День первый - ЗДЕСЬ
День второй - ЗДЕСЬ
День третий - ЗДЕСЬ
День четвёртый.
10 августа 2021
"Шарганская осьмица".
Я очень хотела прокатиться по этой узкоколейной железной дороге, читая о ней в Интернете.
Информация из Википедии:
Шарганская восьмёрка (серб. Шарганска осмица / Šarganska osmica) — уникальная историческая узкоколейная железная дорога в Сербии, проходящая между населёнными пунктами Мокра-Гора и Шарган-Витаси. Популярная туристическая достопримечательность, входит в число так называемых «Семи сербских чудес».
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Прокладка железной дороги между деревней Мокра-Гора и Шарганским перевалом началась в ещё 1916 году как часть большого проекта по железнодорожному соединению Боснии с Сербией, единого сообщения, связывающего такие города как Белград, Ужице, Вишеград и Сараево. Строительству препятствовал сложный рельеф, путь пролегал через высокие ущелья и резкие обрывы — к разработке проекта были привлечены первоклассные специалисты, которым пришлось найти соответствующие рельефу технические решения. Шириной колеи приняли 760 мм, поскольку узкоколейные железные дороги оказывались в данной ситуации значительно дешевле и лучше отвечали предъявляемым требованиям. В ходе строительства были устроены 5 мостов и 22 туннеля, а общая протяжённость маршрута составила 58 км.
Дорога получила название «Восьмёрка», так как при виде сверху на одном из отрезков она образовывала фигуру, похожую на цифру 8 — такая необычная форма продиктована значительным перепадом высот (около 300 м) с частыми изгибами путей. Первый поезд прошёл по ней в 1925 году.
Также мы вычитали всё в том же Интернете ценную информацию от путешествующих, что поезд ходит два-три раза в день в летний туристический сезон, но количество желающих прокатиться столь велико, что можно не успеть купить билеты (онлайн купить нельзя, только в кассе). Рекомендовали приезжать лучше всего к открытию кассы (8-9 утра... показания путаются) и брать билеты зараннее.
Мы так и сделали, приехав к кассе около 9 утра и взяв билеты на поезд, отправляющийся в 10.30. Людей в кассе перед нами было лишь 2 человека.
К слову, от этнодеревни Кустурицы до железнодорожной станции Мокра гора, откуда отправляется поезд, 2 км и максимум 5 минут езды на машине. Вокзал симпатичный.
Парковка бесплатная возле станции имеется.
Номер вагона - это четыре цифры на билете, соответствующие вагону. То есть на вагоне есть четыре цифры и "человеческий" номер вагона.
В нашем случае четыре цифры на вагоне соответствовали номеру вагона под цифрой 2.
Пишет кассир в билете как курица лапой, поэтому некоторые цифры разобрать непросто. Но в четырёх-пяти вагонах как-то можно разобраться. Плюс есть проводники. Это такие постоянно весёлые дяденьки в голубых рубашках.
Они же на остановках и загоняют всех в вагоны свистя в свисток и крича зычным голосом.
Занимать можно любые места в своём вагоне.
Но сидячих мест да ещё и у окна не так много и потому многие стоят у окон в проходе и в открытом тамбуре.
Пускают в утренний поезд минут за сорок, а то и раньше.
Но мы, так как приехали рано, попили кофе в местном ресторанчике и плюбовались на железнодорожные окрестности. Там очень симпатично.
Когда все набились в вагончики, ровно в 10.30 раздался свисток.
Поезд тронулся, унося всех нас куда-то в горную местность.
На пути встречается большое количество тоннелей: покороче, подлиннее.
Делает поезд и остановки.
Не помню точно сколько их, немного, но имеются.
Есть короткие по 5 минут на которых можно выйти и сделать фотографии.
Самая длинная (вроде их две) - 30 минут.
На одной из остановок народ делает небольшое восхождение вверх по лестнице.
Мы не пошли, не хотелось толкотни человеческой. Прогулялись внизу.
Вообще народа много, конечно. Но это неизбежно...
Многие хотят прокатиться.
Понравилась ли мне поездка на туристическом поезде? Внесу нотки субъективности.
Если Вы ребёнок или путешествуете с детьми - думаю, будет интересно.
Если Вы турист без машины и хочется себя чем-то занять и покататься, чтобы скоротать время и внести нотку разнообразия - тоже вариант досуга.
А если Вы избалованный свободой перемещения на машине и насмотрелись уже массу красивых пейзажей в тех же краях, то Вам может показаться скучновато. Мне вот лично эти 2,5 часа поездки были скучновтыми. Но для "галочки", что "БЫЛА. ЕЗДИЛА" сойдёт. Второй раз точно не поехала бы. Хотя пейзажи красивые. Просто мы на машине катаясь и не такие видели - не удивить.
Кстати, когда мы ровно в 13.00 вернулись на ту же станцию с которой и отправлялись, я оценила верность нашего решения поехать утром. Народа было так много, что не протолкнуться.
Сомневаюсь, что все влезли в этот поезд (он должен был отправляться в 14.30). Эти 4-5 вагончиков просто не вместили бы такую толпу.
Места на парковке тоже были уже все заняты.
Но есть ещё одна парковка на подъезде к железнодорожной станции, не доезжая до неё.
В общем, симпатично, но на неизбалованного любителя. Вот если бы людей не было и только мы ехали бы - совсем другое дело. 😁 Но, увы...
Следующей нашей точкой маршрута был Национальный парк Тара.
Мы проехались по нескольким симпатичным точкам, не долго задерживаясь там, так как была жара под 40 градусов.
У нас был беглый ознакомительно-обзорный маршрут.
Виды во время нашего пути были хорошие, да и дорога симпатичная.
И мы были бы не мы, если не решились на некоторые безумства. Но мы не специально, нас подставили. 😁
Мы вычитали в интернете, что есть очень красивая смотровая площадка на горе - Баньска стена.
Виды там (по описанию) просто шикарны.
Фото из Интернета.
То, что нам надо - увидеть своими глазами!!! Рванули туда. Едем, едем на своей пузотёрке прокатной, привычные к своим джЫпам и их проходимости, а горная дорога всё хуже и хуже. И чем дальше, тем ужаснее. Уже об асфальте одни приятные воспоминания остались, далее идёт каменистая тропа, которую дорогой назвать язык не поворачивается. Но мы ж "джЫповоды и джЫповеды" мы не привыкли сдаваться из-за таких пустяков. Но когда величина камней, составляющих дорожное покрытие стало стремительно расти в своих габаритных размерах, пришло осознание, что мы на этой своей пузотёрке рискуем надолго задержаться в отпуске, так как в горах народа вообще нет, автомобилей тем более (да и узкие дороги - не развернуться и на буксир не взять), а распоротое брюхо машины (о колёсах молчу - это были бы досадные мелочи) - тот ещё экстрим в начале отпуска. Столько планов впереди ведь ещё... В общем, 5 км мы не доехали - хватило здравого смысла отказаться от этой безумной затеи. А потом обнаружили, что там вообще-то ПЕШИЕ маршруты, их и рекомендуют. А если проедет туда, то только подготовленная машина, никак не Опель Астра, хоть и с турбированным двигателем (как это поможет низкому клиренсу?). В общем, вершину не покорили, не пустила нас к себе Баньска стена. Машину пожалели и своё время.
Ну и ладно, впереди ещё много планов и красивых видов.
Продолжение ЗДЕСЬ.