Реформа государственного управления, стартовавшая в России в 2004 году, продолжается и в настоящее время, постоянно прирастая все новыми элементами. Современный этап развития государственного управления в России основывается на объединении трех важнейших аспектов в единую систему: современных концепций государственного управления, стратегического управления и цифровых технологий.
Применение информационных систем в России
В действующем законодательстве России дается официальное определение публичного управления в двух основных формах – государственном и муниципальном управлении.
Рис. 1. Структура государственного (публичного) управления в РФ
Таким образом, в условиях современной цифровизации государственного управления обеспечивается структурно-функциональная и электронно-информационная взаимосвязь между федеральным и региональным уровнями публичного управления.
По сути, цифровизация государственного управления – это автоматизация и информатизация деятельности государственных структур управления, процесс перехода на цифровые технологии, в основе которого лежит не только использование ИКТ, но и накопление и анализ больших данных в целях прогнозирования и оптимизации процессов, привлечения новых контрагентов и т.д.
В России для повышения эффективности государственного управления был разработан ряд программ и стратегий:
- Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»;
- «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г.»;
- «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»;
- Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 гг.)».
Официально начало «перехода» к цифровому правительству в отечественной практике государственного управления связывают с принятием «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы», в соответствии с которой «с целью обеспечения условий для формирования в Российской Федерации общества знаний» предполагается обеспечить повышение эффективности государственного управления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с государственными органами за счет развития электронного правительства и перехода к цифровому управлению.
Следующий шаг – принятие национальной программы «Цифровая экономика РФ (2018 – 2024 гг.)» и разработка входящего в эту программу федерального проекта «Цифровое государственное управление». Сегодня создана инфраструктура электронного правительства с базовыми государственными информационными ресурсами, Единым порталом госуслуг, МФЦ, системой межведомственного электронного взаимодействия, единой информационной системой государственных и муниципальных закупок и пр.
В настоящее время на федеральном уровне реализуются следующие информационные системы:
Таблица 1. Информационные системы, используемые в государственном управлении в России
Россия в мировых рейтингах инновационного и информационного развития
Несмотря на активный процесс цифровизации государственных органов, Россия не занимает ключевых позиций в международных рейтингах инновационного и информационного развития. В частности, положение России в мировых рейтингах за 2019–2020 гг. демонстрирует негативные, нисходящие тенденции.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира (The IMD World Competitiveness Ranking) Россия опустилась на 5 позиций – с 45 места в 2019 г. на 50 место в 2020 г. В глобальном рейтинге ООН по развитию электронного правительства (EGDI) Россия расположилась на 36 месте, опустившись на 4 пункта с 2019 года. В рейтинге доступности интернета (The Inclusive Internet Index 2020) Россия находится на 26 месте.
В рейтинге самых инновационных стран мира «Глобальный инновационный индекс 2020» Россия потеряла одну строчку, заняв 47 место из 50. А в рейтинге цифровой трансформации стран Top-50 TSGI Digital Nations 2020 страна, как и в 2019 г., заняла 7 место.
Рис. 2. Позиции России в международных рейтингах инновационного и информационного развития
Лидеры по цифровизации среди органов власти в России
В июле 2020 года президент России подписал указ, в котором цифровая трансформация была названа приоритетной задачей развития страны к 2030 году. Среди целевых показателей ее реализации – четырехкратное увеличение вложений в отечественные ИТ-решения по сравнению с показателем 2019 года, а также увеличение доли массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.
По данным ФГИС КИ (Федеральной Государственной Информационной Системы Координации и Информатизации), в 2018 году ИТ‑расходы федерации составили 116,7 млрд руб., а в 2019‑м увеличились до 137,3 млрд руб. Около половины, 60,4 млрд руб. и 56,1 млрд руб., пришлись на компьютерную технику, и еще не менее четверти, 28 млрд руб. и 43,2 млрд руб., на информационные системы в сфере предоставления госуслуг.
