Думаю, любому уважающему себя меломану знакома такая ситуация: открываешь ты страничку с информацией о дискографии какого либо музыканта/группы, а там – огромная туча альбомов и прочих релизов, и не понятно где что, с чего начинать, с какой стороны подходить. И ещё хорошо если дискография группы бурно обсуждается фанатами. А если нет? Ситуация с Девином – особо сложная. Мало того, что у него крайне объёмная дискография и среди русскоязычных слушателей он не так уж и сильно известен, так у него ещё и куча разных проектов и даже внутри одного проекта жанровая принадлежность релизов может крайне радикально отличаться. При помощи этой статьи я бы хотел облегчить жизнь новым фанатам, а так же помочь тем, кто был бы не против ознакомиться с данным музыкантом, но без понятия с чего начинать.
Канадец Devin Townsend лучше всего известен как музыкант и соло-исполнитель в жанре прогрессивного рока/метала, но, опять таки, звучание Девина может очень сильно меняться от альбому к альбому, да и далеко не всё что он играл, имеет отношение к прогрессивной музыке. Так же, не смотря на большое количество "алмазов" в своём творчестве, Девин – крайне высокопродуктивный композитор и зачастую на один год может выпускать по несколько релизов, что иногда сказывается на качестве. Много у него идей и не любит он окончательно отказываться от них, какими бы они не были. К тому же, Девин – абсолютно бесподобный вокалист. Рядом с годом выхода я так же буду обозначать под крылом какого проекта вышел данный релиз. Если в скобках исполнитель не обозначен, значит релиз вышел как соло-альбом, под брендом Devin Townsend. Чтобы сократить и без того большую статью, обзор будет только на полноформатные альбомы.
0. Sex & Religion (1993, Steve Vai)
Возможно не совсем правильно добавлять данный релиз в список, всё таки Девин тут был сессионным вокалистом и за музыку не отвечал. Тем не менее, данный альбом Steve Vai стартовал карьеру Девина, так что наверное стоит вспомнить и про него. Sex & Religion исполнен на стыке прогрессивного рока и классического хард рока / хэви метала. На мой вкус, этот альбом слишком смазливый чтобы его можно было назвать интересным, но в год выхода он был весьма популярен, особенно в Японии. В целом, мелодичная и очень лёгкая для прослушивания музыка, если не считать редких слегка поехавших моментов.
1. Heavy As A Really Heavy Thing (1995, Strapping Young Lad)
Творческий дебют Девина. В отличии от остальных релизов группы, здесь Strapping Young Lad была не полноценной группой, а группой состоящей из одного человека. Изначально Девин хотел писать и издавать экстремальную и мелодичную музыку одновременно, всё под одним именем, но лейблы указали на "мухи - отдельно, котлеты - отдельно". Как не трудно догадаться по названию альбома, тут материал выдержан в ключе экстремального метала. Основным жанром тут является индастриал дэт метал, в качестве второстепенных элементов можно назвать грув, трэш, а так же дэтграйнд. Не смотря на положительные отзывы критиков, на момент выхода альбом остался незамеченным и привлёк внимание слушателей задним числом. И то, не слишком сильно, среди фанатов Strapping Young Lad про сабж вспоминают относительно не часто. Лично для меня, это определённо один из главных фаворитов в карьере Девина. Если кому интересно больше, у меня имеется отдельная рецензия на этот альбом. Могу только ещё сказать, что если хотите послушать именно это, то ищите ремастер 2006 года, а не первопресс.
