Вышедший из под пера Олдоса Хаксли “О дивный новый мир” в 1932 абсолютным большинством любителей фантастики относиться к классике мировой фантастической литературы. В моем крестовом походе по “100 лучшим sci-fi книгам” этот роман входит в первую десятку. Посмотрим, смог ли он покорить меня.
Кстати, статья со всем списком книг, которые будут прочитаны находится по адресу - https://zen.yandex.ru/media/id/5d176884dd89e600b65611c4/knijnyi-cherv-chitaem-100-luchshih-proizvedenii-v-janre-scifi-60f18f61cf9db26dda99cf00. Туда же буду добавлять ссылки на остальные обзоры книг.
Потопали. Первый вопрос - выдержала ли проверку временем фантастическая составляющая? Все таки мы здесь не любовную драматургию собрались обсуждать. Сопоставим два факторов. Первый - жанр романа Википедия определяет как “Научная фантастика, антиутопия”. Второй - для современного человек невозможно воспринимать роман так же, как для человека жившего в момент выхода. То, без чего сейчас мы не видим своей жизни 90 лет назад было прерогативой очень смелых мечтателей. И эти два фактора объясняют то, что сегодня роман не вызывает никакого удивления или чувства откровения. Действия романа происходит в будущем, в котором изменились определенные моральные нормы и люди постоянно принимают наркотик “Сома”. Но парадокс в том, что если 90 лет назад - это было фантастика, то в 2021 году уже состоявшаяся реальность. Современные нормы морали сильно изменились с того времени (в прогрессивных локациях вроде Калифорнии или район Шёнеберг Берлина настолько прогрессивны, что даже героев этого фантастического романа слишком прогрессивны), а роль внешнего наркотика играет дофамин (количество людей, принимающих какие либо “настоящие наркотики” тоже поражает воображение). Если говорить о культуре потребления товаров, относительно описанного в романе сегодня ушла далеко вперед. Сам автор романа Хаксли уже в 1950ых писал, что мир движется к “Дивному новому миру” намного быстрее чем он предполагал.
Таким образом перед нами явный образчик романа с устаревшими технологиями, устаревшими концепциями. Вместо жанров “Научная фантастика, антиутопия” сегодня его нужно отнести к “простенькой социалочке”, чтобы читатель не питал напрасных ожиданий. Именно термин “простенькая социалочка” точно описывает то, что предлагает нам “О дивный новый мир”. В последующие 90 лет в жанре “социальная фантастика” были намного более глубокие романы, которые действительно можно относятся к жанру, поднимаются гораздо более тонкие социальные проблемы и раскрываются во многих фантастических намного глубже. Проблемы же, поднятые в романе современному человеку могут быть интересны разве в возрасте до 15 лет, пока не появилось понимание реального окружающего мира.
А что с литературной составляющей? Может быть хоть здесь все гладко? Ведь есть же тот же Герберт Веллс со своей Войной Миров или Лавкрафт. Да и тут тоже все грустно, так как роман не особо интересный. Больше всего мне он напомнил мультики Миядзаки, в которых нет четкого финала, а сюжет первой части мультика может быть не связан со второй.
Главная проблема данного романе у автора отсутствует четкое понимание жанра, в котором он работает. Журнал “Analog Science Fiction and Fact” еще не набрал обороты, а “Золотой век фантастики” еще не начался. Конечно, тогда ещё не было понимания жанра фантастики, появившееся лишь в 60ых годах XX века. Из-за этого автор больше обращается к элементам социальной проблематики.
Относительно социальной фантастики, это несравнимо лучше сильно переоцененного Рэя Брэдбери с его “Марсианскими хрониками”, но относительно просто фантастики места среди 100 лучших книг роман “О дивный новый мир” не заслуживает. Безусловно, он является одной из досок опалубки, в которую заливался бетон фундамента современной фантастики, но фундамент уже есть, а превозносить значимость одной из досок опалубки явно не стоит.
Понравился обзор - поставьте лайк, заранее спасибо.
Согласны или нет - прошу в комментарии.
Подписывайтесь на мой инстак - https://www.instagram.com/_dikh_/
Есть вопросы - можно в ВК - https://vk.com/dikhday