Найти тему
Книжные тропинки

Отзыв о фильме «Тайное окно» (2004): взгляд в мрачные закоулки психики

Оглавление

Несомненным плюсом всех произведений Стивена Кинга является то, что они буквально сами просятся на экран. Однако, несмотря на обилие экранизаций, успешных среди них мало. Не каждому режиссёру, дерзнувшему взяться за адаптацию творчества Короля ужасов, удаётся передать в своих картинах особую атмосферу его книг. Отсюда обилие «киноэкспериментов», снятых исключительно ради привлечения внимания зрителей к собственному имени. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа, сценарий которого основан на повести Стивена Кинга «Секретное окно, секретный сад» (другое название: «Потаённое окно, потаённый сад») я отношу к группе хороших экранизаций. Как ни странно, режиссёру удалось уловить кинговский настрой, а вот собственные нововведения, на мой взгляд, он не сумел полностью раскрыть. Чтобы пояснить свою точку зрения без сравнения с первоисточником не обойтись, а потому начнём с него.

Фильм режиссёра Дэвида Кеппа «Тайное окно» (англ. «Secret Window»): жанры — триллер, драма, детектив; длительность — 96 минут; дата выхода — 2004 год; страна — США. Актёрский состав: Джонни Депп, Джон Туртурро, Мария Белло, Тимоти Хаттон, Чарльз Даттон. Возрастное ограничение — с 18 лет.
Фильм режиссёра Дэвида Кеппа «Тайное окно» (англ. «Secret Window»): жанры — триллер, драма, детектив; длительность — 96 минут; дата выхода — 2004 год; страна — США. Актёрский состав: Джонни Депп, Джон Туртурро, Мария Белло, Тимоти Хаттон, Чарльз Даттон. Возрастное ограничение — с 18 лет.

История создания повести «Секретное окно, секретный сад» Стивена Кинга и фильма «Тайное окно»

Расцвет карьеры для Стивена Кинга пришёлся на середину 1980-х, сделав его не просто популярным писателем, а буквально объектом читательского культа. Правда, если вменяемые фанаты ограничивались тоннами писем, то невменяемые зачастую пугали самого автора. Например, один читатель прислал ему посылку со скелетами котят, другой открыто обвинил в убийстве британского рок-певца Джона Леннона, третий вовсе проник к нему домой через окно и, размахивая коробкой со взрывным устройством, обвинил в плагиате. После этого Эрик Кин, именно так звали психически больного, потребовал от Стивена Кинга публичного признания в краже у его тёти сюжета романа «Мизери», иначе он взорвёт особняк. Полиция задержала нарушителя и отправила на полтора года за решётку. Однако эта драматичная история не стала источником вдохновения для Кинга, подарив ему отличную идею для будущего бестселлера. Наоборот, произошедшее оказалось очередным тяжёлым следствием его творчества. «Секретное окно, секретный сад» вышел в сборнике «Четыре после полуночи» в сентябре 1990 года, а инцидент с Эриком Кином случился 20 апреля 1991 года, то есть спустя 8 месяцев после публикации произведения, которое молодой человек таким «оригинальным» способом решил воплотить наяву.

«Морта часто спрашивали, откуда он берёт свои идеи, и хотя писатель посмеивался над этим вопросом, при этом его всегда охватывал стыд. Когда появляется идея рассказа, никто не даст вам под неё закладную. Творчество само по себе чуть-чуть похоже на воровство. И здесь уже ничего не изменишь». (Стивен Кинг «Секретное окно, секретный сад»)

Темы взаимоотношения писателя и читателя, влияния вымышленного мира на психику человека всегда были интересны Стивену Кингу. Роман «Мизери» (1987) заложил фундамент этого своеобразного художественного исследования, которое затем было продолжено романом «Тёмная половина» (1989). В первом произведении он попытался показать деструктивную сторону влияния вымысла над читателем, а во втором — над писателем. Третьим произведением в этом списке стала повесть «Секретное окно, секретный сад». В ней Кинг уже поставил перед собой задачу изучить возможности психики «переписывать» реальную историю жизни, если демоны самобичевания, о которых он знал не понаслышке, вдруг возьмут верх над разумом.

Учитывая специфику темы повести, очевидно, почему Стивен Кинг передал права на её экранизацию Дэвиду Кеппу, одному из самых известных сценаристов Голливуда. До «Тайного окна» он успел попробовать себя также и в качестве режиссёра, но без особого успеха на этом поприще. Однако переговоры Кинга и Кеппа оказались настолько успешными, что позволили тому впервые выступить на съёмочной площадке сразу в двух ролях. Следует признать, что «Тайное окно» оказалось наилучшей режиссёрской работой Дэвида Кеппа. А вот его сценарий уступил кинговскому варианту истории, хотя обновлённый сюжет, на первый взгляд, кажется не менее мощным, чем литературный.

