Описание методики взвешивания автомобиля в бытовых условиях и результаты её применения к автомобилю ГАЗ-24. Упорно ходят слухи, что серийная "Волга" имела очень значительный перевес относительно указанных для неё в характеристиках цифр. Так возьмём же такую машину 1983 года выпуска, весы, и проверим справедливость этого утверждения.
Для начала, приведу хрестоматийные цифры, приведённые в технических характеристиках этого автомобиля: собственная масса (включая топливо, масло, охлаждающую жидкость, запаску и инструмент, но без водителя и пассажиров) 1420 кг, в том числе 755 кг на переднюю ось и 665 кг на заднюю [Справочник НИИАТ, 10-е издание, 1985 год]. Те же самые цифры приведены и в Руководстве по эксплуатации. Насколько они сопоставимы с массой реального серийного автомобиля - скоро увидим.
Далее, немного о методике. Естественно, покупать заводские автовесы, которые стоят несколько сотен тысяч рублей, мы не стали; не подходит и вариант взвешивания на автовесах, установленных на пунктах сдачи металлолома - мало-мальски приемлемой точности от них не добиться, а главное - как-то проверить её невозможно. Остаётся один вариант - измерять отдельно массу автомобиля, приходящуюся на каждое из колёс. Не очень точно, много возможностей для возникновения отклонений результатов, но на высокую точность измерений в общем-то никто здесь и не претендует, интересен сам порядок цифр, так что плюс-минус несколько килограммов роли не играют.
Для правильного результата измерений автомобиль должен располагаться строго горизонтально - ну, или во всяком случае более или менее ровно относительно горизонта. Добиться этого удалось за счёт подкладывания под колёса кирпичей, высота которых - 120 мм - идеально совпала с высотой корпуса весов. Выставлять автомобиль идеально по уровню не стали, да это и лишено особого смысла, главное - чтобы не было заметного перекоса. Почему нельзя просто взять и подложить весы под одно из колёс, пока остальные остаются на земле, как это показано на фото выше - наглядно покажу в самом конце статьи. Общее фото машины в том виде, в котором она реально взвешивалась - на кирпичах, сделать попросту забыли (
Взвешивался автомобиль ГАЗ-24 1983 года выпуска, в полностью заводской комплектации вплоть до краски, загруженный так, как и положено для измерения собственной массы автомобиля (что в неё входит - см. выше). Единственный нюанс - бак автомобиля не был полным, в нём было всего 20 литров горючего из 55 литров полной ёмкости. Но рассчитать недостающую массу и накинуть к полученным цифрам - "дело техники". Шины всех колёс накачаны до одинакового давления (хотя это по идее ни на что влиять не должно).
Весы использованы платформенного типа, с пределом измерения 600 кг и точностью плюс-минус 100 граммов, причём удалось найти наиболее подходящее для таких целей исполнение: с крепкой стальной платформой и отдельным блоком индикации, который связывается с базой по WiFi. Предварительно весы были поверены по заранее известным образцам массы, и при этом показали вполне приемлемую точность измерения. Конечно же, у вас таких весов скорее всего нет, а стоят они "как чугунный мост", но систему можно попытаться налюбить: вместо одних весов с пределом измерения 400...600 кг использовать пару бытовых с пределом измерения 250 кг (иногда встречаются в продаже), объединённых воедино крепкой доской или металлическим профилем (к сожалению, самых распространённых на 180 кг для такого сравнительно тяжёлого автомобиля уже не хватит).
Автомобиль был поддомкрачен и под все его колёса были подложены кирпичи для приблизительного выравнивания по горизонту. Естественно, машина была на передаче и с затянутым ручным тормозом, хотя всё равно все манипуляции производились с максимальной возможной акуратностью. Кирпичи под одним из колёс заменялись на весы; они обнулялись, выставлялись по горизонту и с них снимались показания - и так четыре раза по кругу. Старались, чтобы колесо располагалось по центру платформы весов, хотя предварительные эксперименты показали, что так уж сильно смещение груза в сторону от центра показания не меняет (во всяком случае, не больше, чем общая погрешность данного метода).
