Он не любит запах корицы и боится замкнутых пространств. Судьба его удивительна: родился в лондонских трущобах и получил от королевы Елизаветы II титул рыцаря. Свое счастье он встретил только к сорока годам и это была любовь на всю жизнь. В его фильмографии более ста фильмов, а на "Оскар" он выдвигался в течение четырех десятилетий.
Маленький Морис Миклуайт любил ходить в кинотеатр. Это было волшебство - другой мир, далекий, совершенный, недоступный. До него было не дотянуться простому человеку. Он вырос в трущобах, в самом опасном районе Лондона. Его родителями были уборщица и продавец с рыбного рынка.
С детства Морис знал каждый уголок и подворотню своего района. Домой приходить не очень-то хотелось: в их семье экономили каждый цент и даже электричеством не пользовались. На кухне вечно мерцала включенная газовая плита, а комнаты ничего не освещало.
В детстве он страстно желал устроиться на рыбный рынок, как его отец. Он представлял себе, как ходит по рынку в широкополой шляпе, взвешивает громадных рыбин, как кладет куски льда и сливает воду с прилавков... Отец как-то взял его к себе на работу. Спрятавшись за спину отца, мальчик рассматривал новый мир, где правят серьезные мужчины в рыбацких робах. Они подходили к его отцу, жали руку, а мальчишку гладили по голове.
В шесть лет Морис выиграл конкурс пантомимы и получил пять шиллингов - громадные для него деньги. А потом началась война и Мориса вместе с младшим братом Стэнли отправили в эвакуацию, в чужую семью. Он не любил вспоминать то время. Милая женщина, которая взяла мальчишек вначале, жила слишком далеко от школы, поэтому Мориса отдали в наскоро устроенное общежитие для детей.
Присматривала за детьми злобная тетка, за провинность запиравшая детей в маленький чуланчик. Внизу, под закрытой дверью, пробивался крохотный лучик света и тут же таял... Можно протянуть руку и коснуться стены. Если пошарить рукой в темноте, то можно нащупать две метлы и веник, а за спиной - полки с припасами: мешочек с мукой и с сушеным горохом и много, очень много пакетиков с корицей.
Корицей пахло так сильно, что кажется, этот запах можно нащупать рукой и сжать в кулаке. Корицей пахнут одежда, ботинки, запах забивается в поры, лезет в нос, даже когда выходишь из чуланчика, то корица преследует тебя неотвязно. С тех пор для него страх пахнет корицей и он боится замкнутых пространств.
"Когда меня били, запирали или не кормили, я всегда знал, что приедет мама и меня спасет, - так оно и вышло", - вспоминал он позже.
Видя угнетенное состояние ребенка, школьная учительница Мориса написала письмо Эллен, его матери. Та срочно стала искать способ забрать обоих сыновей домой, в Лондон. Бомбежки прекратились, война заканчивалась, отец вот-вот должен был придти с фронта. Из Дотербойз-холла вернулся совсем другой Морис - целеустремленный, знающий, что ни на кого в этой жизни нельзя полагаться, и если что-то решил, то нужно этого добиваться самому.
Когда он заявил отцу, что будет актером, тот рассмеялся: "Шел бы работать, лоб здоровый, а денег в дом не приносишь! В каком театре будешь подметать пол?"
Парень бросил школу, пренебрег советами отца и зарылся в книги: изучал систему Станиславского, читал пособия по актерскому мастерству, наизусть заучивал целые пьесы, штудировал театральную критику, прочел все о шекспировском театре. После этого Морис поступил на вечерние актерские курсы.
Сложнее было избавиться от ненавистного простонародного акцента кокни, и Морис пытался перенять манеру изящно вести разговор, которую наблюдал в театре и кино. Юноша шел по улице и говорил сам с собой на разные лады: прохожие шушукались у него за спиной и смеялись.
Однако, актера по имени Морис никто не ждал с распростертыми объятиями. Морис мыл посуду в ресторанах, работал клерком в отеле, фотографировал на свадьбах.
Вскоре он попал в армию, воевал в Корее, не раз оказывался на грани жизни и смерти, научился смотреть опасности в лицо. Из армии он вернулся бесстрашным взрослым парнем и все кошмары детства показались сущими пустяками...
Купив журнал "Сцена" он увидел объявление о прослушивании в одном из театров. В театр его взяли только потому, что он понравился председателю отборочной комиссии за удивительную пластику. Громоздкое имя Морис Маклвайт он сменил на Майкла Скотта, а чуть позже стал Майклом Кейном. В труппе он сразу прижился: крепкий, белозубый, мускулистый, с загадочным проницательным взглядом из-под огромных очков.
