Найти в Дзене

Цифровизация государства: обзор ИТ-компаний – создателей информационной инфраструктуры в стране

Реформа государственного управления, стартовавшая в России в 2004 году, продолжается и в настоящее время, постоянно прирастая все новыми элементами. Современный этап развития государственного управления в России основывается на объединении трех важнейших аспектов в единую систему: современных концепций государственного управления, стратегического управления и цифровых технологий. Применение информационных систем в России В действующем законодательстве России дается официальное определение публичного управления в двух основных формах – государственном и муниципальном управлении. Рис. 1. Структура государственного (публичного) управления в РФ Таким образом, в условиях современной цифровизации государственного управления обеспечивается структурно-функциональная и электронно-информационная взаимосвязь между федеральным и региональным уровнями публичного управления. По сути, цифровизация государственного управления – это автоматизация и информатизация деятельности государственных структур у
Оглавление

Реформа государственного управления, стартовавшая в России в 2004 году, продолжается и в настоящее время, постоянно прирастая все новыми элементами. Современный этап развития государственного управления в России основывается на объединении трех важнейших аспектов в единую систему: современных концепций государственного управления, стратегического управления и цифровых технологий.

Применение информационных систем в России

В действующем законодательстве России дается официальное определение публичного управления в двух основных формах – государственном и муниципальном управлении.

Рис. 1. Структура государственного (публичного) управления в РФ

-2

Таким образом, в условиях современной цифровизации государственного управления обеспечивается структурно-функциональная и электронно-информационная взаимосвязь между федеральным и региональным уровнями публичного управления.

По сути, цифровизация государственного управления – это автоматизация и информатизация деятельности государственных структур управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит не только использование ИКТ, но и накопление и анализ больших данных в целях прогнозирования и оптимизации процессов, привлечения новых контрагентов и т.д.

В России для повышения эффективности государственного управления был разработан ряд программ и стратегий:

  • Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»;
  • «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.»;
  • «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»;
  • Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 гг.)».

Официально начало «перехода» к цифровому правительству в отечественной практике государственного управления связывают с принятием «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы», в соответствии с которой «с целью обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний» предполагается обеспечить повышение эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с государственными органами за счет развития электронного правительства и перехода к цифровому управлению.

Следующий шаг – принятие национальной программы «Цифровая экономика РФ (2018 – 2024 гг.)» и разработка входящего в эту программу федерального проекта «Цифровое государственное управление». Сегодня создана инфраструктура электронного правительства с базовыми государственными информационными ресурсами, Единым порталом госуслуг, МФЦ, системой межведомственного электронного взаимодействия, единой информационной системой государственных и муниципальных закупок и пр.

В настоящее время на федеральном уровне реализуются следующие информационные системы:

Таблица 1. Информационные системы, используемые в государственном управлении в России

Россия в мировых рейтингах инновационного и информационного развития

Несмотря на активный процесс цифровизации государственных органов, Россия не занимает ключевых позиций в международных рейтингах инновационного и информационного развития. В частности, положение России в мировых рейтингах за 2019–2020 гг. демонстрирует негативные, нисходящие тенденции.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира (The IMD World Competitiveness Ranking) Россия опустилась на 5 позиций – с 45 места в 2019 г. на 50 место в 2020 г. В глобальном рейтинге ООН по развитию электронного правительства (EGDI) Россия расположилась на 36 месте, опустившись на 4 пункта с 2019 года. В рейтинге доступности интернета (The Inclusive Internet Index 2020) Россия находится на 26 месте.

В рейтинге самых инновационных стран мира «Глобальный инновационный индекс 2020» Россия потеряла одну строчку, заняв 47 место из 50. А в рейтинге цифровой трансформации стран Top-50 TSGI Digital Nations 2020 страна, как и в 2019 г., заняла 7 место.

Рис. 2. Позиции России в международных рейтингах инновационного и информационного развития

Источник: ВШЭ, 2020
Источник: ВШЭ, 2020

Лидеры по цифровизации среди органов власти в России

В июле 2020 года президент России подписал указ, в котором цифровая трансформация была названа приоритетной задачей развития страны к 2030 году. Среди целевых показателей ее реализации – четырехкратное увеличение вложений в отечественные ИТ-решения по сравнению с показателем 2019 года, а также увеличение доли массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.

