Музыканты по разному относятся к импровизации на сцене и, что естественно, к музыке в целом. Мне всегда было интересно смотреть и слушать живые выступления любимых групп и все они очень по разному подходили к своим концертам и к тому - как подать музыку.
В 70-ые длинные импровизации в живых выступлениях были весьма распространены. Часто пятиминутная вещь превращалась на сцене в её двадцатиминутную живую версию. Но не у всех групп, конечно. Кто-то предпочитал держаться студийных вариантов, которые публика знала и, возможно, именно в таком виде и ожидала услышать...без всяких излишеств.
В этом небольшом обзоре - только гитаристы того времени, да и то - некоторые. Мне всегда было интересно - что они сами думают о сценической импровизации и какой у каждого из них подход к музыке. Так что приведу цитаты из интервью или воспоминаний каждого из них, для иллюстрации.
Брайан Мэй. Queen
Брайан Мэй имеет очень хорошую репутацию в музыкальном мире. Исключительно положительный герой. Не замечен, не участвовал, не привлекался. Я думаю, что подавляющее большинство фанов могут сказать о нем только хорошие слова. И еще, думаю, почти любой согласится, что Брайан Мэй - очень дисциплинированный профессионал, который всегда старался сделать свою работу максимально хорошо.
Что он сам говорит о себе?
"Когда я играю с QUEEN, я трачу очень много сил. Я говорю не о той силе, которую несёт группа, я говорю о своих личных чувствах. Когда я на сцене с QUEEN, я обязан отвечать за то, как работает машина, которую мы сделали из этой группы.(с)"
Если посмотреть выступления Queen, то мне кажется, что это очень заметно. Брайан Мэй не лишен сценичности, он двигается, и старается подчеркнуть какие-то моменты в музыке с помощью движений. Но! Качество исполнения для него на первом месте. Он лучше будет стоять некоторое время неподвижно, но сыграет максимально аккуратно.
Как иллюстрация - отличный концерт Queen просто превосходного качества в лондонском Хаммерсмит Одеон 1975 года. Тут можно в том числе посмотреть на Брайна Мея 70-ых гг. во всей красе.
Queen первой половины 70-ых звучали иной раз исключительно мощно. Чаще всего музыканты держатся студийных версий. Сыграно аккуратно и точно, насколько это возможно.
Ричи Блэкмор. Deep Purple. Rainbow
Вот кто мог вольно обращаться со студийными версиями своих же песен на концертах, так это Deep Purple и Ричи Блэкмор, в частности. Со временем подход Ричи к музыке и импровизации на сцене эволюционировал. Если в конце 60-ых - начале 70-ых Ричи мог зажечь публику хаотичными и агрессивными гитарными запилами, то ближе к середине 70-ых и позже он стал куда больше внимания уделять мелодической компоненте. В общем то и в интервью это нашло отражение.
Это сказано в 1975 году...
"Многие гитаристы, которые играют очень быстро, играют бессвязные хаотичные отрывки, которые они выучили за все эти годы, которые впечатлят того, кто ничего не знает о музыке, поэтому о них говорят: "Не правда ли он хорош? Послушайте как он быстр". Настоящий музыкант знает, что дело не только в скорости, но и в выборе нот. Если бы вы спросили меня, в чем разница между одними и другими,то они уделяют больше внимания тому, что из них выходит, а не тому, что они вкладывают."(с)
А вот из более раннего...
«Когда я пишу песню, я исхожу от того, что звучит хорошо на гитаре, и мы развиваем это оттуда. Я основываюсь на множестве рифов и ходовок. Искусство соло-гитариста состоит в умении импровизировать и иметь мужество, чтобы играть соло. Нужна определенная сноровка. Нужно иметь очень расслабленные пальцы. Они должны быть гораздо сильнее, чем у бас-гитаристов, которые играют только тяжелые медленные фразы"(с)
(из интервью Melody Maker 1971 года)
"Мне кажется, что на альбомах мы все играем чуть хуже, чем можем, чтобы не обижать друг друга. Поэтому у нас такие долгие сценические номера – чтобы у каждого было свое соло. Остальные четверо музыкантов настолько классные, что соглашаются на многое из того, что им не очень нравится"(с)
(из интервью New Musical Express, 1971 год)
Из этих слов можно сделать вывод, что альбомы Deep Purple - это некий компромисс, и эти записи не передавали все возможности группы. Ничего удивительного. В группе хороший музыкант неизбежно вынужден себя ограничивать ради общего результата. В этом смысле концерты Deep Purple были, безусловно, интересны хотя бы исходя из вопроса - на что они способны, если их ничем не ограничивать? А Ричи, сколько помню, вообще не очень любил именно записываться в студии, считая,что на сцене, и, особенно, за сценой ...он играет намного лучше.