Но играть ему первое время приходилось выпивох, прощелыг и влюбленных. Впервые влюбился он тоже в театре.
Актриса Патрисия Хейнс была красива, как богиня, а смотреть умела так, что сердце уходило в пятки. Майкл погрузился в безумный, увлекательный и скоротечный роман, который мог себе только вообразить.
Через две недели он сделал Патрисии предложение и они поженились. К тому времени, как у них родилась дочь Доминик, они уже точно знали, что их встреча была ошибкой и вместе им никак не ужиться.
"Мои амбиции пугали ее. Патрисия, кажется в меня вообще не верила, - говорил Майкл. - Мы должны были расстаться и расстались".
Когда он прославится, Патрисия продаст одному изданию свою книгу "Моя жизнь с Майклом Кейном", полную таких подробностей, о которых люди не рассказывают даже близким. Также Патрисия потребует от него денег на содержание.
В его жизни было много женщин, они приходили и уходили, но ни одна не задерживалась надолго. В его актерской карьере появилась первая заметная роль - Кейн сыграл лейтенанта-аристократа в фильме "Зулусы", и эта роль принесла ему признание.
Снимаясь во второплановой роли в сериале "Диксон с зеленой пристани", шедшем на "Би-Би-Си", Майкл познакомился с Шоном Коннери и они подружились. Шон имел на своем счету несколько крупных ролей в кино, в том числе и в Голливуде, и котировался куда выше, чем нескладный Майкл, игравший в лучшем случае в сериалах.
Как и подобает другу, подыскивая работу для себя, Коннери попутно присматривал что-нибудь и для приятеля: то и дело, как бы невзначай, он представлял Майкла нужным людям - режиссерам, агентам, продюсерам. Но если карьера Шона уверенно шла в гору, то Майкл топтался на месте и всерьез хотел расстаться с профессией.
Шон, уже ставший для всего мира Джеймсом Бондом, уговаривал его не торопиться с решением. Кейн на помощь не рассчитывал, но все получилось даже лучше, чем он мог ожидать. Вдохновленный популярностью Бонда, один из продюсеров фильма Гарри Зальтцман решил создать альтернативную бондиану "для бедных" - шпионскую серию, где действовал бы не ироничный герой-любовник, а "кокни" из низших слоев общества, делающий подчас грязную, но нужную работу.
Кандидатов на роль главного героя - Гарри Палмера (прототипа Остина Пауэрса) - пока не было, и Зальтцман подумывал устроить конкурс. Услышав о проекте, Коннери убедил его посмотреть своего друга, "способного сыграть "кокни", как никто другой". Продюсер согласился больше из вежливости, но, увидев несколько импровизаций Кейна, изменил свое мнение и решил заключить с ним контракт.
Ставя свою подпись на бумаге, Майкл потерял дар речи от счастья: по контракту за несколько фильмов о Палмере он получал пятьдесят тысяч фунтов! "Зальцман сказал мне, что сделает из меня "звезду" международного уровня, но я этих слов уже не слышал - у меня перед глазами плыли цифры..."
"Досье "Ипкресс" стал сенсацией - не такой громкой, как Бонд, но все-таки очень заметной. Уже следующий фильм с Кейном - "Элфи" - обеспечил актеру признание критики на самом высоком уровне и даже номинацию на "Оскар". Майкл был благодарен американцам: в то время, как британская критика не хотела даже замечать "двух наглых выскочек - Коннери и Кейна", американская пресса писала о них не просто благожелательно, а часто с восторгом.
У 39-летнего Кейна было все - слава, успех, контракты, признание. Все, что угодно, кроме любви. Он не мог себе представить, что снова влюбится и уж тем более женится. Ни одна женщина не тронула его сердца.
Конечно, в глубине души он ждал чуда - и это чудо произошло. Однажды он включил телевизор (они с другом Полом Челленом смотрели боксерский матч, который прервала реклама) и увидел девушку неземной красоты, ради которой он бы пошел на край света. Представляли рекламу экзотические бразильские девушки. И среди них была одна, которая танцевала с корзиной кофейных зерен.
Девушка с экрана улыбалась и протягивала банку кофе: "Кофе "Maxwell House"! Лучший кофе для путешественников!" - объявил голос за кадром и девушка исчезла.
Кейн устремился на поиски. Кто-то сказал ему, что ролик снимался в Бразилии, и Майкл был уже готов лететь в Рио-де-Жанейро.