Описание сюжета фильма «Тайное окно»

Морт Рейни (Джонни Депп) и детектив Кен Карш (Чарльз Даттон).
Морт Рейни (Джонни Депп) и детектив Кен Карш (Чарльз Даттон).

Писатель Мо́рт Ре́йни (Джонни Депп) после измены жены ­Э́ми (Мария Белло) запирается в доме, что одиноко стоит на берегу озера. Он заставляет себя каждое утро садиться за компьютер, надеясь, что работа над романом поможет ему справиться с глубокой раной на сердце, но творческий кризис, заработанный в результате тяжёлого бракоразводного процесса, все его жалкие попытки сводит на нет. Потому большую часть времени Морт проводит в компании трёх «друзей»: продавленного дивана, рваного халата времён «великой американской депрессии» и милого пса по кличке Чи́ко. Неожиданно эту тоскливо-сонную атмосферу расхлябанности нарушает подозрительный тип по имени Джо́н Шу́тер (Джон Туртурро) и с ходу обвиняет Морта в плагиате: якобы тот украл у него рассказ «Кошмарное время», опубликовав его под названием «Тайное окно».

Как только дверь за незваным гостем закрылась, Морт тут же забыл о нём и его идиотских требованиях: переписать финал рассказа и публично признаться в воровстве. Однако на следующий день Джон Шутер появился вновь, дав таким образом понять, что не позволит себя игнорировать. Будучи уверенным в своей невиновности, Рейни выуживает в разговоре с шантажистом информацию о дате написания рассказа «Кошмарное время» и получает нужное ему доказательство: «Тайное окно» было опубликовано двумя годами ранее в журнале «Мистерии в Квинсе». Следовательно, если его предъявить, конфликт исчерпает сам себя, но это оказалось лишь началом жестокого террора. Ночью того же дня Шутер убивает Чико, а затем поджигает дом, в котором на тот момент проживала бывшая жена писателя ­Эми со своим любовником. После такого поворота событий Морт нанимает частного детектива Ке́на Ка́рша (Чарльз Даттон) для поимки Шутера. Безрезультатно. И тогда Морт Рейни, находящийся уже на грани нервного срыва, выходит на реальную «тропу войны».

Особенности и смысл фильма «Тайное окно» в сравнении с повестью «Секретное окно, секретный сад»

Морт Рейни (Джонни Депп) и Джон Шутер (Джон Туртурро).
Морт Рейни (Джонни Депп) и Джон Шутер (Джон Туртурро).

В отличие от повести «Секретное окно, секретный сад», где мистика хоть и в минимальном объёме, но присутствует, в фильме её нет вовсе. Экранизация в жанровом отношении являет собой исключительно психологический триллер. Потому ставка, логично, была сделана на атмосферу, конфликт и актёрскую игру.

С первых кадров фильм передаёт тяжёлую эмоциональную обстановку безысходности и морального упадка, в которые постепенно вплетаются зловещее напряжение, интрига и абсолютная беспомощность зрителя в попытке разгадать, что случится через минуту. Этому также способствует музыкальное сопровождение, мастерски нагнетающее чувство иррациональной тревоги.

В фильме главный упор сделан на конфликт писателя с бывшей женой и её любовником, а потому показан намного ярче и детализированней, чем у Кинга: он раскрывает характеры героев, вокруг него строится весь драйв и им же задаётся сюжетная динамика. История с плагиатом, наоборот, сдвинута на второй план, маленькими штрихами обнажая пока ещё неизвестную сторону личности Морта Рейни, которая полностью явит себя лишь в финале. И именно этот ключевой момент разводит в разные стороны книгу и фильм, наделяя их разными смыслами и моралью. Сразу отмечу, что интерпретация Дэвида Кеппа тоже имеет право на существование, однако она потребовала кардинально изменить прошлое главного героя и, соответственно, его психологический облик. По сути, Кеппу пришлось создать персонаж заново, что, на мой взгляд, получилось, не так хорошо как у Кинга.

В повести Мортон Рейни на заре карьеры действительно совершил плагиат. Мучительное ожидание разоблачения подтолкнуло его в те дни к мысли о самоубийстве, если правда вдруг откроется. Не открылась, а потребность наказать себя осталась, затаилась в глубинах подсознания. Измена жены подобно триггеру вырвала наружу этот нераскаянный грех и запустила процесс создания новой личности, которая взяла на себя роль палача виновника преступления.