По данным ФГИС КИ (Федеральной Государственной Информационной Системы Координации и Информатизации), в 2018 году ИТ‑расходы федерации составили 116,7 млрд руб., а в 2019‑м увеличились до 137,3 млрд руб. Около половины, 60,4 млрд руб. и 56,1 млрд руб., пришлись на компьютерную технику, и еще не менее четверти, 28 млрд руб. и 43,2 млрд руб., на информационные системы в сфере предоставления госуслуг.

Рис. 3. Структура расходов органов власти на информационные системы в 2019 году (Оценка по методологии, утвержденной Минкомсвязью)

Источник: данные ФГИС КИ
Источник: данные ФГИС КИ

Сумма 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных органах исполнительной власти России по итогам 2019 г. составила 148,08 млрд руб., превзойдя показатель 2018 г. более чем в два раза. По общей сумме контрактов продолжает доминировать Минкомсвязи, по числу тендеров – ФНС. Среди подрядчиков безоговорочное лидерство удерживает «Ростелеком», на который пришлась почти половина бюджетов первой сотни крупнейших тендеров (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Топ-10 крупнейших тендеров в сфере цифровизации в системе государственного управления России (2019 год)

-6

Основным лидером по расходам на информационное обеспечение среди федеральных органов власти по итогам 2019 года является Минкомсвязь, заключившее контракты в сфере ИТ-проектов на сумму порядка 82,9 млрд руб. Следом за Минкомсвязью лидируют ФНС, заключившая контракты на сумму в 17,6 млрд руб., а также МВД России, общая сумма подписанных контрактов которого составила 10,3 млрд руб.

Исполнителем большинства ИТ-проектов выступает «Ростелеком». Являясь основным провайдером цифровых сервисов в России, данная компания заключила госконтракты на сумму 68 млрд руб., обеспечив выполнение государственного задания по цифровизации госсектора на 46% от общего объема контрактов в данной сфере.

Среди исполнителей также числятся компания «5 Джи Вайфай», которая заработала на заключенных с Минкомсвязью контрактах порядка 13 млрд руб., и АО «Гознак» - 5,6 млрд руб.

По данным Счетной палаты РФ за 2020 год, Росстат, ФНС и Казначейство России потратили самые большие суммы на разработку и внедрение ИТ-решений – порядка 22 млрд руб.

Развитие ИТ-систем в регионах

ИТ-расходы региональных органов власти за 2020 год составили 212 млрд руб., что на 31% больше в сравнении с 2019 годом. Основные ИТ-расходы в регионах пришлись на внедрение ЕГИС в систему здравоохранения. В первом полугодии 2021 года наметилась тенденция к сокращению как федеральных, так и региональных ИТ-расходов.

Рис. 4. Суммарные ИКТ-расходы регионов России, млрд руб.

Источник: Минцифры
Источник: Минцифры

Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора

По итогам 2019 г. совокупная выручка ТОП-50 поставщиков ИТ-решений в госсектор увеличилась на 25%.

Рис. 5. Выручка топ-50 поставщиков ИТ-решений для госсектора

Источник: Минцифры
Источник: Минцифры

Государство продолжает оставаться главным драйвером развития инфокоммуникационных технологий в России: в пятерке лидеров уже две государственные компании. Порог входа в рейтинг снижается второй год подряд из-за проблем крупных компаний. В 2020 году ведомственные ИТ-бюджеты сократились, однако существенного снижения спроса на ИТ-проекты пока не наблюдается.

Таблица 3. Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора, 2019 г.

-9

Необходимо отметить, что основными профилями деятельности ИТ-компаний, поставляющих ИТ-решения органам государственной власти, являются системная интеграция, разработка и сопровождение ПО, ИТ-аутсорсинг, разработка ИИ и ИТ-инфраструктуры.

Таблица 4. Основные направления деятельности крупнейших ИТ-компаний, в госсекторе

-10

Прогнозы развития цифровизации в России

Можно ожидать существенного роста уровня цифровизации госорганов и активного перевода всех госуслуг в электронный вид к 2022–2025 годам.

В федеральных органах власти применение систем управления большими данными прогнозируется по следующим направлениям:

  • Повышение общего уровня безопасности. Силовые ведомства смогут создавать «карты преступности», а автоматическое распознавание номерных знаков поможет правоохранителям разыскивать угонщиков и нарушителей.
  • Оптимизация сбора обращений граждан и управления ими. Региональные и федеральные центры смогут использовать чат-ботов для расширения функций контакт-центров и оперативного взаимодействия с населением. Ведомства получат инструменты для анализа данных о населении, социологических опросов и сбора запросов на разработку услуг.