2. Punky Brüster: Cooked On Phonics (1996)
Этот альбом постиг ребрендинг: изначально релиз назывался Cooked On Phonics, а Punky Brüster было названием группы, но затем сабж переквалифицировали в дебютный альбом соло творчества Девина. Но с такой позицией согласны не все, особенно среди прогерских фанатов Девина. А всё дело в том, что здесь он играл панк. Если быть точнее, то это преимущественно поп-панк. Это концептуально сатирический альбом, повествующий о никому не интересной андеграундной польской дэт метал группе, которая по воле случая попробовала себя в роли панков и моментально стала завоёвывать музыкальный мейнстрим. Если у вас хорошо и с английским, и с чувством юмора, то тогда определённо советую. К тому же, не смотря на то, что это стёб-альбом, музыкально он вполне уделает очень многих настоящих панков. Подобно Heavy As A Really Heavy Thing, Punky Brüster: Cooked On Phonics тоже оказался потерян в глубинах андерграунда, найдя своего слушателя уже спустя какое-то время.
3. City (1997, Strapping Young Lad)
В 1997 году Девин дважды получил своё первое мировое признание. Популярность данного альбома для меня абсолютно не понятна. Не, я понимаю, что Strapping Young Lad впервые успешно заявили о себе миру именно на City, но альбом ведь не просто популярен. Я бы его спокойно поставил на последнее место в дискографии Strapping Young Lad, но ведь нет, City почему-то намного популярнее любого другого альбома данного проекта! Если вы тоже считаете City лучшим альбомом Strapping Young Lad, то напишите комментарий почему, я потерян. В целом, сабж во многом напоминает Heavy As A Really Heavy Thing, но вот как по мне, то всё лучшее на счет того альбома до сюда не дошло. Альбом крайне сумбурный и шумный, зацепиться не за что. И менее долбёжный, что в данном случае я считаю тоже минус.
4. Ocean Machine: Biomech (1997)
Ещё один альбом который постиг ребрендинг: изначально альбом назывался Biomech, а Ocean Machine было названием группы, но почти сходу он был переквалифицирован в дебютник Devin Townsend, затем – во второй альбом. Так или иначе, сабж стал первым релизом Девина на котором он реализовал свои более мелодичные идеи и Ocean Machine: Biomech становится основой для поиска собственного стиля внутри прогрессивного метала. Может в остальных странах мира альбом не был сильно популярен, но вот в Японии он выстрелил, что дало зелёный свет для дальнейшего развития подобной стилистики. Вне всяких сомнений, в основе успеха в Японии лежала высокая популярность Sex & Religion, где Девин был сессионным вокалистом. На мой взгляд, альбом хороший, но далеко не лучший, слишком затянутый и однотипный, однако существует не малая группа людей которые считают Ocean Machine: Biomech лучшим альбомом Девина. В принципе, этот альбом хорошо подходит для ознакомления с творчеством Девина, поскольку не смотря на принадлежность к прогрессивной музыке, он не особо мудрёный и не будет грузить мозг всякими необычными музыкальными ходами. Как и многие другие прогрессивные альбомы Девина, Ocean Machine: Biomech не лишен элементов альтернативного рока. Я бы даже сказал, что тут его больше чем на любом другом альбоме.
5. Infinity (1998)
Развитие идей предыдущего, только всё стало значительно сложнее и сумбурнее. Не могу рекомендовать данный релиз, лично для меня Infinity это один из самых нелюбимых альбомов в дискографии Девина.
6. Physicist (2000)
Ещё один далеко не из лучших дней в истории Девина, но всё же уже намного лучше чем Infinity. В далёком будущем, для альбома Epicloud будет перезаписана песня Kingdom и станет одним из его главных хитов, но здесь она звучит ужасно. Вообще, если Infinity был плох сам по себе, то здесь основная проблема в общей незапоминаемости материала, сама формула музыки явно сделала большой шаг вперёд. А ещё, в записи Physicist участвовал полный состав Strapping Young Lad, так что в некотором смысле Physicist это неофициальный альбом Strapping Young Lad.
