Найти в Дзене

Кварто-квинтовый круг

Кварто-квинтовый круг – это схема, в которой тональности расположены в порядке увеличения числа ключевых знаков. Пойдем направо - нас ждут диезные тональности, налево - бемольные. Существует множество различных вариантов изображения кварто-квинтового круга, схема может быть представлена в виде круга или спирали. Просто выберите наиболее привлекательный и удобный для вас вариант. Начнем с того, что ключевые знаки всегда выставляются в определенном порядке: Если при ключе нужно поставить 1 диез – это фа диез, 2 диеза – «фа» и «до», 3 диеза – «фа», «до», «соль» и т. д. Аналогично с бемолями: 1 бемоль – «си», 2 бемоля – «си», «ми», 3 бемоля – «си», «ми», «ля» и т.д. Порядок знаков желательно запомнить (при прочтении слева направо – диезы, справа налево – бемоли) Тональности существуют в параллели: каждой мажорной тональности с тем или иным набором ключевых знаков соответствует минор. Тоника параллельной минорной тональности расположена на малую терцию вниз от тоники мажора. (к С-dur – до

Кварто-квинтовый круг – это схема, в которой тональности расположены в порядке увеличения числа ключевых знаков. Пойдем направо - нас ждут диезные тональности, налево - бемольные.

Существует множество различных вариантов изображения кварто-квинтового круга, схема может быть представлена в виде круга или спирали.

Схема с указанием параллельных тональностей, на мой взгляд наиболее удобна.
Схема с указанием параллельных тональностей, на мой взгляд наиболее удобна.
Схема "Увидел и возненавидел" )))  в виде спирали показывает что "идти по квинтам" можно бесконечно и дойти до тональностей с дублями при ключе, но поверьте, это никому никогда не понадобиться.
Схема "Увидел и возненавидел" ))) в виде спирали показывает что "идти по квинтам" можно бесконечно и дойти до тональностей с дублями при ключе, но поверьте, это никому никогда не понадобиться.
В этой схеме прописаны все ключевые знаки, ну это для первоклассников.
В этой схеме прописаны все ключевые знаки, ну это для первоклассников.

Просто выберите наиболее привлекательный и удобный для вас вариант.

Начнем с того, что ключевые знаки всегда выставляются в определенном порядке:

Порядок ключевых знаков
Порядок ключевых знаков

Если при ключе нужно поставить 1 диез – это фа диез, 2 диеза – «фа» и «до», 3 диеза – «фа», «до», «соль» и т. д. Аналогично с бемолями: 1 бемоль – «си», 2 бемоля – «си», «ми», 3 бемоля – «си», «ми», «ля» и т.д.

Порядок знаков желательно запомнить (при прочтении слева направо – диезы, справа налево – бемоли)

Порядок ключевых знаков
Порядок ключевых знаков

Тональности существуют в параллели: каждой мажорной тональности с тем или иным набором ключевых знаков соответствует минор. Тоника параллельной минорной тональности расположена на малую терцию вниз от тоники мажора. (к С-dur – до мажору параллельная тональность а-moll - ля минор).

Теперь смотрим на круг: на 12 часов у нас тональность (С) – до мажор, в которой ключевые знаки отсутствуют. При движении по часовой стрелке (диезные тональности) первая тональность (G) – соль мажор. Тональности расположены по порядку увеличения знаков, следовательно в соль-мажоре 1 ключевой знак – фа диез. Нота «соль» (G) расположена на квинту вверх от ноты «до» (C). Отсчитаем квинту вверх от «соль» и получим следующую тональность «ре». В ре-мажоре 2 диеза – «фа», «до». Так мы доберемся до тональности (Cis) - до-диез мажор в которой будут все 7 диезов.

При движении по кругу против часовой стрелки первая тональность – (F) фа-мажор с одним ключевым знаком - си-бемоль. В каждой следующей тональности будет добавляться еще один бемоль. Отличие лишь в том, что бемольные тональности расположены по квартам вверх. Т.о. если мы дойдем до конца, то получим тональность с семью бемолями - до-бемоль мажор (Ces).

Наиболее наглядной на мой взгляд является первая схема, в которой есть параллельные минорные тональности. Чаще всего схема используется для определения тональности произведений, которые вы играете. Знаки уже стоят при ключе и вы просто находите название тональности, в которой например 3 диеза. Затем выбираете между мажором и минором (подсказкой будет последний аккорд в произведении, чаще всего он тонический).

Схему не нужно запоминать, вы всегда сможете быстро «на пальцах» посчитать по квинтам и квартам нужную тональность. Скорее всего не так уж и часто на практике вы встретите тональности более 3-5 знаков.

Неплохо иметь схему перед глазами во время занятий, это может потребоваться для быстрого транспонирования, проигрывания гамм и упражнений.