Себестоимость — это затраты на производство и продажу продукции, проведение работ, предоставление услуг. Данный показатель напрямую влияет на рентабельность и прибыль предприятия. В этой статье мы расскажем о том, как узнать себестоимость продукции и какие методики расчёта могут при этом использоваться.
Из чего складывается себестоимость продукции
Этот показатель представляет собой суммарное количество затрат, включающих расходы на зарплату работников, электроэнергию и оборудование, а также траты на аренду помещений, рекламные кампании, проведение мероприятий и оплату услуг подрядчиков.
Себестоимость единицы продукции состоит из таких затрат, как:
- стоимость сырья и требуемых для выпуска продукта материалов;
- расходы на топливо и подготавливание производства;
- траты на эксплуатацию и содержание необходимой техники;
- заработная плата сотрудников предприятия и страховые взносы на неё;
- коммерческие, общехозяйственные и общепроизводственные расходы.
Рекомендация: Для предотвращения банкротства руководителю предприятия следует своевременно производить расчёт себестоимости. При этом важно учитывать такие факторы, как инфляция, количество конкурентов и место расположения производства.
Себестоимость может быть:
- цеховой — состоит из расходов цехов и прочих подразделений предприятия, которые участвуют в производственном процессе;
- производственной — включает все параметры цеховой себестоимости и управленческие расходы;
- полной — в её структуру входят параметры цеховой и производственной себестоимости, а также траты, связанные с продажей товара.
Эффективные методы калькулирования
- Директ-костинг — этот способ разработан американским экономистом Д. Харрисом в 1936 году и предполагает расчёт себестоимости продукта с учётом исключительно прямых расходов (косвенные расходы в таком случае списываются на счёт реализации).
- Позаказный — применяется для расчёта производственной себестоимости каждой единицы продукции.
Рекомендация: Вычисление расходов для каждой модели изделия может стать оптимальным решением для расчёта сложных заказов в компаниях, специализирующихся на изготовлении уникального оборудования. Позаказный метод востребован, к примеру, на авиационных заводах, которые выпускают несколько самолётов в год. - Попередельный — заключается в расчёте себестоимости для каждой стадии производства и используется в организациях, занимающихся серийным выпуском продукции.
- Попроцессный — способ, при котором производственные затраты учитываются в целом по каждому процессу изготовления продукта либо по отдельным стадиям производства.
Перечисленные выше способы калькулирования подразумевают группирование расходов по статьям затрат, предназначены для расчёта величины издержек и трат, приходящихся на единицу продукции.
Определяем производственную себестоимость: формула и её составляющие
Универсальной может считаться следующая формула расчёта производственной себестоимости:
СПр = М + П — В + Э + Т + ЗПос + РПОП + ПБ + ПР + ОПР + ОХР
В приведённой выше формуле параметр «М» указывает на траты на материалы, «П» — затраты на полуфабрикаты, «Э» — траты на электричество, «Т» — затраты на топливо, а «В» — на сумму возвратных отходов. Параметр «ЗПос» обозначает расходы на зарплату сотрудников, «РПОП» — траты на подготовку производства, «ПБ» — сумму потерь вследствие брака, «ПР» — прочие траты, а «ОПР» и «ОХР» — общепроизводственные и общехозяйственные расходы соответственно.
В свою очередь, цеховая себестоимость рассчитывается по формуле:
СЦ = стоимость материалов + заработная плата сотрудников × (1 + 0,01 × процент отчислений в фонды социального страхования) + накладные производственные траты.
Для расчёта полной себестоимости в таком случае может использоваться формула:
СП = СПр + коммерческие расходы
Как снизить себестоимость
Своевременное снижение данного параметра необходимо для повышения прибыли и конкурентоспособности организации. Приведём основные способы снижения себестоимости.
- Оптимизация деятельности предприятия — для увеличения скорости работы и повышения её качества следует использовать современное оборудование и продвинутые технологии.
Рекомендация: Автоматизация рабочих процессов позволяет существенно ускорить решение некоторых задач. К примеру, при использовании email‑маркетинга можно внедрять автоматические серии писем, а при коммуникации с покупателями — удобные онлайн-чаты на сайте. - Создание подробного маркетингового плана — подобный план даст возможность рационально распределять ресурсы предприятия, контролировать и оценивать результаты.
- Сокращение расходов — детально изучите все траты и попытайтесь отыскать методы их уменьшения (например, чат‑боты в популярных мессенджерах оперативно конвертируют ваших подписчиков в клиентов).
Как видим, себестоимость товарной продукции является показателем качества производственного процесса, указывает на сильные и слабые стороны предприятия. При этом небольшая себестоимость с высокой наценкой считается гарантом продуктивного развития организации. Для корректного расчёта себестоимости нужно учитывать объёмы производства, качество продукта и оборудования, на котором он был изготовлен.
>>Перейти на OTC.ru<<