У Морта Рейни, воплощённого на экране, прошлое стало омрачено убийством родной сестры в школьные годы, о котором он не смог ни с кем поговорить. Теперь ему ни с кем не хочется обсуждать развод с женой, он просто замкнулся в себе по уже «выработавшейся» привычке. Достаточно ли этого для грядущего безумия, а точнее, диссоциативного расстройства идентичности? Нет. Для этого необходима боль: адская, разъедающая душу и сознание, а вот она-то как раз в нём теперь и отсутствует. Если говорить о настоящем времени, то в жизни Морта есть ряд проблем, серьёзно ударивших по его самолюбию: измена жены, некий публичный скандал, ложное обвинение в плагиате и как итог — бунт маленького человека против сложившихся обстоятельств, против окружающего мира лжи. Будучи эгоистичным и слабым человеком, он ради мести позволяет себе принять его «правила» и начать вершить «правосудие» под новой личиной. Когда мужчина осознаёт, что натворил, то не находит в себе сил раскаяться, окончательно погружается в безумие и идёт до конца. Вроде бы логика сохраняется, однако без внутреннего «демона», порождённого нераскаянным грехом, новый образ Морта, получился несколько размытым, потерял необходимую драматическую глубину и эмоциональную силу. Эту прореху в сценарии пришлось заделывать Джонни Деппу, но даже его блестящая актёрская игра, к сожалению, не смогла вытянуть персонаж до кинговской планки.

Наконец, вместе с главным героем, изменился и нравственный посыл истории. «Секретное окно, секретный сад» Стивена Кинга — это глубоко психологическая драма о проигранной войне человека с его совестью, о двойной морали, перерастающей в раздвоение личности, о смерти души. «Тайное окно» Дэвида Кэппа — типичный, хоть и весьма добротный, американский триллер о безумце, для которого собственное «я» оказалось выше понятия человечности.

Различия между фильмом «Тайное окно» и книгой Стивена Кинга «Секретное окно, секретный сад»

Отличия фильма «Тайное окно» Дэвида Кеппа от повести Стивена Кинга «Секретное окно, секретный сад» (первая публикация произведения - в сборнике «Четыре после полуночи»).
Отличия фильма «Тайное окно» Дэвида Кеппа от повести Стивена Кинга «Секретное окно, секретный сад» (первая публикация произведения - в сборнике «Четыре после полуночи»).

Как уже понятно, главным и сюжетно важным отличием фильма от книги является иной финал. Однако есть и ряд других деталей, которые были изменены для новой истории:

  1. События в фильме разворачиваются в городке Тэшмор-Лэйк, а в повести он носит название Тэшмор-Глен.
  2. Время действия в фильме середина лета, в книге конец октября. Кроме того, история Дэвида Кеппа разворачивается на десяток лет позже, а поэтому в экранизации полностью изменены года изданий и вдобавок названий рассказов, ставших камнем преткновения между главным героем и его обвинителем. Рассказ Джона Шутера — «Кошмарное время» — теперь написан им в 1997 году, а «Тайное окно» Морта Рейни — в 1994 и опубликован в 1995 году в журнале «Мистерии в Квинсе». У Стивена Кинга рассказ Джона Шутера, написанный в 1982 году, называется «Секретное окно, секретный сад», а рассказ Мортона Рейни — «Посевной сезон», был впервые опубликован в июньском номере «Журнала мистических историй Эллери Квина» за 1980 год.
  3. В фильме Джон Шутер потребовал от Морта Рейни переписать финал рассказа «Тайное окно», чтобы он полностью совпал с финалом «Кошмарного времени», а в повести Стивена Кинга написать новый рассказ за его авторством.
  4. Домашний питомец Морта Рейни кот по кличке Бамп в фильме заменён на собаку Чико.
  5. Следователь «Объединённой страховой компании» Фред Эванс в фильме стал миссис Эванс, экранное время которой значительно сократили, а из финала убрали полностью.
  6. В повести Стивена Кинга нет частного детектива Кена Карша, нанятого Мортом Рейни, его роль условно играет местный рабочий Грег Карстейерс.
  7. В фильме кошмары главного героя значительно упрощены по сравнению с книгой.
  8. В русском дубляже имя мистера Шутера ­ Кокни, в оригинальной версии фильма — Джон, как и у Стивена Кинга.

Рекомендации к просмотру

Фильм «Тайное окно» хороший представитель жанра психологического триллера, способный неплохо развлечь и напомнить, что в сделках с совестью и моралью не бывает побед без поражений. История полна резких эмоций, неожиданных откровений и безумств. В то же время картина не лишена минусов: уровень саспенса не такой высокий, как хотелось бы, недостаёт крепкой драматургии, да и искушённый зритель о многом догадается задолго до финальной развязки. «Тайное окно» явно уступает своей литературной основе — повести «Секретное окно, секретный сад», однако, как альтернативная версия кинговского сюжета с противоположной концовкой определённо заслуживает внимания.

Оценка: 4/5

Дзен | Телеграм | ВКонтакте | Поддержать канал