Найти тему
Мамские мифы

История Воспитания

Как воспитывали детей в разные времена.

До 17го века в принципе не существовало теорий воспитания детей. Не было идеи того, что ребёнок хоть как-то отличается от взрослого.

Капитолийская волчица
Капитолийская волчица

В античности, кроме того, что детей могли легко отдать в жертву, убить или продать, дети часто получали роль маленьких слуг. В 13м веке дети с трех лет уже помогали по дому или в поле.

Мадонна с младенцем (1319)Амброджо Лоренцетти
Мадонна с младенцем (1319)Амброджо Лоренцетти

В 14 веке распространяется идея сравнения матери с Девой Марией, способствовашая созданию образа, что мать должна быть ласковой и заботливой.

Это правда не отменяло того факта, что вплоть до 18го века детей били. От этой формы воспитания не всегда даже королевским особам получалось спастись:

Уже будучи королем, Людовик XIII часто в ужасе просыпался по ночам, ожидая утренней порки. В день коронации восьмилетнего Людовика высекли, и он сказал: "Лучше я обойдусь без всех этих почестей, лишь бы меня не секли".

Филипп  де Шампань. Дети Хаберта де Монтмора, 1649
Филипп де Шампань. Дети Хаберта де Монтмора, 1649

Людовик XIV, 1638 
Неизвестный художник
Людовик XIV, 1638 Неизвестный художник

Философы эпохи Просвещения начинают формулировать теорию воспитания детей.

Философ Джон Локк считал, что ум ребенка от рождения tabula rasa, чистый лист, и формировать его личность нужно с помощью трёх инструментов: развитие здорового тела, формирование добродетельного характера и выбора подходящей образовательной программы. В 1693 году Джон Локк выпускает трактат "Мысли о воспитании", в котором отмечает, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста. Там же, среди прочего он критикует тугое пеленание, которое до этого повсеместно применялось.

Забавный факт, что названный в честь него персонаж - Джон Локк из сериала Lost, в одной из серий практикует ровно противоположное, туго запеленывая младенца и рассказывая, что детям это нужно.

Так, в эпоху Классицизма широко распространяется идея важности правильного воспитания. Нам это известно по хорошо всем знакомой, как раз относящейся к эпохе классицизма пьесе Фонвизина "Недоросль", где критикуется то самое "злонравие". Героиня пьесы - госпожа Простакова, являясь пародией на барыню-крепостницу 18го столетия, явно не обременена тяготами воспитания, выполняя его формально и не всегда безобидно: "То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится".

Хотя в 18м веке задумались над тем, чтобы добиваться нужных результатов не поркой, а словами, но детскую психику всё равно ещё никто не думал щадить. В качестве воспитательной меры нередко использовалось запугивание. Дело не всегда ограничивалось рассказами и песенками, в которых придёт серенький волчок, бабайка, баба-яга или бугимен. Описаны случаи, когда нянька, одетая монстром, входила в комнату и, страшно рыча, пыталась "съесть" или "украсть" ребёнка. Также довольно долго практиковалось наказание, при котором ребёнка запирали в темноте. И вообще, о какой пощаде для детской психики можно говорить, есть детей водили смотреть казни.

В 19м веке к детям начинают больше прислушиваться. Если до этого их одевали так, как было удобно взрослым, то со второй половины 19го века появляется одежда детская, удобная для ребёнка конкретного возраста и ярко раскрашеннная, так как было замечено, что детям больше нравятся яркие цвета.

Среди философов второй половины 19го века, кто сильно повлиял на теорию воспитания детей был Лев Толстой. В 1859 году он открывает школу в Ясной поляне, где применяет новаторские по тем временам принципы воспитания. Главная задача преподавателей школы Ясной Поляны состояла в том, чтобы заинтересовать ребёнка. Наказания были запрещены. Дети сидели на уроках сколько хотели, могли свободно выказывать недовольство, школа использовала принцип свободного воспитания.

"Человек живёт, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание же стирает её" - писал Лев Николаевич.

Лев Толстой с внуками
Лев Толстой с внуками

Писатель был уверен, что детство — период чистой гармонии маленького человека с собой и окружающим миром, и эту идиллию легко могут разрушить назидания и принуждения.

В статье "Кому у кого учиться писать: нам у крестьянских детей или крестьянским детям у нас" Толстой пишет : "Мы так уверены в себе, так мечтательно преданы ложному идеалу взрослого совершенства,... так мало умеем понимать и ценить первобытную красоту ребёнка, что мы скорей, как можно скорей, раздуваем, залепляем кидающиеся нам в глаза неправильности, исправляем, воспитываем ребёнка. Идеал наш сзади, а не впереди".

Позднее, в 1902 году он в одном из писем формулирует один из ключевых законов воспитания: "Дети делают охотно только то, что делают их родители". Так он призывает начинать воспитание с себя.

К середине 20го века распространился так называемый "помогающий" стиль воспитания, при котором считалось, что ребёнок лучше знает свои потребности, а родителю нужно ему только помочь.

Итальянский педиатр Мария Монтессори предлагает педагогическую систему, основанную на идеях свободы в установленных границах.

Мария Монтессори
Мария Монтессори

По системе Монтессори ребёнку позволялось быть в определённой степени самостоятельным, поощрялось естественное развитие. Группы детей собирались из разных возрастов. Дети могли свободно выбирать род занятий из предложенных. Обучение происходило преимущественно на практике, через работу с материалом, а не из объяснений учителя. Задачи часто обсуждались совместно, экзамены и оценки отсутствовали.

В 1946 году педиатр Бенджамин Спок выпускает книгу "Ребёнок и уход за ним". Спок был первым педатром, применившим психоанализ для того, чтобы понять нужны детей в рамках развития семейных отношений. Для американских мам в то время было открытием, что не обязательно кормить ребёнка по часам.

Книга стала бестселлером, повлияв на воспитание по всему миру. Однако, не все методы Спока прошли проверку временем. Некоторые предписания до сих пор вызывают ожесточенные споры. Скажем, именно учение Спока стало причиной распространения той самой идеи, что ребёнка нельзя приучать к рукам, о которой мы говорили в этой статье.

С конца 20го века развивается неимоверное количество школ, направлений в воспитании. И по сей день на голову молодой матери сваливается нелёгкий выбор из десятков теорий и решений.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки)