США ввели новые санкции против Беларуси. Также на днях к односторонней санкционной агрессии Евросоюза присоединилась Швейцария, которая не входит в ЕС, но решилась продублировать секторальные санкции против Беларуси: в список стандартно попала калийная, нефтеперерабатывающая отрасль, и иные сферы.
Но так ли все страшно в этих санкционных играх? Давайте разбираться.
Американцы против «Беларуськалия»
В новый американский санкционный список попадает вся продукция «Беларуськалия». Но тут есть важный момент: на заключенные ранее договоры по поставкам удобрений запрет не распространяется.
Второй важный момент — санкции ложатся на компании, в которых акции «Беларуськалия» составляют 50% и более. Напомню, что предприятие экспортирует минеральные удобрения через «Белорусскую калийную компанию». Согласно имеющейся информации, доля «Беларуськалия» в БКК составляет 48%.
То есть «Белорусская калийная компания» не подпадает под американские санкции, а отдельно БКК не вносили в санкционный список США. Подчеркну, что фактически «БКК выступает как экспортный агент «Беларуськалия» и на данном этапе не теряет права торговать минеральными удобрениями.
Следует отметить, что избегая риска сотрудничества с санкционным «Беларуськалием», европейские и иные компании могут полностью отказаться взаимодействовать с БКК.
Первыми на очереди здесь идут литовцы: министр транспорта и коммуникаций Мариус Скуодисс уже заявил, что когда санкции вступят в силу, удобрения перестанут перемещаться через Литву. На основании открытой информации, компания «Литовские железные дороги», которая перевозит продукцию «Беларуськалия» через Литву, может потерять от этого около 20 млн евро. Вред санкций обоюдный, но, как мы видим, американцы мало заинтересованы в интересах других государств.
Европейский подход
Ранее 24 июня совет ЕС утвердил экономические секторальные санкции против Беларуси, но в документе есть важные оговорки, которые демонстрирует имитационный характер санкций.
Например, калий хлористый гранулированный и калий хлористый мелкий, которым торгует «Беларуськалий», применяемый в качестве сырья при производстве комплексных минеральных удобрений в сельском хозяйстве, не попал в запретный список ЕС. Эти товары проходят в международной торговле по товарному коду 3104 20 500, и их мы там не наблюдаем.
Мы видим, что на данном этапе европейцы выбирают прагматичный подход к антибелорусским санкциям и конкретно к калийной отрасли. Полный запрет на торговлю с Беларусью калийным сырьем, применяемом в сельском хозяйстве, способен привести к общему удорожанию продуктов питания вследствие пандемии, которая нарушила логистические цепочки, и уже существенно подняла цены на продовольствия в ЕС.
Таким образом, еще больше усугублять у себя ситуацию европейцы пока не планируют: санкции против «Беларуськалия» могут стать именно тем толчком, который подорвет благосостояние европейских фермеров и конечных потребителей из-за возросших издержек на производство сельскохозяйственной продукции.
Имитация санкций?
Почему так? Причина здесь в нежелании полноценно разрывать взаимовыгодные торговые отношения. Поэтому ЕС приходится прикрываться лишь громкими заявлениями, но не несущих для Беларуси серьезных последствий. Конечно, такое положение дел не удовлетворяет гастролирующую оппозиционную братию, выпрашивающую санкции, но это экономика — и она перевешивает политику. Ведь никто не хочет терять налаженные партнерские отношения, которые будут приносить большие неудобства европейскому потребителю.
Основной текущей функцией санкций ЕС является провоцирование социального напряжения внутри Беларуси
Секторальные санкции определенно несут ряд неудобств для белорусских компаний, но ключевая их функция — психологическая. Цель — продемонстрировать белорусам, что власть неэффективная, конфликтогенная, недоговороспособная в международной среде, и нуждается в скорейшей замене.
То есть, идет искусственное внешнее провоцирование такого образа, которое хотят продать белорусскому народу.
В любом случае, пока что имитационный характер санкций ЕС не перерос в откровенное вредительство Беларуси, но фундамент для этого уже заложили. Так как ярко экономический характер санкций Евросоюза против белорусского государства уже открыто свидетельствует об осознанной политике по планомерному ухудшению благосостояния белорусов.
Дальнейшая стагнация белорусской экономики должна повысить градус социального напряжения, и принудить белорусских граждан предъявить открытую претензию власти, обвинив ее в проведении политики приведшей к экономической несостоятельности. По их теории, это должно стать мощнейшим триггером для дальнейшего выставления ультиматума белорусским властям.
Такой расчет существует у коллективного Запада, который решил не жалеть белорусов на пути к цели по свержению действующей власти в Беларуси.
Цинизм такой политики заключается в том, что белорусы должны немножко поголодать ради светлого будущего без Александра Лукашенко.
В реальности обвал крупных секторов белорусской экономики будет иметь глубокие долгосрочные последствия — это потеря рабочих мест, рынков сбыта, и упадок всех завязанных на флагманских секторах предприятий Беларуси.
А реанимация белорусской экономики после потенциального свержения действующей власти может занять долгие годы, и рискует навсегда загубить ряд производств, которые возобновить уже не представится возможным. Итог — страна отбросится на десятилетия назад, и желать таких перемен — это самоубийство чистой воды.
Длительное выбывание белорусских промышленных гигантов из мирового рынка позволит конкурентам занять наши рынки сбыта: данное обстоятельство сделает возвращение в экономическую игру крайне затруднительным процессом, что надолго отбросит Беларусь в развитии. Такие перемены явно не стоят того.
Финальная фаза трансформации Беларуси будет заключаться в избавлении от нее как от экономического конкурента, с последующим утверждением марионеточной власти, действующей в интересах Запада, и хронически завязанной экономическими обязательствами с западным миром.
В такой ситуации ни о каких национальных интересах и речи не может быть. Соответственно, независимость закончится тогда, когда к власти в Беларуси придут политические гастролеры, пригретые и вскормленные коллективным Западом во главе с США.
Какие выводы можем сделать?
Недопущение к власти обязанных Западу беглых белорусских оппозиционеров-гастролеров — вопрос сохранения государственности и субъектности для страны. Данные индивиды и являются одними из лоббистов деструктивных санкций против белорусов, и вестись у них на поводу действие саморазрушительное.
Автор статьи: Евгений Козловский
Автор фото: Светлана Курейчик, архив МЛЫН.BY, из открытых интернет-источников