"За сценой я переиграю любого"(с) Ричи Блэкмор
Еще любопытный момент - отнюдь не сразу Ричи стал таким крутым шоуменом, от которого глаз невозможно оторвать во время выступления. На заре своей карьеры гитарист не очень то любил даже выходить на край сцены. Тут ему сильно помогло участие в группе Лорда Сатча в начале 60-ых...
"Ты получил свой первый настоящий концертный опыт с Лордом Сатчем?
Да, это был Сатч, хотя у меня была моя первая профессиональная группа в 1960 году, обычная местечковая группа, но мы очень много путешествовали. Я около года гастролировал с Сатчем, и чертовски многому научился играя с ним. Мне было около 17 лет.
Он помог мне преодолеть боязнь сцены. До этого я очень застенчиво прятался по углам, а когда играешь с Сатчем, ты либо играешь на переднем краю сцены, либо он буквально выталкивает тебя вперёд. Он хватал меня ха гитару, и вытаскивал вперёд, раскачивая туда-сюда, заставляя двигаться: "Давай, хватит бездельничать, вперёд!"(с)
Вот так. А намного позже, когда Ричи заматерел и сам стал звездой...он умело управлял музыкантами на сцене с помощью жестов.
Вот фрагмент разговора на эту тему...не без черного юмора!
"- На сцене вы постоянно жестикулируете во время импровизации. Занимаетесь ли вы этим и во время концертов Blackmore's Night?
РБ: Ага, но мы не так часто импровизируем, кроме некоторых песен, в которых особенно много гитары. Жесты те же самые, есть вот такой жест, словно я перерезаю горло тем, кто не следит за мной."(с)
Конечно, у Ричи так же были и не слишком удачные выступления, но большинство сценических джемов тех групп, где он играл безусловно заслуживают внимания.
Джимми Пейдж. Led Zeppelin
Джимми так же был большой мастер превратить пятиминутную песню в монструозную композицию на полчаса! Но в некотором смысле Джимми Пейджа можно назвать своего рода антиподом Брайана Мэя - гитарист мог сыграть не слишком аккуратно в угоду красивой позе или какому -то сценическому движению. Причем на более ранних записях Пейдж был более скромным, но и более аккуратным в игре. Со временем он стал уделять больше внимания тому, что называется "делать шоу". Иногда в ущерб качеству игры.
Как придумывались длинные концертные импровизации, такие как “Dazed and Confused” и“No Quarter”?
Когда ты играешь с группой, которая была так хороша, как мы были, то ты не хочешь останавливаться после одноминутного соло! И когда ты играешь одни и те же песни вечер за вечером в долгом туре, то импровизация — это способ сохранить музыку живой и интересной для тебя самого. Я никогда не хотел, чтобы песни застыли. Я всегда наслаждался жизнью, шевеля извилинами посредством своей гитары. Это отсылает меня к давним временам сессионного музыканта, когда мне нужно было придумывать свои партии на ходу. Люди годами жаловались на то, что я не играю живьем соло из альбомов, особенно если речь идет о чем-то типа “Stairway to Heaven”. Вот почему я решил сыграть его нота в ноту на нашем реюнион-концерте в 2007 году — просто чтобы доказать, что я могу это сделать! Что мне нравится в импровизации — это то, что в крутой музыке есть что-то от натяжения и высвобождения, когда ты иногда что-то вытаскиваешь и иногда нет. И это не ошибка, если ты не сыграл что-то крутое, это больше похоже на героическое затруднение. Когда ты окружен великими музыкантами, как это было у меня, то твои шансы на успех выше.(с)
Иногда мне на самом деле хотелось бы, чтобы Джимми больше придерживался студийных версий! Но у гитариста был свой подход к музыке. И, конечно, у Led Zeppelin хватает очень сильных и удачных концертных джемов.
Алекс Лайфсон. Rush
Rush как раз были той группой, которая старалась на сцене дать людям услышать именно то, что они ожидают. Вот только их студийный материал 70-ых был настолько крут, что его точное воспроизведение на концерте само по себе заслуживает похвалы и одобрения.
«Я думаю, что традиционно мы всегда пытались воссоздать то, что было на наших альбомах. То есть, конечно, в ранние годы то, что вы слышали на пластинке, было тем же, что вы услышите вживую, только с усилением и в прямом смысле вживую. По мере развития мы усложняли наши аранжировки и музыку, но мы всегда старались воссоздать то, что мы делали на записи, живьём. Многие музыканты или многие группы любят быть довольно свободными в своих аранжировках, и, конечно, мы любили импровизировать, но в RUSH мы решили: "Хорошо, вот здесь мы будем импровизировать две минуты или три минуты в середине этой песни", а затем, когда мы играли эту песню в следующий раз, всё было точно так же. Так что в первый раз это была импровизация. Но такова была природа нашей работы. Мы были очень дотошны в том, чтобы быть очень точными во всем, что мы делали. В более поздние годы мы расслабились. Но я думаю, что всегда было важнее попытаться воссоздать то, что люди уже слушали и к чему привыкли. И, конечно, в случае с соло это очень важно. Если вы играете песню довольно точно, а затем переходите к соло, которое может быть кульминацией песни, и оно не имеет никакого отношения к тому соло, которое вы слушали миллион раз, это очень, очень расстраивает. Поэтому я всегда старался быть как можно ближе к тем соло, которые я изначально исполнял».(с)
Эта вещь - прямо таки бенефис Лайфсона как гитариста. Музыканты Rush словно говорят - даже не пытайтесь приблизиться!
Шутка, конечно. Одним из тех, кто не только приблизился, но и смог задать еще более высокий уровень гитарного мастерства, был следующий герой моего обзора...
Эдди Ван Хален
Эдди скорее герой 80-ых, но "выстрелил" то он все таки еще во второй половине 70-ых. Я не очень люблю Van Halen и их музыку, но не оценить уровень такого гитариста просто невозможно. Это действительно была революция в рок-гитаре.
Единственной группой, от которой я по-настоящему фанател, была Cream. И главное, за что я их любил – их живые выступления. Потому что они играли два куплета, потом начинали джем, который растягивался на 20 минут, потом возвращались к припеву и заканчивали песню. Я очень люблю джемы и импровизацию на выступлениях.(с)
Интересно, что Эдди так любил группу, импровизации которой во многом строились на блюзе...Выступления самого Эдди Ван Халена в этом смысле просто фееричны, и там можно проследить множество влияний, в том числе и классики, которая сыграна с большой экспрессией и очень технично. Тут Эдди в расцвете сил - молодой, счастливый и развязный.
Ну, и раз уж упомянуты Cream, то еще несколько слов об Эрике Клэптоне...
Эрик Клэптон
Поколения тех, кто вырос на техничных скоростных гитаристах иной раз не понимают Эрика Клэптона. Довольно обычный с виду, скучный и вроде как "ничего особенного не играет". Только почему люди слушают затаив дыхание?
Единственное, что я планирую, - это минута перед игрой. Я отчаянно пытаюсь придумать что-то эффективное, но никогда не чувствую и решаю это записка за запиской.(с)
Моя основная философия в том, как создавать музыку, заключается в том, что вы можете свести все к одной ноте, если эта нота звучит самым искренним образом.(с)
Эрика Клэптона прозвали "медленная рука". Конечно же, он умеет играть и быстро. Но не это главное, все же, а то, что называется "играть со вкусом". С душой. Найти нужные ноты. Вот это - Эрик Клэптон!
* * *
Я прекрасно понимаю, что обошел вниманием не только многих гитаристов, но и вообще подошел к теме весьма однобоко. Вопрос - а где бас-гитаристы, клавишники, барабанщики? Или они не принимали участия в импровизациях? Конечно, хотелось бы как-то более широко посмотреть на вопрос, но...это уже будет не формат Дзена, а статья превратится в почти бесконечный фолиант. Может быть...в другой отдельной статье, если тема покажется интересной.
А я на этом сегодня прощаюсь!
Всем мира, добра и хорошей музыки!
#рок #импровизация #deep purple
#led zeppelin #rush #queen #брайан мэй
#jimmy page #ричи блэкмор #hard rock