В автобиографии Кейн напишет: "... Ее лицо показали крупным планом. И вдруг со мной случилось нечто небывалое: сердце начало стучать, ладони вспотели. Никогда в жизни женская красота не производила на меня такого впечатления. "Что с тобой происходит?" - спросил Пол. "Я хочу с ней познакомиться..." - "Она в Бразилии", - сказал Пол, крутя пальцем у виска. "Я поеду в Бразилию завтра. Поедешь со мной?". "Ага, - сказал Пол, - но с одним условием. Каждые полчаса я буду тебе повторять, что ты псих ненормальный"
Лондонские офисы "Maxwell House"открывались в десять утра. Чтобы как-то пережить остаток вечера, они с Полом отправились в свой любимый бар, где Пол каждому рассказал эту историю. И вдруг один из приятелей спросил: "Которая девушка ему понравилась?" - "С корзиной". Тот захохотал: "Она живет на Фоулер-стрит в двух милях отсюда. Снимает квартиру вместе с одной моей знакомой. Ее зовут Шакира Бэкш. Кажется, она индианка". Оказалось, что этот парень был оператором на съемках рекламного ролика. Майкл попросил познакомить его с Шакирой.
Шакира Бэкш была родом из Гайаны (Южная Америка). Начинающая модель уже успела завоевать титул "Мисс Гайана" и поучаствовать в конкурсе "Мисс мира 1967", где заняла третье место. Карьеру модели она продолжила в Лондоне.
Их встреча произошла в ресторане "Этранж". Девушка отметила, что в кино Майкл выглядел агрессивным, а в реальной жизни был обаятельным, остроумным и очень мягким человеком, так мило подшучивающим над собой.
Они виделись каждый день, а все таблоиды писали о их бурном романе. Когда они познакомились, никто из окружающих не мог предположить, что это будет такой крепкий союз. В 1973 году они поженились и у них родилась дочь Наташа. В семьдесят пятом году вместе с Шакирой Майкл снялся в фильме "Человек, который хотел быть королем", который считает одним из лучшим в своей карьере.
В конце девяностых карьера актера достигла своего пика, он много снимался, занимался своим ресторанным бизнесом. За роль в фильме "Голосок" Кейн был удостоен "Золотого глобуса", а за воплощение образа доктора Уилбура Ларча в "Правилах виноделов" получил вторую премию "Оскар" за роль второго плана.
Шакира всегда была для Кейна женщиной, ради которой актер спешил домой, с ней он почувствовал себя настоящим семьянином. "Где бы я ни был, пусть это самый роскошный гостиничный номер в мире, я люблю возвращаться домой", - говорит Кейн.
Шакира повлияла на его образ жизни. Было время, когда Майкл злоупотреблял алкоголем и много курил, но именно с этой женщиной ему захотелось быть трезвым и полным жизненных сил - ведь супруга актера моложе на четырнадцать лет.
Кейн был удостоен ряда наград, а кроме того, посвящен в рыцари Елизаветой II. Шакира снималась в фильмах и сериалах, но в какой-то момент оставила карьеру, чтобы ездить на съемки вместе с мужем.
Для Майкла это был способ не отдаляться друг от друга и сохранить семью в напряженном ритме жизни актера. Несмотря на преклонный возраст (в этом году ему исполнилось 88 лет), Кейн до сих пор продолжает сниматься в кино.
"Я когда-то дал себе слово, что женюсь на женщине, которая ничем не уступит прекраснейшей из моих партнерш. И это слово я сдержал. Шакира затмит всех тех красавиц, с которыми я крутил любовь на экране..." - говорит Майкл Кейн.
Ему приходилось играть любовь с Деми Мур, Мией Фэрроу, Дженнифер Лопес, Кейт Уинслет и другими красавицами, но он не соблазнился их чарами. Он счастлив в браке все эти годы.
К чести сэра Майкла надо сказать, что несмотря на разногласия с экс-супругой Патрисией, он всегда поддерживал отношения с дочерью от первого брака - Доминик. У актера трое внуков.
Что касается Остина Пауэрса, среди киноработ Кейна - отец Остина Пауэрса - Найджел Пауэрс в третьем фильме про шпиона "Остин Пауэрс: Голдмембер" (2002 год).
Майкл Кейн в особой степени обладает удивительным внутренним благородством и аристократизмом. Примечательным фактом является то, что даже в плохих фильмах Майкл Кейн делает из своих ролей шедевры. Кроме актерской работы Майкл Кейн обладает множеством других увлечений и талантов - на его счету три книги. Его главное хобби - садоводство, второе хобби - кулинария.
Делитесь комментариями и ♥ следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!