Найти тему
Фонотека в кармане

Beth Hart and Joe Bonamassa. Don’t Explain (2011)

Beth Hart and Joe Bonamassa
Beth Hart and Joe Bonamassa

Блюз всегда будет тем нескончаемым источником, из которого можно получить глоток живительной воды вдохновения. Написанные и записанные много лет назад песни перепевают ежегодно и не раз, выпускают альбомы с этими песнями, недавно как раз подобным релизом порадовали замечательные The Black Keys, включают их в сет-листы на концертах и прочими способами не дают зарасти народной тропе к корню всей любимой нами рок-музыки.

10 лет назад альбом с каверами на полюбившуюся классику выпустил дуэт певицы Бэт Харт и гитариста Джо Бонамассы, которые и в сольном творчестве прекрасны, но на Don't Explain порою присущая Джо академичность была разбавлена невероятной отвязностью Бэт, и получился прекрасный образец прочтения старых песен на новый лад.

Но давайте начнём с более ранних времён.

Joe Bonamassa
Joe Bonamassa

Имя американского блюз-рок гитариста Джо Бонамассы слышали, пожалуй, все, особенно если учесть его творческую и концертную активность. Впервые показавший себя в возрасте 12-и лет в компании самого Би Би Кинга, Джо уверенно шёл к успеху. В 17 лет он участвовал в записи замечательного альбома Bloodline одноимённой группы, на этом диске Джо выступил под псевдонимом Smokin' Joe. А в 2000 году, уже под своим именем Бонамасса выпускает дебютный альбом A New Day Yesterday, и завертелось.

Следующее имя, обозначенное на обложке альбома это Бэт Харт. В её случае об известности среди широкого круга лиц говорить не приходится, по крайней мере в сравнение с Джо.

Beth Hart
Beth Hart

У Бэт отлично получается петь этакие блюз-рок/соул/джаз композиции, в чём-то есть сходство с Дженнис Джоплин. Отмечу что именно Беэт играла главную роль в мюзикле Love, Janis. Очень показателен альбом Beth Hart and the Ocean of Souls (1993, издан на CD в 2009). Замечателен и последний студийный альбом певицы War in my Mind (2019), но особенно порекомендую её концертные записи, в частности релиз 2018 года - Live At The Royal Albert Hall.

Первую совместную запись Бэт Харт и Джо Бонамассы можно услышать на альбоме последнего Dust Bowl (2011) в песне No Love On The Street, но там песня представляет себя «одну из…» хотя является достаточно приятной. Джо похоже был воодушевлён совместной работой, и предложил поработать над совместным проектом.

Причина, по которой я сделала эту запись, проста: потому что Джо попросил меня. Он фантастический, и я знала, что запись будет такой же.
Обложка релиза Live in Amsterdam (2014)
Обложка релиза Live in Amsterdam (2014)

Над концепцией альбома решили долго не размышлять. Были взяты любимые песни разных исполнителей, в основном 50-60-х годов, разбавлены одной современной композицией, и поданы с помощью технических достижений 21 века.

Эта запись является особенной для меня, потому что я получила возможность исполнять музыку, которую я слушал в детстве – вспоминает Бэт – Честно говоря, я была немного напугана большим количеством материала, но я благодарна за бесценный опыт, который приобрела. Я чувствовала себя очень счастливой и надеюсь, что слушатели будут чувствовать себя так же.

На альбоме представлены композиции, которые исполнялись ранее Рэем Чарльзом, Томом Уэйтсом, Аретой Фрэнклин, Билли Холлидей, Эттой Джеймс и другими. Уже первая композиция Sinner Prayer настраивает на нужный лад. Бэт не пытается показать, что она может петь, как Рэй, нет, она поёт, как Бэт Харт. Особенно это ярко видно во второй композиции, принадлежащей перу Тома Уэйтса. Сами понимаете, что стараться перепеть Тома – это себе дороже.

Как говорит Бэт:

Я большая поклонница Тома Уэйтса, его песни, всё, что он делает, показывает нам, что он гений. Первая запись, которую я у него услышала, был альбом Mule Variations (1999), я влюбилась в эти песни. Некоторым они могли показаться несколько трудноватыми для восприятия. Именно в плане звукового наполнения. Я несколько изменила подход к песне Chocolate Jesus, подойдя к Уэйтсовскому «блюзу курятника» в стиле французских кафе.