Обеспечение предстоящих в сентябре 2021 года выборов в Москве планируется осуществлять за счет дистанционного электронного голосования (ДЭГ) с использованием сервиса отложенного решения. Данный сервис предполагает возможность многократного голосования избирателя, изменения выбора и мнения. Однако по окончанию выборов система будет учитывать последний вариант выбора гражданина.

Рис. 6. Организация процесса голосования

Источник: ДИТ г. Москвы
Источник: ДИТ г. Москвы

Еще одним новшеством системы дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах станет так называемая витрина поданных заявлений. На сайте столичной мэрии, в ходе предварительной записи на онлайн-выборы, будут выложены сведения обо всех заявках с указанием их действующего статуса: принято, отозвано, отклонено и т.д. С точки зрения представителя ДИТ, это поможет избавить организаторов выборов от обвинений в накрутках, использовании ботов и пр.

В настоящее время идет процесс проектированиясистемы казначейских платежей для Федерального Казначейства. Сегодня все операции с бюджетными средствами проходят через расчетные счета в ЦБ, поэтому Банк России вынужден заниматься несвойственными ему функциями. С внедрением системы казначейских платежей, у организаций появятся казначейские счета, администрированием которых будет заниматься ФК.

Рис. 7. Система казначейских платежей, запущенная в 2021 году

Источник: Федеральное казначейство, 2021
Источник: Федеральное казначейство, 2021

В Росводресурсах также активно идет процессцифровой трансформации. Сегодня только одна из пяти госуслуг предоставляется полностью в электронном виде, нет возможности прикрепить дополнительные материалы и проконсультироваться онлайн, госуслуги оказываются медленно, а межведомственное взаимодействие осуществляется преимущественно в бумажном виде.

Ключевые госуслуги и функции Росводресурсов

Ключевые цифровые тренды в России

По мнению большинства экспертов, один из важнейших ИТ-трендов для госзаказчиков в России – импортозамещение. Государственные организации обязаны довести до максимума долю отечественного софта. Очевидно, что это большой вызов как для разработчиков, так и для интеграторов. Корректно заменить иностранный софт на отечественный и обеспечить его бесперебойную работу в дальнейшем достаточно непросто. Так, роль интегратора значительно возрастает. Во многих ведущих компаниях, реализующих ИТ-проекты для госсектора, функционируют специальные департаменты, которые фокусируются только на импортозамещении, а специалисты отлично знают особенности и подводные камни этого процесса.

В последние годы такие компании много работают над созданием специализированных решений, востребованных государством. Яркий пример - «Умный город» - комплекс средств для управления городской инфраструктурой с целью улучшения качества жизни резидентов, построенный на технологиях Интернета вещей (IoT). Результаты проекта уже продемонстрировали жизнеспособность и востребованность и подтвердили компетенции вышерассмотренных ИТ-компаний по созданию таких решений.

Еще один востребованный тренд – аутсорсинг учетных функций госорганизаций. Это направление уже вышло за рамки пилотных проектов и реализуется в достаточно большом масштабе.

Проекты, связанные с защитой КИИ органов государственной власти – еще одно перспективное направление в развитии цифровизации госсектора. Критическая информационная инфраструктура (КИИ) – это системы, сети и другие ИТ-ресурсы, сбои в работе которых могут привести к серьезным последствиям, в том числе политического, социального и экологического характера. К таким информационным системам предъявляются обязательные требования по безопасности в соответствии с Федеральным законом №187. Несоблюдение предписаний закона влечет за собой наказание для руководителей компаний-субъектов КИИ, в том числе уголовную.

Среди отраслей, владеющих широким спектром объектов КИИ:

  • промышленность (оборонная, добывающая, химическая и др.);
  • энергетика;
  • здравоохранение;
  • транспорт;
  • банковская сфера.

Ведущие ИТ-компании в госсекторе накопили богатый опыт реализации проектов, связанных с критически важными информационными системами и сетями. Преимущество данных компаний – эскизное проектирование, результатом которого становится проект, не привязанный к конкретным вендорам.

Компании реализуют для заказчиков полный комплекс защитных мер по защите КИИ:

  • категорирование объектов КИИ;
  • проектирование и внедрение решений по их защите;
  • согласование работ по обеспечению требований 187-ФЗ с регулятором (ФСТЭК);
  • подключение к ГосСОПКе, единому комплексу территориально распределенных центров, которые обмениваются информацией о кибератаках.

Читать в источнике: Цифровизация государства: обзор ИТ-компаний – создателей информационной инфраструктуры в стране