Начали с переднего правого колеса:
Далее - переднее левое:
Левое заднее:
Правое заднее:
Теперь нужно взвесить сам блок индикации - ведь он при каждом взвешивании находился на крыле для наглядности. Весит он ровно 1 килограмм, и эту цифру мы вычтем из результатов всех измерений:
Итого, мы получили следующие веса на колёсах (с вычетом массы блока индикации):
- Правое переднее: 351,8 кг
- Левое переднее: 388 кг
- Левое заднее: 320,5
- Правое заднее: 384,2
На переднюю ось приходится масса в 351,8 + 388 = 739,8 кг, а на заднюю - 320,5 + 384,2 = 704,7 кг.
То есть, развесовка по осям получается "почти идеальная" - 51 % на переднюю и 49% на заднюю (а реально и вовсе практически 50/50, потому что большая часть массы недостающего бензина приходится на заднюю ось - см. ниже).
Общая же масса данного конкретного экземпляра автомобиля ГАЗ-24 по результатам взвешивания оказалась равна 1 444,5 кг.
Но это ещё не всё, поскольку в баке у нас было только 20 литров топлива, а не положенные 55. Оставшиеся 35 литров бензина должны весить (при условно взятой плотности 750 грамм / литр) примерно 26 кг. То есть, с полным баком машина должна весить 1470,5 кг.
Это несколько больше заводских данных - примерно на 50 килограммов, или ~3,5%, и на самом деле это очень небольшое отклонение; как правильно пишут в комментариях - разброс параметров при массовом производстве неизбежен, и любые цифры в справочниках нужно понимать не как железобетонную истину, а как величину, имеющую допуск "плюс-минус". Нужно учитывать и то, что использованная методика взвешивания не является абсолютно точной.
Также, в порядке занудства, напомню, что цифра 1420 кг указывалась для ранней модификации автомобиля, а мы взвешивали очень позднюю, выпущенную незадолго до снятия модели с конвейера, которая могла несколько "погрузнеть" в процессе модернизации, что в популярной литературе отражения могло и не найти. Плюс грязь на днище, незаводская мастика, подкрылки, мелкий мусор в салоне и багажнике, и т.д. - за счёт всего этого в сумме тоже вполне мог набежать десяток-другой заведомо лишних килограммов. Что, впрочем - повторюсь - должно быть сравнимо с погрешностью самой методики взвешивания.
Так или иначе - никакими "более полутора тонн", а тем более "около 1600 кг без водителя", о чём порой пишут на форумах, и близко не пахнет.
А теперь - о том, почему нельзя взвешивать автомобиль без кирпичей, как это показано на самом первом фото в данной статье. Дело в том, что при этом колёса автомобиля уже начинают частично вывешиваться из-за работы подвески, и распределение массы по ним оказывается неправильным. Причём очень сильно неправильным - например, на переднем левом колесе вместо 389 кг весы показывали сразу почти на полцентнера больше:
Естественно, результат измерений без кирпичей был бы сильно завышен относительно реальных цифр. Вообще, если бы мы всё делали по-научному, то нужно было бы каждое измерение повторить как минимум по три раза и взять среднее арифметическое полученных результатов, и т.д. и т.п. Но сразу скажу - на научность данный эксперимент ни в коем разе не претендует ) Интерес для меня представляли в основном направление и порядок цифр отклонения от приведённых в справочнике значений.
В следующий раз взвешиваться будет мой двухдверный "Форд Гранада" - причём результаты взвешивания в любом случае станут сюрпризом даже для меня, поскольку указанная в российских документах цифра явно очень далека от реальности, а найти точное значение массы этого автомобиля с конкретным сочетанием типа кузова и модели двигателя в руководствах по эксплуатации оказалось крайне непростой задачей. Вообще же, взвешивание станет теперь чуть ли не обязательной процедурой для поступающих ко мне автомобилей - как минимум, для набора статистики.