На российском рынке наступает эпоха маркетплейсов. Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и AliExpress растут быстрее, чем любой другой крупный бизнес в стране. Например, оборот Ozon в 2020 году вырос на 140%, Wildberries - на 96%, а преимущественно офлайновый Х5 Retail - на 14%, Магнит - на 13%. Вытеснение неизбежно, маркетплейсы станут для нашей экономики такими же столпами, как FAANG в США. Последствия?
1. Формирование рынка скоро полностью завершится. Благодаря распродажам, рекламе и огромным ресурсам материнских кампаний, Яндекс.Маркет и СберМегаМаркет быстро догонят лидеров. Обычный покупатель в выигрыше: товары будут дешевыми, а пункты выдачи появятся еще ближе к дому, порог бесплатной доставки снизится.
2. Традиционный ретейл почувствует огромное давление. Закрытие офлайн-магазинов неизбежно, доля маркетплейсов будет расти на всех рынках: от автопокрышек и до продуктов питания. С мелкими магазинами произойдет то же самое, что с таксопарками 10 лет назад - они или умрут или станут продавать только через маркетплейсы. Площадки постепенно будут повышать комиссию и ретейл станет менее выгодным для предпринимателей (если только не введут законодательные ограничения, что также возможно по аналогии с действующим потолком доли рынка для продуктовых сетей - не более 25% в регионе).
3. Бурный рост акций Яндекса, Сбера и Ozon неизбежен, как и выход Wildberries на IPO. Нефтегазовым гигантам придется потесниться в топ-10 крупнейших компаний страны.
4. Кто победит в этой гонке? В погоне за ростом выручки участники не обращают внимания на прибыльность, убыток того же Ozon уже превышает 20 млрд рублей в год. Так что выиграет тот, у кого будет больше ресурсов по выгодной цене. Сбер выглядит фаворитом, имея практически неограниченный денежный ресурс, но у него слишком слабый фокус на онлайн-ретейл. У Ozon и Wildberries максимальный опыт и концентрация на этом бизнесе, но нет сильного партнера за спиной. Яндекс похож на того, кто может найти золотую середину, но для этого нужно наверстать отставание от лидеров за 2-3 года. Битва обещает быть захватывающей!
На российском рынке наступает эпоха маркетплейсов
12 августа 202112 авг 2021
5
1 мин