7. Terria (2001)
Творчество подобных разносторонних музыкантов нередко вызывает множество противоположных отзывов среди фанатов, но вот над Terria звёзды сошлись и этот альбом нахваливают практически абсолютно все. Более того, с этого момента можно говорить, что теперь точкой отсчета в проговом творчестве Девина является не Ocean Machine: Biomech, а именно Terria. У альбома весьма умиротворённое и созерцательное настроение, много элементов фолк музыки. Не смотря на то, что это всё же метал-альбом, структура песен больше напоминает эмбиент музыку, всё достаточно размазано и плавно. Резкие переходы внутри песен иногда присутствуют, но такое тут явно в меньшинстве. Дополнительно помогает уникальный и удачно поставленный звук. Я бы не сказал, что Terria это абсолютно идеальный альбом, но это определённо крайне крепкая работа и одно из лучших творений Девина.
8. Strapping Young Lad (2003, Strapping Young Lad)
Этот релиз имеет славу "самого слабого альбома Strapping Young Lad". На мой взгляд, всё же лучше City, но да, удачным этот альбом назвать трудно. И дело тут не сколько в том, что Strapping Young Land и Accelerated Evolution задумывались как альбомы антиподы, сколько в том, что писались и записывались они одновременно, и весь энтузиазм Девина очевидно ушел на Accelerated Evolution. В итоге, имеем то, что имеем. Помимо прочего, на этом альбоме группа хотела дистанцироваться от лейбла индастриал, так что этот альбом больше всего тянет на "просто метал".
9. Accelerated Evolution (2003, The Devin Townsend Band)
Новый проект. По сути, то же соло творчество, только зачем-то под слегка другим названием. Accelerated Evolution не так популярен и востребован как Terria, но как по мне, они являются альбомами примерно одного уровня. В сравнении с Terria, Accelerated Evolution лишен фолковых элементов и тут альтернативы больше чем обычно. Современное концертное исполнение Deadhead, песни с этого альбома, сегодня крайне популярно, на уровне главных хитов. Дополнительно отмечу, что альбом обязательно стоит слушать с бонус треками: приятная на слух, расслабляющая электроника играет роль первоклассного outro (и того, 54 минуты достаточно мелодичного метала и 17 минут хорошей электроники).
10. Devlab (2004)
Если в дискографии Девина и есть альбом с которого вы определённо не хотите начинать знакомство, то это определённо этот. Почти полностью электронный, это комбо из дарк эмбиента, нойз-электроники и прочего нойз-авангардизма определённо имеет очень невысокий уровень музыкальности и с лёгкостью один из его наименее удачных альбомов.
11. Alien (2005, Strapping Young Lad)
Alien принято считать реабилитацией после неудачного Strapping Young Lad. И тут как бы сложно поспорить, прогресс на лицо, но вернулась излишняя сумбурность и неадекватность City, что тянет альбом вниз. На мог взгляд, на Alien было допущено слишком много ошибок чтобы его можно было назвать хорошим альбомом, но среди большинства фанатов превалирует мнение что это второй по годности релиз проекта после City.
12. Synchestra (2006, The Devin Townsend Band)
Второй и последний альбом проекта. В целом, много чего общего с Terria, только Terria всё же был медленным, в то время как Synchestra намного более динамичный. Так же, Synchestra задумывался как антипод Alien, что вполне соответствует. На мой взгляд, это один из лучших альбомов. Отдельно стоит отметить, что во второй половине альбома много длинных песен, поэтому получается, что первые семь песен длятся суммарно 25 минут, а следующие семь песен – 40 минут. Ну и как тут забыть про крайне весёлый клип на почти что хэви метал композицию Vampira? Никак.
13. The New Black (2006, Strapping Young Lad)
На этот раз они сделали всё как надо. В этом плане, даже как-то немного жаль, что это последний альбом данного проекта. В прочем, The New Black зашел далеко не всем, так что очевидно, что фанат Strapping Young Lad из меня неправильный. Под этой вывеской мне нравятся только Heavy As A Really Heavy Thing и The New Black, оба которые я считаю одними из лучших релизов в репертуаре Девина.
