать этот черновик для максимального воздействия. Цель не должна быть грандиозной или переворачивающей основы. Она должна быть понятной.
Обычно цель подпадает под пункт из списка:
1. Поведать о случившемся событии;
2. Убедить кого-то в какой-либо идее;
3. Рассказать что-то полезное или развлекательное.
Если вы пишете онлайн независимо, вам, скорее всего, не придётся слишком уж беспокоиться о сборе фактов. Скорее всего, вы сосредоточитесь на убеждении / впечатлении аудитории.
В процессе убеждения я люблю использовать упражнение из книги моего друга Джоэла Шварцберга «Перейдём к делу». Оно называется «Тест Я верю».
«Это тест на «вышло или не вышло», и сводится к следующему: может ли ваша цель вписаться в эту фразу, чтобы получилось законченное предложение: «Я считаю, что ______ ».
Например, вы пишете текст об оплате за какую-то работу. Вероятно, вашей целью не сделаешь «Я считаю, что работа оплачивается». Но ею может быть что-то вроде: «Я считаю, что женщинам часто недоплачивают». И вашей целью становится — убедить читателя в том, что заявлено.
В случае, если вы сосредотачиваетесь на впечатлении, вашей целью, скорее всего, становится поиск полезных или необычных фишек, которые понравятся некоторой группе читателей. Чтобы добиться в этом успеха, важно знать свою аудиторию.
Продолжение: «Хороший текст имеет чёткую аудиторию» — ровно через неделю!
© by Todd Brison, Stop Trying to Be a Good Writer
Переводил Тим Яланский специально для Синего Сайта