Найти тему
Фаворит Инструмент

Инструмент для замены тормозных колодок

Современные автомобили всё чаще и чаще требуют к себе современного подхода в обслуживании, а вместе тем и современный профессиональный инструмент. У многих автомобилей ремень ГРМ не поменять без специальных фиксаторов, не произвести ремонт ходовой без спец. съемников или головок. Даже простая задача по замене тормозных колодок, с которой в принципе может справится каждый, порой доставляет много проблем, сломанного инструмента или деталей автомобиля. В этой статье мы рассмотрим инструмент без которого порой не поменять тормозные колодки, а так же те "приспособы", которые облегчат эту работу, сэкономят время и позволят не нанести вред деталям тормозной системы

Виды тормозных систем

Для начала разберемся какие виды тормозных систем бывают, чем они отличаются, их плюсы и минусы. Глубоко вдаваться в историю, технические характеристики, инженерию не будем. Это не так важно. Сначала рассмотрим каким бывает привод тормозной системы. Грубо говорят - это та конструкция, которая находится между педалью тормоза и тормозными колодками

  • Механический привод. Такая система состоит из рычагов, тяг, пружин и тросов. Для основных тормозов в современных автомобилях не применяется. Свое распространение получил в конструкции стояночного тормоза (ручник)
  • Гидравлический привод. В основе такой системы лежит свойство жидкости, которая при давлении на неё передаёт усилие на тормозной цилиндр. За счет вакуумного усилителя сила, с которой вы давите на педаль тормоза, в несколько раз увеличивается, по этому так легко жать на педаль и машина останавливается даже при скорости за 200 км. Такая система самая распространенная среди легковых автомобилей
  • Пневматический привод. В основном применяется на грузовых автомобилях и автобусах. Установленные на них компрессоры создают давление за счет сжатого воздуха. При нажатии педали тормоза открываются перепускные каналы и воздух воздействует на рабочие элементы тормозной системы
  • Электропривод. На легковых автомобилях применяется для реализации ручного тормоза. Электромоторы интегрированы непосредственно в сам суппорт или же стоят отдельно и выполняют роль тяг и рычагов механического привода. Сигнал из салона с кнопки идет по проводам к электромотору, который натягивает или ослабляет троса ручного тормоза
  • Комбинированный привод. Представляет из себя различные вариации приводов. Применяется в основном в спецтехнике

По мимо различных видов приводов, тормозной системы, существуют несколько вариаций рабочих механизмов. Это уже непосредственно та часть тормозной системы, где устанавливаются тормозные колодки

  • Ленточный механизм. Мало распространен, применяется в основном на спецтехнике. Лента натянутая на барабан, прикрепленный к оси вращения колес, натягивается и за счет силы трения снижает скорость вращения оси колес
  • Барабанный механизм. Тормозные колодки устанавливаются внутри барабана, привод реализованный на автомобиле, воздействует на них таким образом, что они разводятся в стороны и встают в распор упираясь во внутренние стенки барабана. За счет этого происходит торможение. Плюс такого механизма в том, что он более дешевый в реализации. Но это не главное достоинство такого механизма. Колодки установленные внутри барабана скрыты от воздействия на них воды, грязи, песка, меньше засоряются и тем самым более эффективны в условиях плохих дорог. Ресурс их больше по сравнению с колодками дисковых тормозов, но само торможение менее эффективно. На современных автомобилях применяется такой механизм как основной для задней оси или же для реализации ручного тормоза
  • Дисковый механизм. В своей основе имеет тормозной диск прикрепленный к ступице колеса. Тормозные колодки расположены в суппорте с обоих сторон диска. Под воздействием тормозного привода, суппорт зажимает тормозной диск фрикционными колодками, за счет трения происходит торможение. В условиях чистых и хороших дорог такой механизм на много эффективнее барабанного. Улучшить торможение можно за счет увеличения рабочей поверхности тормозного диска, увеличения числа цилиндров тормозного суппорта, для лучшего охлаждения используются вентилируемые тормозные диски. В грязи этот механизм менее эффективен, так как влага, песок, земля легко попадают на рабочую поверхность, износ тормозных колодок увеличивается, трение сокращается. Для работы ручного тормоза задние диски в центре имеют форму барабана и в них реализован барабанный механизм. Либо же изменена конструкция тормозного суппорта, где цилиндр выдвигается как за счет применения гидравлики так и за счет механического привода

Так же существует трансмиссионный тормоз, где детали располагаются на элементах трансмиссии: коробке передач, раздаточной коробке, карданном валу. На современных автомобилях применяются в автоматических коробках передач - когда селектор выбора передач переведен в положении "Р", а так же на грузовой технике в различных вариантах реализации

