В прошлой статье я писала о базовых потребностях человека и что будет, если их не удовлетворять. Так вот, в продолжение той темы, хочу упростить всё ещё больше и даю вам информацию о нуждах ребенка на всех возрастных периодах. Знайте, то, что необходимо ребенку в период от 0 до 1, остаётся и на следующем периоде. И как снежный ком, у него потребностей становится все больше.
0-1 год:
- Принятие через заботу и ласку;
- Физиологические потребности;
- Потребности в положительных эмоциях, в любви (на всех возрастах сохраняется).
1-3:
Все, что было на предыдущем возрастном этапе, плюс:
- Потребность (далее "П") в исследовании (задача родителей - создать эту среду и не отбирать у ребенка кастрюли, ложки);
- П. в самостоятельности (позволяйте ребенку делать все самому. Берет ложку, пытается кушать сам-позвольте ему это делать. И пусть, что не так как надо вам-ему это принесет огромную пользу);
- П.ребенка в признании его как отдельной личности (уход от "мы" к "я". Обращаясь к нему уже не употребляете "мы сделали, нам три годика и т.д" . Он (она) сделал, ему (ей) три годика. Не мы наденет сапожки, а ТЫ (обращаясь к ребенку) наденешь сапожки.
3-7 лет: все то, что было до + потребность в познании мира через игровые роли (сходили вместе в магазин, парикмахерскую, столовую и т.д.-поиграйте в это. Проиграйте прожитую ситуацию, или придумайте новую.
5-6 лет:
- П.признания его деятельности, оценка его труда (не скупитесь на похвалу если ребенок что-то сделал - сам убрал игрушки или просто поделку);
- П.в признании значимого взрослого противоположного пола (это может быть и родитель, а может тренер, или воспитатель);
- П. во взаимодействии со сверстниками.
7-9лет:
- П. в признании как ученика значимым взрослым (может быть учитель, а может и родитель); поощряйте желание учиться, высказывайте свою гордость за то, что он стал учеником;
- П.в познании мира (поощряйте его интересы, покупайте энциклопедии, ищите ответы вместе);
- П.в признании сверстниками (учите конструктивно общаться с окружающими, учите дружить);
- П. в физической активности (позволяйте шалить ребенку, а то и вместе с ним это делайте. Играйте в активные спортивные игры);
- П. в отдыхе (позволяйте ребенку отдыхать. Только отдых должен быть правильным: гулять, рисовать, лежать...никаких гаджетов и телевизоров, они возбуждают нервную систему);
- П. в достижении (помогайте достигать ребенку чего либо. Поддерживайте его).
10-13 лет:
- П.в принятии и признании сверстниками (они тяжело переносят если их не принимают. Если такое случилось, разберите эту ситуацию, научите как исправить);
- П. в принятии взрослыми (перестаньте быть вечно недовольны ребенком, фильтруйте свои претензии к нему. Возможно, они завышены и не оправданы);
- П.в получении автономии/независимости (учитесь доверять ребенку, давайте ему больше ответственности).
13-16лет:
- П. в идентификации (помогите разобраться во всем, что с ним происходит на уровне физиологии. Если хочет покрасить волосы в розовый-поговорите, выясните причину. Если причина "выделиться" из толпы, расскажите о других возможных способах сделать это);
- П. в самоутверждении
- П. в эмоциональном контакте с противоположным полом (этому тоже хорошо бы научить, рассказать. Но для этого нужны доверительные отношения между родителем и ребенком).
16-18 лет:
Период поиска смысла жизни.
- П. в самореализации;
- П. в независимости и самостоятельности;
- П.в самоидентификации;
- П.в сексе
Если вы замечаете, что возрастной период заканчивается (например, ребенку уже 3), а какую то потребность вы не обнаружили (например, потребность в исследовании), это значит:
- Что вы не помогли удовлетворить потребности на предыдущем возрастном периоде (помните, да? Не освоив одну ступень, не перейдём на следующую);
- Что возможно вы мало общаетесь со своим чадом (в случае подросткового периода) и просто не замечаете или не видите как та или иная потребность у него проявляется.