Название альбому дала песня Билли Холлидей, которую Бэт очень любила слушать, когда ей было 10-11 лет.

Я помню первый раз, когда я услышала эту песню. Тогда у меня возникла ассоциация из двух слов: мрачно и красиво.

Но стоит обратить внимание и на вклад Джо. Он здорово дополняет некоторые треки сольными партиями, но не выпячивает свою гитару в общем миксе. Нет ощущения, что мы слушаем работу гитариста, которому нужен вокалист. Всё как раз наоборот, и если вспомнить, что идея этого диска принадлежит именно Бонамассе, то он заслужил уважения, отдав бразды лидерства Бэт, что отдельно отмечено тем, что именно её имя стоит первым в заголовке пластинки. Только на композиции Well, well Джо разделил с Бэт вокальные партии.

Харт записала для пластинки партии на фортепьяно, ритм-секцию обеспечили бас-гитарист Кармин Рохас, уже игравший с Джо на его альбоме You and Me (2006), а ранее работавший с Дэвидом Боуи и Джулианном Ленноном, и барабанщик Антон Фиг (да, поклонники KISS, именно его барабаны звучат на Dynasty (1979) и Unmasked (1980). В записи гитарных партий помогал Теренс Чаплин, игравший на сольном альбоме Фига, а с клавишами помог Арлан Шербаум.

Melody Gardot
Melody Gardot

Отдельно скажу об ещё об одном человеке, именно его перу принадлежит та самая современная композиция, которую я упомянул ранее. Речь о молодой певице и авторе песен Мэлоди Гардо, она написала потрясающую Your Heart Is as Black as Night. Подкреплённая оркестром аранжировка и проникновенный, даже интимный, вокал Бэт делают этот трек одним из самых пронзительных.

Самого большого внимания на альбоме удостоились композиции Этты Джеймс, которая представлена двумя композициями.Это обусловлено тем, что Этта является личной фавориткой Бэт.

Мой лучший друг дал мне кассету с записью и сказал: если ты действительно хочешь научиться петь душой, ты должна слушать эту женщину. Я никогда не думала, что смогу спеть ее песни, - но раз мне выпал такой шанс, после стольких лет увлечения творчеством Этты, то я не могла его упустить. Чтобы подготовиться, я ела, спала, пила вместе с Эттой Джеймс. У меня столько сочувствия к ней, она выдержала много страданий.

Свои чувства Бэт выразила в трогательной тягучей балладе I'd Rather Go Blind, и в бодрой Something's Got a Hold on Me.

Украшенный обложкой от арт студии Денниса Фриела и спродюсированный Кевином Ширли, диск появился в продаже 27 сентября 2011 года. Для родины блюза - США он откровением не стал, но получил популярность в Европе, добравшись до 9-го места в Голландии и аж до 3-го в Дании. Великобритания отметила альбом 22-м местом в национальном чарте. В начале 2012 журнал Classic Rock поместил этот альбом на 21-е место в списке лучших альбомов прошлого года, отметив, что Бонамасса нашёл последний недостающий самолёт для своей эскадрильи в лице Бэт Харт: дикий, и непричёсанный, по-детски непосредственный «Инь» в дополнение к своему состоявшемуся и профессиональному «Янь».

Обложка альбома Don't Explain
Обложка альбома Don't Explain

Диск закрывает композиция Ареты Фрэнклин Ain’t No Way.

Из всех песен, которые мы сделали, я больше всего боялась этой, но я такая большая поклонница Ареты, что не могла не записать эту композицию. Когда мне было 19, друг дал мне кассету с записью Ареты, и я слушала её в машине. Когда зазвучала Ain’t No Way, я остановилась, потому что заплакал а – не от грусти, а потому, что я не мог поверить, что кто-то может так петь. Я никогда не смогу петь, как Арета. Мы несколько изменили тональность песни, чтобы я смогла её спеть, в итоге вышло что-то совершенно другое.

Другое, но от этого не менее прекрасное.

В дальнейшем Бэт и Джо ещё выпускали совместные альбомы в 2013 и 2018 годах, но моём личном рейтинге Don't Explain превзойдён не был, разве что ммаксимально к нему приблизилась запись концерта в Амстердаме.

Подписывайтесь на канал, будет интересно