14. The Hummer (2006)
Спасибо на том, что в 2006 году Девин и так выпустил два одних из лучших своих альбомов, было бы наверное глупо ожидать, что третий альбом за год будет настолько же крутым. The Hummer это прямое развитие Devlab, только без всей этой нойз составляющей, вместо неё появился дрон эмбиент. Лучше ли это чем Devlab? Да, намного. Стоит ли это слушать больше одного раза? Определённо нет.
15. Ziltoid The Omniscient (2007)
Первая попытка Девина скрестить собственные дороги: это что-то среднее между Strapping Young Lad, соло-творчеством и альбомом Punky Brüster: Cooked On Phonics. От последнего тут взят формат юмористического концептуального альбома, со своей сюжетной линией. На этот раз, речь об инопланетянине по имени Зилтоид, который путешествует по галактике в поисках лучшей чашки кофе и, слегка хлебнув земной версии этого напитка, сходу же решает, что планету с таким ужасным кофе необходимо уничтожить. Альбом пользуется популярностью у части фанатов, но как по мне, он откровенно слаб: ужасно плоский сюжет и юмор, музыка ничем не цепляет и является скорее фоном для повествования.
16. Ki (2009, Devin Townsend Project)
Новая группа. На тот момент, это было самое спокойное и мелодичное, что когда либо выпускал Девин, большая часть альбома – очень неторопливый прогрессивный рок, особенно вторая половина альбома. Не без элементов фолка и блюз рока. На нескольких песнях присутствует канадская певица Ché Aimee Dorval. Как на мой вкус, первая половина альбома – очень хорошая, но вот на вторую чаще терпения не хватает.
17. Addicted (2009, Devin Townsend Project)
Девин обещал сделать 4 альбома в абсолютно разных стилистиках, и в этом он определённо совсем не соврал. Addicted это этакое комбо из модернового метала и танцевальной электроники, альбом с нарочито попсовым звучанием. На этом альбоме тоже есть гостевая певица, датчанка Anneke Van Giersbergen, и её тут весьма много, на подпевках в каждой песне альбома. Отдельно стоит отметить, что тут перезаписали Hyperdrive с альбома Ziltoid The Omniscient, и она целиком спета Anneke. Альбом весьма востребован среди части фанатов Девина, но как по мне, формула явно далеко не самая удачная.
18. Deconstruction (2011, Devin Townsend Project)
Наверное наиболее композиционно сложный альбом, а так же редкий заход на территорию экстремального метала в позднем творчестве Девина. Тут есть и привычные нотки прогрессивного творчества, и материал ближе к Strapping Young Lad, а так же много чего нового. Если вам нравится более тяжелая сторона Девина, то этот альбом определённо нельзя обходить стороной. С другой стороны, сплошного мяса в духе Strapping Young Lad тоже ожидать не стоит: альбом в первую очередь сложный, многосоставный и разносторонний, и только после этого – тяжелый. На мой взгляд, Deconstruction это один из тех релизов, что становятся лучше со временем, чем дольше слушаешь, и вполне заслуживает места среди лучших альбомов (причем не только из-за музыки, но и из-за концепта).
19. Ghost (2011, Devin Townsend Project)
Ещё более спокойный альбом чем Ki, на этот раз даже полностью за пределами рок музыки, Ghost выполнен в жанре нью эйдж. Не советую, если только вы не фанат подобного, слишком тягомотно. В записи альбома так же участвовала канадская вокалистка Katrina Natale. Ghost вышел в один день вместе с Deconstruction, но принято считать, что в хронологии релизов Deconstruction стоит раньше.
20. Epicloud (2012, Devin Townsend Project)
Один из моих самых нелюбимых релизов Девина. Псевдо-симфо метал, но с нарочитой попсовостью и примитивностью Addicted, и в этот раз оно получилось хуже. И новый материал уныл, и второй диск Epiclouder расширенного издания уныл, и возвращение Anneke Van Giersbergen не помогает, и даже перезаписанная песня Kingdom с альбома Physicist не сколько хороша сама по себе, сколько на ней Девин решил выложить максимум своих способностей в оперном вокале.
