Сегодняшний обзор начинает серию рассказов о, наверное, самом грандиозном железнодорожном музее, который я видел. Допускаю, что есть и более масштабные и грандиозные, но я их не видел. А вот этот, в Санкт-Петербурге - он действительно впечатлил. Нет, я конечно слышал о нем много лестного, видел фотографии, но, друзья, там стоит побывать, чтобы понять - вот это действительно железнодорожное царство. Фотографий всяких железнодорожных "персонажей" получилось много, поэтому обзор будет не один. Я не очень понял принцип расположения тех или иных локомотивов или вагонов, поэтому подборки будут по типу транспортных средств. Сегодня будут паровозы, а ссылки на другие обзоры этого музея привожу внизу этого обзора.
1. Самый первый паровоз в музее можно увидеть даже не входя в музей. Точнее перед зданием музея, которое раньше было зданием депо. Посетителей встречает большой черный паровоз серии СО17 с номером 2286, который установлен чуть в стороне от входа.
2. А вот внутри депо царит полумрак и классно выставленная подсветка делает и без того романтичные паровозы очень привлекательно выглядящими. Вот только для фотографирования такое освещение крайне сложное. Но не будем. Сразу за турникетом входа, в стойле депо, посетителей встречает паровоз Ь-2023. Насколько я понимаю, серия Ь (ерь) это паровозы с разной осевой формулой, т.е. отличающиеся внешне друг от друга. Остальные серии паровозов, если я правильно помню, настолько не различаются.
3. Я не большой специалист в железной дороге, а в паровозах разбираюсь еще меньше. Поэтому в этом обзоре будет больше фотографий, меньше текста. Даже не текста, а каких-то ремарок и информации чем-то зацепившей меня лично и, быть может, не являющейся важной для какого-то паровоза или иного локомотива. Вот для этого паровоза серии ТТ (номер 1770) мне показалось важным заметить, что он не советский, а немецкий. Это трофейный паровоз, полученный Советским Союзом как часть компенсации после Победы во Второй мировой войне и в немецком обозначении его серия - BR91.
4. Следующий паровоз, попавшийся мне на пути (я уже говорил, что я не понял навигации музея и ходил как попало), оказался вообще уникальным экспонатом. Это единственный в мире оставшийся паровоз серии С (Сормовского завода). Вот такое железнодорожное везение у этого локомотива: построили таких паровозов около 700 экземпляров, а до наших дней дошел только вот этот, с номером 68.
5. Серия паровозов О. Знаменитая "Овечка" - это тоже паровоз серии О, но на фотографии не она, а другой локомотив, модификация Од. Такая появилась на Коломенском заводе, когда выяснилось при эксплуатации, что паровозы "чистой" серии О не самый экономичный вариант. В итоге в конструкцию было внесено порядка 100 изменений и появился паровоз Од. Такой, с номером 1080, представлен в музее железных дорог.
6. Самый, наверное распространенный паровоз: маневровый 9П (в музее с номером 15387). Выпускался аж до 1957. Выпускался, а использовался итого дольше. Да и сейчас, как мне кажется таких паровозов по уголкам нашей необъятной Родины можно много найти в рабочем состоянии.
7. При переходе из одного здания депо в другое как-то скромно, незаметно, за углом, как какая-то Золушка приткнулся макет паровоза "братьев" Черепановых. На самом деле Черепановы - отец и сын, но как-то очень у многих, не глубоко владеющих темой железных дорог, сложился стереотип - паровоз братьев Черепановых.
8. В большом здании депо, на поворотном круге, сразу встречаем паровоз серии СО17, такой же как и тот, что стоял у входа в музей. Только этот, с номером 2413, паровоз с памятной надписью "XXX лет ВЛКСМ", точнее про ВЛКСМ я уже додумал, глядя на комсомольский значок, изображенный над буквами надписи.
9. Неподалеку еще один паровоз СО, но уже с буквой "м", если официально, то СОм17-1137. От собрата СО17 отличается чуть большей массой (102,1 тонна против 98 тонн) и большей конструкционной скоростью (80 км/ч вместо 70 км/ч). Рядом с этим грузовым паровозом расположился пассажирский серии Су, развитие паровозов серии С, о которых говорилось чуть выше. Этот паровоз имеет номер 253-15.
10. Здесь, в карусели из двух фотографий (можно крутить стрелочками вправо-влево) представлены два любопытных экспоната. "Разрезанный" паровоз серии Эр (Эр791-18) и ЛВ18-002. ЛВ18-002 - это опытный паровоз, не серийный.
11. Самый экономичный советский паровоз с КПД двигателя 9,3% (бензиновый двигатель - 20-25%, дизель - до 40%) Паровоз серии П ("Победа" до 1947 года) и он же Л (в честь конструктора Л.С. Лебедянского, после 1947). В музее железных дорог находится паровоз Л-2298. А за большим паровозом спряталась та самая "Овечка", уже упоминавшаяся в этом обзоре. Официально же Ов-6640.
12. На предыдущем снимке легендарный паровоз не так уж и заметен, поэтому вот вам Ов-6640.
13. Одна из самых массовых серий паровозов - это серия Э. Паровозов Э всех вариантов (подсерий) было выпущено около 11 000 экземпляров! Но это если все считать, а на этом снимке один из более поздних вариантов - паровоз Эр750-04, серии Эр, которая начала производиться с 1934 года.
14. Паровозы серии Е строили в 1915-1918 годах, а потом... а потом в 1943-1947. Строили их в США и Канаде. Собственно, индекс А означает - американский. И паровозы Еа поступали в СССР по ленд-лизу. На фотографии Еа-2201.
15. В начале обзора уже был один из трофейных паровозов, сейчас пришло время еще одного - в данном случае ТЭ-6769 (из-за которого по не очень понятной логике размещения выглядывает электровоз ЧС200-002). По немецкой версии серия обозначается BR52.
16. Наверное, самый известный паровоз. Бытует мнение, что его прозвище "Генерал" и что оно происходит из-за того, что по зеленому фону шла широкая красная полоса - совсем как генеральский лампас на брюках. Однако распространено мнение, что не было у этого паровоза такого прозвища, а придумано оно журналистами уже позже. Как бы то не было, перед нами паровоз П36-0251.
17. Этот паровоз тоже весьма любопытен. Он не имеет топки и фактически должен время от времени "заправляться" паром. Бестопочный паровоз 9305.
18. Рядом расположился грузовой паровоз "Феликс Дзержинский", точнее ФД, еще точнее дальнейшее развитие - ФД20 с номером 1103.
19. И завершает сегодняшний обзор паровоз, произведенный в Финляндии. Не самый привычный внешний вид трубы у этого паровоза. А называется он Тk3-1105.
А вот и обещанные ссылки на другие части (начнут работать по мере публикации обзоров)
Паровозы :::: Магистральные тепловозы :::: Электровозы
Электропоезда :::: Маневровые тепловозы :::: Разное
И на этом на сегодня все. Всем спасибо за внимание, за оценки и комментарии. Удачи!