На уходящей неделе Рунет провожал в последний путь Сергея Ковалёва - одного из отечественных гуру прав человека и авторов ельцинской Конституции 1993 года. Кто-то ревел в три ручья и посыпал голову пеплом, а кто-то даже не пытался скрывать злорадную ухмылку.
Обычно Ковалеву ставят в вину агитацию среди солдат федеральных войск в Чечне за сдачу в плен боевикам, после которой им отрезали головы. Но военный историк Евгений Норин недавно доказал, что никто из подразделения, на которое вещал Ковалев, на его уговоры не поддался.
Впрочем, в биографии Ковалева тех же лет можно найти и другой эпизод, который трудно назвать лестным. И связан он с вот этим господином, похожим на попугая Кешу.
Знакомьтесь - Виктор Давыдович Столбун. Главарь секты-"коллектива" имени себя, мнимый "целитель" шизофрении методом порок, унижений и обмазывания хлорэтилом задницы. Общие дети, гарем из почитательниц, скитания по квартирам фанатов, воспитание абсолютного повиновения боссу - коллектив Столбуна прошел через полный набор свинцовых мерзостей сектантской жизни.
Его шарашка, зародившаяся в семидесятые, во времена благодетельной гласности всплыла из-под снега вместе с прочей шизой позднесоветского "духовного подполья" и начала грести бабки на волне моды на народном целительстве. Обосновавшись в подмосковном интернате "Феникс", Столбун продолжил свои опыты по "созданию нового человека" через одно место - на этот раз уже не маялся с анестетиками, а банально долбил электрическим током. При этом дядя Витя наращивал влияние в СМИ - покупал целые полосы в газетах под рекламу, выпендривался в эфире ток-шоу с Владом Листьевым.
Местные общественники, ознакомившись с БДСМ-методами Столбуна, забили тревогу в адрес вышестоящей инстанции - Комиссии по правам человека при президенте РФ, где Ковалев, как антисоветчик и демократ в законе, тогда председательствовал. Комиссия начала всерьез разбирать работу "коллектива". И Сергей Ковалев решил заступиться за сектантов-шарлатанов - невзирая на всю прежнюю свою борьбу против пыток и биофизическое образование.
Другие герои скандала со Столбуном объясняют позицию Ковалева тем, что его "просто ввели в заблуждение".
В школу-интернат "Феникс", например, его возил тот самый известный режиссер, <...> который, несмотря на садистские методы лечения, до сих пор является ярым сторонником Столбуна (хотя, кстати, от пневмонии у "целителя" так и не излечился), - рассказывает борец с тоталитарными сектами Светлана Романюк.
По ее же словам, в пользу Столбуна и столбуноидов сыграла также профессиональная правозащитная аллергия Ковалева на запреты: "Сергей Адамович пришел тогда к выводу, что нарушением прав человека в данном случае будет запрещение родителям выбирать метод Столбуна для воздействия на своих детей".
Хотя, говорят, другие правозащитные бонзы из Комиссии - например, Елена Боннэр, - выступили против столбунятины, и необходимость запрещать их не смутила. Видимо, Ковалева все-таки надежно сагитировал тот режиссер (Романюк, похоже, намекала на Ролана Быкова).
Заступничество Ковалева за Столбуна выглядит вдвойне странным, учитывая, что на заре секты последний усердно занимался советским патриотизмом - обвешал свою паству значками с Дзержинским, учил любить Родину и хаял клятих сионистов (даром что сам был еврей).
Да и всю риторику о "новом человеке" Столбун явно черпал из правоверных советских фантастов типа Ефремова (кстати, одна из преданных столбуновок Дина Чедия, втянувшая в секту детей и внучку, была с Ефремовым хорошо знакома , и тот даже писал с нее какую-то очередную фосфорическую женщину).
Но если приглядеться поглубже, то конкретной идеологии столбунизм не имел - когда красный проект слинял, босс секты быстро забыл про все значки юных дзержинцев и переключился на стандартную для постсоветской эпохи морализаторскую мистику. Просоветский пафос нужен был ему скорее как охранная грамота от внимания органов.
А любимая Столбуном биоэнергетическо-квазинаучная шиза на основе плохо переваренных Ефремова, Рериха, Циолковского и прочих дозволенных партией и правительством утопистов, которую так любила публика "не без образования" - вспомните героиню Гурченко в "Любовь и голуби"! - хорошо действовала и на интеллигентскую фронду, составлявшую немалую часть секты. Достаточно вспомнить самого знаменитого столбанутого - Эдуарда Успенского, который красных всегда держал за козлов и не упускал случая показать им фак, даже когда это не приветствовалось.
Кроме того, в ныне покойном блоге lena-malaa, посвященном психокультам и сектам нашей богатой на таланты Родины, среди высоких покровителей Столбуна был прямо назван прораб перестройки Александр Яковлев.
А такой заслуженный младореформатор и подписант писем протеста, как декан Высшей школы экономики Марк Урнов, до сих пор остается ярым столбуноидом и всем желающим рассказывает, как великий гуру слоением пятой точки исцелил его от астмы, пляски святого Витта и родовых колик.
Впрочем, Столбуну тогда не помогло покровительство ни статусных демократов, ни ослабевших от старости на голову генералов типа Александра Цалко (а уж эти последние всякую завиральную экстрасенсорику ох как уважают!) . В 1996-м Минздрав официально запретил лечить шизофреников обработкой попенции ремнем и током.
А вот Сергей Адамович Ковалев посадил себе на белую тогу светоча прав человека неотстирываемое пятно - ничуть не хуже, чем орден от Дудаева. И тем и другим он обляпался, впрочем, из лучших побуждений.
До новых встреч с Негодяем!