Рис. 3. Структура расходов органов власти на информационные системы в 2019 году (Оценка по методологии, утвержденной Минкомсвязью)
Сумма 100 крупнейших тендеров в сфере ИКТ в федеральных органах исполнительной власти России по итогам 2019 г. составила 148,08 млрд руб., превзойдя показатель 2018 г. более чем в два раза. По общей сумме контрактов продолжает доминировать Минкомсвязи, по числу тендеров – ФНС. Среди подрядчиков безоговорочное лидерство удерживает «Ростелеком», на который пришлась почти половина бюджетов первой сотни крупнейших тендеров (см. Таблицу 2).
Таблица 2. Топ-10 крупнейших тендеров в сфере цифровизации в системе государственного управления России (2019 год)
Основным лидером по расходам на информационное обеспечение среди федеральных органов власти по итогам 2019 года является Минкомсвязь, заключившее контракты в сфере ИТ-проектов на сумму порядка 82,9 млрд руб. Следом за Минкомсвязью лидируют ФНС, заключившая контракты на сумму в 17,6 млрд руб., а также МВД России, общая сумма подписанных контрактов которого составила 10,3 млрд руб.
Исполнителем большинства ИТ-проектов выступает «Ростелеком». Являясь основным провайдером цифровых сервисов в России, данная компания заключила госконтракты на сумму 68 млрд руб., обеспечив выполнение государственного задания по цифровизации госсектора на 46% от общего объема контрактов в данной сфере.
Среди исполнителей также числятся компания «5 Джи Вайфай», которая заработала на заключенных с Минкомсвязью контрактах порядка 13 млрд руб., и АО «Гознак» - 5,6 млрд руб.
По данным Счетной палаты РФ за 2020 год, Росстат, ФНС и Казначейство России потратили самые большие суммы на разработку и внедрение ИТ-решений – порядка 22 млрд руб.
Развитие ИТ-систем в регионах
ИТ-расходы региональных органов власти за 2020 год составили 212 млрд руб., что на 31% больше в сравнении с 2019 годом. Основные ИТ-расходы в регионах пришлись на внедрение ЕГИС в систему здравоохранения. В первом полугодии 2021 года наметилась тенденция к сокращению как федеральных, так и региональных ИТ-расходов.
Рис. 4. Суммарные ИКТ-расходы регионов России, млрд руб.
Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора
По итогам 2019 г. совокупная выручка ТОП-50 поставщиков ИТ-решений в госсектор увеличилась на 25%.
Рис. 5. Выручка топ-50 поставщиков ИТ-решений для госсектора
Государство продолжает оставаться главным драйвером развития инфокоммуникационных технологий в России: в пятерке лидеров уже две государственные компании. Порог входа в рейтинг снижается второй год подряд из-за проблем крупных компаний. В 2020 году ведомственные ИТ-бюджеты сократились, однако существенного снижения спроса на ИТ-проекты пока не наблюдается.
Таблица 3. Крупнейшие поставщики ИТ-решений для госсектора, 2019 г.
Необходимо отметить, что основными профилями деятельности ИТ-компаний, поставляющих ИТ-решения органам государственной власти, являются системная интеграция, разработка и сопровождение ПО, ИТ-аутсорсинг, разработка ИИ и ИТ-инфраструктуры.
Таблица 4. Основные направления деятельности крупнейших ИТ-компаний, в госсекторе
Прогнозы развития цифровизации в России
Можно ожидать существенного роста уровня цифровизации госорганов и активного перевода всех госуслуг в электронный вид к 2022–2025 годам.
В федеральных органах власти применение систем управления большими данными прогнозируется по следующим направлениям:
- Повышение общего уровня безопасности. Силовые ведомства смогут создавать «карты преступности», а автоматическое распознавание номерных знаков поможет правоохранителям разыскивать угонщиков и нарушителей.
- Оптимизация сбора обращений граждан и управления ими. Региональные и федеральные центры смогут использовать чат-ботов для расширения функций контакт-центров и оперативного взаимодействия с населением. Ведомства получат инструменты для анализа данных о населении, социологических опросов и сбора запросов на разработку услуг.
Обеспечение предстоящих в сентябре 2021 года выборов в Москве планируется осуществлять за счет дистанционного электронного голосования (ДЭГ) с использованием сервиса отложенного решения. Данный сервис предполагает возможность многократного голосования избирателя, изменения выбора и мнения. Однако по окончанию выборов система будет учитывать последний вариант выбора гражданина.
Рис. 6. Организация процесса голосования
Еще одним новшеством системы дистанционного электронного голосования на предстоящих выборах станет так называемая витрина поданных заявлений. На сайте столичной мэрии, в ходе предварительной записи на онлайн-выборы, будут выложены сведения обо всех заявках с указанием их действующего статуса: принято, отозвано, отклонено и т.д. С точки зрения представителя ДИТ, это поможет избавить организаторов выборов от обвинений в накрутках, использовании ботов и пр.
В настоящее время идет процесс проектированиясистемы казначейских платежей для Федерального Казначейства. Сегодня все операции с бюджетными средствами проходят через расчетные счета в ЦБ, поэтому Банк России вынужден заниматься несвойственными ему функциями. С внедрением системы казначейских платежей, у организаций появятся казначейские счета, администрированием которых будет заниматься ФК.
Рис. 7. Система казначейских платежей, запущенная в 2021 году
В Росводресурсах также активно идет процессцифровой трансформации. Сегодня только одна из пяти госуслуг предоставляется полностью в электронном виде, нет возможности прикрепить дополнительные материалы и проконсультироваться онлайн, госуслуги оказываются медленно, а межведомственное взаимодействие осуществляется преимущественно в бумажном виде.
Ключевые госуслуги и функции Росводресурсов
Ключевые цифровые тренды в России
По мнению большинства экспертов, один из важнейших ИТ-трендов для госзаказчиков в России – импортозамещение. Государственные организации обязаны довести до максимума долю отечественного софта. Очевидно, что это большой вызов как для разработчиков, так и для интеграторов. Корректно заменить иностранный софт на отечественный и обеспечить его бесперебойную работу в дальнейшем достаточно непросто. Так, роль интегратора значительно возрастает. Во многих ведущих компаниях, реализующих ИТ-проекты для госсектора, функционируют специальные департаменты, которые фокусируются только на импортозамещении, а специалисты отлично знают особенности и подводные камни этого процесса.
В последние годы такие компании много работают над созданием специализированных решений, востребованных государством. Яркий пример - «Умный город» - комплекс средств для управления городской инфраструктурой с целью улучшения качества жизни резидентов, построенный на технологиях Интернета вещей (IoT). Результаты проекта уже продемонстрировали жизнеспособность и востребованность и подтвердили компетенции вышерассмотренных ИТ-компаний по созданию таких решений.
Еще один востребованный тренд – аутсорсинг учетных функций госорганизаций. Это направление уже вышло за рамки пилотных проектов и реализуется в достаточно большом масштабе.
Проекты, связанные с защитой КИИ органов государственной власти – еще одно перспективное направление в развитии цифровизации госсектора. Критическая информационная инфраструктура (КИИ) – это системы, сети и другие ИТ-ресурсы, сбои в работе которых могут привести к серьезным последствиям, в том числе политического, социального и экологического характера. К таким информационным системам предъявляются обязательные требования по безопасности в соответствии с Федеральным законом №187. Несоблюдение предписаний закона влечет за собой наказание для руководителей компаний-субъектов КИИ, в том числе уголовную.
Среди отраслей, владеющих широким спектром объектов КИИ:
- промышленность (оборонная, добывающая, химическая и др.);
- энергетика;
- здравоохранение;
- транспорт;
- банковская сфера.
Ведущие ИТ-компании в госсекторе накопили богатый опыт реализации проектов, связанных с критически важными информационными системами и сетями. Преимущество данных компаний – эскизное проектирование, результатом которого становится проект, не привязанный к конкретным вендорам.
Компании реализуют для заказчиков полный комплекс защитных мер по защите КИИ:
- категорирование объектов КИИ;
- проектирование и внедрение решений по их защите;
- согласование работ по обеспечению требований 187-ФЗ с регулятором (ФСТЭК);
- подключение к ГосСОПКе, единому комплексу территориально распределенных центров, которые обмениваются информацией о кибератаках.
Читать в источнике: Цифровизация государства: обзор ИТ-компаний – создателей информационной инфраструктуры в стране