Дисковый тормозной механизм

Для замены тормозных колодок с дисковыми тормозами потребуется утопить поршень на суппорт, по мере износа колодок он выдвигается из цилиндра и с новые колодки уже не влезут, пока не вдавишь поршень. Такую не сложную операцию часто выполняют подручными средствами - отвертками, переставным ключом... Но существует вероятность того, что инструмент соскочит и повредит манжету и в цилиндр суппорта начнет попадать влага, грязь, что в дальнейшем приведет к заклиниванию суппорта или задирам на поршне или цилиндре - в лучшем случае обойдетесь переборкой суппорта, в худшем заменой и перегретыми тормозными дисками. Приспособление для разжатия тормозных цилиндров LICOTA ATE-4001 позволяет без повреждений, легко и быстро утопить поршень суппорта в цилиндр. Такой инструмент подходит для однопоршневых суппортов передних и задних тормозных механизмов. Но для задних подходит, если стояночный тормоз реализован по схеме барабанных тормозов, если же стояночный тормоз реализован за счет конструкции суппорта, то там цилиндр необходимо одновременно вдавливать и вкручивать.

-2

Для того что бы утопить вкручиваемый поршень заднего суппорта потребуется инструмент типа: "Приспособление для вдавливания тормозных суппортов LICOTA ATE-4125". Его конструкция позволяет зацепить поршень за специальные выемки и когда вы проворачиваете шток инструмента, то наконечник который входит в зацепление с поршнем, начинает вращаться и благодаря резьбе на инструменте выдвигается, тем самым вдавливает поршень внутрь цилиндра тормозного суппорта. Такая схема тормозного суппорта применяется практически на всех марках автомобилей, причем это еще зависит от модели ( на некоторых стоят обычные суппорта). В комплекте такого инструмента идет двухсторонний адаптер. Одна сторона подходит для Alfa Romeo, VW-Audi, PSA, Fiat, Ford, Honda, Renault, Nissan, Subaru, Volvo ... и т.д. А вторая сторона Ford, Mazda, Mitsubishi, Toyota ... и т.д. Универсальный инструмент подходит для большинства марок и моделей автомобилей, но встречаются ситуации где он бессилен, например на французских машинах, где резьба, по которой вкручивается поршень, не правая, а левая.

-3
-4

Для решения нестандартных задач существуют наборы с приспособлениями для вдавливания тормозных поршней. В наборах присутствуют одно или два приспособления (с правой и левой резьбами) и комплект сменных насадок. Само приспособление представляет из себя вал с резьбой на одном конце которого вмонтирован вороток (часто встречается еще шестигранная выштамповка под гаечный ключ или торцевую головку), а на другом конце квадрат с фиксацией, на который одеваются сменные насадки. На вал накручена втулка с прорезью для опорной пластины и так же имеется шестигранная выштамповка под ключ. Сменные насадки различаются между собой диаметром, количеством зацепных штырей, их формой и расположением, бывают насадки с возможностью регулировки упорной вилки. Так же в наборах есть насадка для обычных суппортов.

-5

Существуют так же многопоршневые суппорта (2-х поршневые, 3-х поршневые, 4-х поршневые и т.д.). Устанавливаются на тяжелые и большие автомобили (Land Cruiser Prado например) или на легкие и быстрые (Audi TT RS например). Такая конструкция позволяет улучшить эффективность торможения. При замене колодок на машинах с такими тормозными механизмами возникают трудности, потому что вдавливая один тормозной поршень, второй, под воздействием тормозной жидкости, начинает вылезать наружу из цилиндра суппорта. Что бы он не выскочил полностью, все поршни необходимо вдавливать одновременно. С такой задачей легко справляются приспособления по типу LICOTA ATE-4003, чья конструкция спроектирована так, что упорные пластины можно расположить по обе стороны тормозного суппорта и при вращении воротка на инструменте эти пластины, упираясь в поршни, разводятся в противоположные стороны и одновременно могут задвинуть на свое место поршни. Применение такого инструмента экономит время и силы, а так же помогает избежать повреждения манжет и выскакивания поршней из суппорта.

Барабанный тормозной механизм

-6

Конструкция барабанных тормозов не так проста  - пружины, тяги, "солдатики", трос, тормозной цилиндр. Замена тормозных колодок в барабанах может занять много времени. Разобрать то не всегда быстро получается, а собрать всё правильно и одному, без помощника, не простая задача. Инструмента, который облегчал бы эту работу, придумано множество - это различные щипцы для сжатия пружин стояночного тормоза, клещи для установки "солдатика" барабанных тормозов, съемники пружин барабанных тормозов, приспособления для снятия чашек пружин стояночного тормоза, крючки для пружин. Выбор большой, описывать все "приблуды" и сам процесс замены колодок барабанных тормозов - не хватит места. Кто уже сталкивался с такой работой - поймет и выберет себе подходящий инструмент, может даже скажет что ни чего сложно нет. А тем кто впервые решил самостоятельно поменять колодки, следует почитать руководство по ремонту и обслуживанию своего автомобиля и уже тогда подобрать приспособление, которое поможет быстро и легко справится с такой операцией.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц