Найти тему

Об использования мобильных телефонов в школе

На сайте «Российской газеты» ещё в начале этого календарного года была опубликована следующая новость: «Школы не смогут использовать мобильные телефоны для обучения». Новости с аналогичными заголовками можно найти и на других новостных порталах. Тема не раз обсуждалась в нашей школе, выносилась на собрания и педсоветы и ещё до публикации этих новостей. Уверен, у вас также.

Опирается эта новость на Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"".

Иногда в новостях даже цитату приводили оттуда: "Для образовательных целей мобильные средства связи не используются". Вот вам фрагмент из документа:

-2

Да вредно, подолгу сидеть в телефоне. Да большинство детей проводят в них слишком много времени. И да, ужасно раздражает, что некоторые умудряются сидеть в телефоне и во время уроков.

Контролировать, сколько времени ученики сидят в телефонах на переменах и вне школы, едва ли наша прерогатива. Скорее это обязанность родителей. Учитель тут ничего не сделает, кроме разве что беседы на эту тему. Если же ученик сидит в телефоне во время урока, то это недоработка самого учителя. Значит он не смог завлечь ученика своим предметом. Понимаю, что есть исключительные случаи и есть исключительные ученики, для которых общественные нормы ничего не значат. К таким надо находить подход через руководство ОУ. С любым другим учеником всегда можно договориться и найти общий язык.

Я против такого решения властей. Объясню свою позицию.

Не знаю, как обстоит ситуация в столичных школах и школах крупных городов. В нашем провинциальном ОУ далеко не в каждом кабинете есть мультимедиа, даже компьютер для педагога есть не везде или не всегда в рабочем состоянии. Я уж не говорю о том, что и собственно полноценных кабинетов истории у нас нет. Есть только кабинет, в котором стоит шкаф для исторических карт. Школа переполнена и другого выхода просто нет.

В такой ситуации даже с собственного ноутбука показать мало чего удаётся. Классы большие, с дальних парт ничего не видно и не слышно. Мобильный телефон был единственным способом организовать хоть что-то «мультимедийное». Закидываешь в беседу класса материалы и вуаля. Сами понимаете, что в учебниках есть не всё (особенно карты, схемы, таблицы), и нарисовать на доске не всегда есть возможность.

Другой пример. Помимо истории, обществознания и права, я также веду экономику в профильных классах. Часто приходится делать расчеты, калькулятор есть не всегда, а вычислять столбиком … ну вы сами понимаете, сколько времени это займёт. Опять же был хотя бы мобильный телефон, который с этой задачей справлялся на ура.

Ну и последнее. По стандарту образования и наших рабочих программах, соответственно, обучающиеся должны научить находить информацию в интернете, уметь её проверять, находить источники и т.д. Да это можно оставить в качестве домашнего задания, но эффективность будет падать. В режиме реального времени, во время урока и под контролем учителя, это куда эффективнее.

Да, я против запрета использования мобильных устройств на уроках в качестве средств электронного обучения. Я выступал с этим на совещаниях и педсоветах и буду выступать. Но документ есть, и мы обязаны ему следовать. Хоть принцип демократизации, заложенный в нашу систему образовании (см. ФЗ «Об образовании») и утверждает, что любые решения должны приниматься с учетом мнения всех, кого они затронут, нас видимо это обошло стороной. Я говорю нас, потому что знаю, что я такой не один.

Что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях, подписывайтесь на канал. И успехов вам в новом учебном году!