Многие выпускники последних лет существования училища, будут долго помнить пролетающие по плацу и пробирающие до косточек, с оттенком большой гордости, слова доклада, заместителя начальника училища полковника Гейгер В.В. –
"…АЧИНСКОЕ! ВОЕННОЕ! АВИАЦИОННОЕ! ТЕХНИЧЕСКОЕ! УЧИЛИЩЕ! ДЛЯ РАЗВОДА НА ЗАНЯТИЯ ПОСТРОЕНО! ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА УЧИЛИЩА ПОЛКОВНИК ГЕЙГЕР."
Одной из кузниц кадров для военно-воздушных сил было Ачинское военное авиационное техническое училище имени 60-летия ВЛКСМ.
Закончилась Великая Отечественная война. Фронтовики вернулись с войны, истосковавшись по мирному, созидательному труду. Опыт войны обязывало руководство страны и Вооруженных сил пересмотреть свое отношение к методам подготовки и ведению войны. Особое внимание в ней отводилось авиации.
Развивающимся Военно-Воздушным Силам как воздух были нужны специалисты, способные качественно обслуживать поступающую на вооружение реактивную авиационную технику. Новейшая техника уже вскоре после войны стала поступать на вооружение ВВС. Обслуживание современных самолетов, напичканных к тому времени самыми современными достижениями отечественной науки, потребовало в себе знаний этой техники, умения в её эксплуатации на земле. В СССР начинают появляться школы младших авиационных специалистов.
Одной из них стала военная авиационная школа механиков дальней авиации школа на территории Красноярского края, в городке Ачинск, имеющий к тому времени уже не одну вековую историю. Военная авиационная школа механиков дальней авиации расположилась на территории военного городка царских времён. Сам городок строился в период 1907-1916 годов и предназначался для прибывшего в Ачинск на постоянную дислокацию 29-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Является памятником военного градостроительства. Территория, поэтому, овеяна стариной и достаточно симпатична, даже в нынешнем своём, полузаброшенном состоянии.
Формирование Ачинской военной авиационной школы механиков дальней авиации началось с 25 декабря 1947 года. Начальником школы был назначен полковник Федор Савельевич Чумак (впоследствии генерал-майор авиации) - участник Гражданской и Великой Отечественной войн, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды. В 1927 году за активное участие в пропаганде воздушного флота он был награжден знаком «За звездный перелёт». В начале 30-х годов был командиром 1-й авиаэскадрильи Борисоглебской военной школы летчиков.
Опытный летчик в прошлом, он в короткие сроки сплотил вокруг себя офицерский состав, сверхсрочников, рабочих и служащих. Среди руководства школы было немало офицеров, участников Великой Отечественной войны, награжденных боевыми наградами. Из 171 орденоносца школы 7 человек были награждены орденом Ленина, среди них полковники Чумак Ф.С.-начальник школы, Панов П.Д.-зам начальника школы по МТО, майор Зуйков-преподаватель конструкции самолетов. Эти офицеры и еще 19 человек были награждены и орденами Красного знамени, среди них и легендарный комбат - полковник Иван Яковлевич Ржавин.
Первым командирам и преподавателям, пришлось начинать практически на пустом месте. Для организации учебного процесса не было авиационной техники и учебного аэродрома. В помещениях было печное отопление. В классах и казармах - цементные полы. Не было ни дорог, ни тротуаров. Приходилось пользоваться керосиновыми лампами.
Трудности также заключались и в том, что в большинстве своем офицерский состав прибыл из строевых частей и не имел опыта преподавательской работы. На первых порах из-за отсутствия переменного состава и небольшого числа солдат срочной службы даже в караулы назначались разводящими лейтенанты, капитаны, а подчас и майоры. Но эти и другие трудности не испугали тех, кто закладывал традиции училища.
В период с января по октябрь 1948 года небольшой по численности коллектив офицеров, сверхсрочнослужащих, рабочих и служащих создал необходимую учебно-материальную базу. Бывшие армейские конюшни и склады были превращены в учебные классы и цеха для проведения практических работ, а оголенные и запущенные корпуса - в классы и лаборатории для проведения теоретических занятий.
Пустырь между городком и кирпичным заводом в результате огромных усилий офицеров и сверхсрочнослужащих эксплуатационного цикла был превращен в учебный аэродром. Вскоре на нем были размещены поступившие в школу самолеты Ту-4 (летающая крепость) и американский Б-25. На моторном цикле были установлены двигатели АНШГК и «Райт Циклон».
«Под цех практического обучения,- писал в своих воспоминаниях начальник цикла майор Алексей Семенович Вотинцев,- мы приспособили кирпичную конюшню бывшей кавалерийской дивизии. Получилось очень неплохо. Установленные двигатели на рабочих местах в две линии выглядели весьма внушительно. Помню, как-то зашел в цех начальник школы полковник Ф. С. Чумак, посмотрел и сказал: «Вот это мощь!»
К лету 1948 года было сформировано три учебных батальона, укомплектованные офицерами-фронтовиками, которым предстояло уже в ближайшее время принять первых её курсантов.
8 июня 1950 года военный министр СССР
установил годовым юбилейным праздником школы 23 февраля. По этому поводу в батальонах, ротах, на циклах и службах были проведены собрания личного состава, на которых единодушно было решено высоко держать честь воинского коллектива, крепить боевую готовность, успешно овладевать секретами военного мастерства. И свое слово личный состав школы сдержал.
В начале 50-х годов начинается переход от подготовки младших авиационных специалистов к подготовке техников для обслуживания реактивной авиации. В соответствии с требованиями времени 25 июня 1951 года по решению Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР школа была переформирована в Ачинское военное авиационно-техническое училище Дальней Авиации.
Плановое обучение офицеров-техников началось с октября 1951 года. К учебе приступило 32 классных отделения.
У входа в училище сооружена стела, на которой заботливые руки бережно поддерживают самолёт в полёте.
Это - символ нелегкого, но важного и нужного труда офицеров-техников, которые обязаны не только иметь прочные навыки в обслуживании и эксплуатации современных авиационных комплексов, но обладать прочными теоретическими знаниями, быть идейно убежденными, физически и морально-психологически закалёнными защитниками нашей Родины.
В 1998 году училище отметило свое 50-летие. В 1999 году Ачинское ВАТУ расформировали, здания и всю оставшуюся материальную часть передали Ачинскому кадетскому корпусу. В память об училище кадеты-ачинцы носят погоны и околыши голубого, как у летчиков, цвета. Покровителем корпуса стал святой Георгий Победоносец.
В настоящее время на территории училища, помимо кадетского корпуса, размещается Мариинская женская гимназия-интернат, государственные учреждения, часть строений отдана частникам. Но значительная часть территории - заброшена.
Хоть Ачинского военного училища уже не существует, но во всех военных округах и группах войск проходят службу его выпускники. Они добросовестно трудятся, обеспечивая надежную эксплуатацию авиационной техники. Сотни выпускников училища удостоены высоких правительственных наград. Есть среди них и генералы, и умелые организаторы обслуживания авиационной техники, и инженерно-технический состав, качественно с отличной оценкой готовящий самолеты к вылетам, и командиры, и ученые, и те кто, к сожалению, отдали свою жизнь, выполняя свой воинский долг.