21. Casualties Of Cool (2014, Casualties Of Cool)
Новая группа. Первый и, скорее всего, последний альбом. Совместный альбом с певицей Ché Aimee Dorval, но, в отличии от Ki, тут у неё вокальных партий даже больше чем у Девина. С точки зрения жанровой принадлежности, это тоже новое слово в творчестве Девина: кантри рок, с элементами блюз рока и эмбиент музыки. В плане настроения музыки, Casualties Of Cool это скорее развитие вектора Ki. Очень хороший альбом, определённо рекомендую, но при этом крайне не рекомендую расширенное издание со вторым диском, там сплошной хлам, который не дошел до альбома (и правильно).
22. Z² (2014, Devin Townsend Project)
Двойной альбом, сюжетное продолжение Ziltoid The Omniscient. У каждого из двух дисков есть своё название и отдельная обложка. Музыкально, первый диск Sky Blue начинается там, где заканчивается Epicloud – похожая стилистика, но при этом сыгранно намного лучше и без умышленной примитивности. И вновь, в качестве гостевой вокалистки на Sky Blue выступает Anneke Van Giersbergen. Второй диск Dark Matters это непосредственно продолжение истории об инопланетянине Зилтоиде, с повествованием в духе альбомов Punky Brüster: Cooked On Phonics и Ziltoid The Omniscient. Тут есть за что похвалить, на фоне никудышного Ziltoid The Omniscient это очень большой шаг вперёд. Сюжет, концепт и шуточки основательно подтянули. Не, вы не подумайте, тупых шуток, включая ниже пояса, всё равно навалом, но теперь оно хотя бы пригодно для прослушивания. Музыка потерпела ещё большие изменения, музыкально Dark Matters это развитие идей Deconstruction, только в менее тяжеловесной форме (я бы даже сказал, скорее не развитие, а эксплуатация). У Dark Matters тоже есть своя гостевая вокалистка, американка Dominique Lenore Persi. Её здесь не много, но она запоминается, как в плане вокальных данных, так и своей артистичностью и театральностью, Dominique определённо идеальный кандидат для участия в подобного рода рок-операх. Честно говоря, я не разделяю восторгов по поводу Anneke, лучше бы вместо неё Девин бы почаще работал с Ché или с Dominique. Но лучшее, что есть на Z² это всё же третий диск расширенного издания, Dark Matters - Raw. Это альтернативная версия второго диска, со слегка иным миксом и без большей части вокала и диалогов. Этакий недоинструментал: всё хоровое пение на месте, вокала вроде бы тоже не мало, но при этом большей части всё же нет, а все эти плоские шутки так вообще удалены почти что под ноль. Вообщем, Z² это достаточно любопытный релиз, хотя и не из самых лучших.
23. Transcendence (2016, Devin Townsend Project)
Достойная работа, как сама по себе, так и как последний альбом этого проекта. Можно сказать, что Sky Blue вытянуло в том числе и то, что там была частица звучания Terria, то про Transcendence тогда можно сказать, что это продолжение звучания Sky Blue с частицей Deconstruction: настроение музыки является развитием Sky Blue, а вот композиционная сложность (и относительная непостоянность стилистики материала) сделала шаг в сторону Deconstruction (пускай и не дотянула до него, но зато превосходит Dark Matters). Так что Transcendence это что-то типа подведения итогов по поводу всего того, что Devin Townsend Project за эти годы играли, в большей или меньшей степени. Интересно, что на альбоме числятся и Anneke Van Giersbergen, и Ché Aimee Dorval, но при этом женского вокала почти никогда не слышно. Так же, у Transcendence имеется расширенное издание с бонус диском под названием Holding Patterns – не советую туда лесть, чтобы не портить впечатление об этом хорошем альбоме. А ещё, у Transcendence просто невероятно красивая обложка.
24. Empath (2019)
Первый соло альбом за 12 лет, однако. Теперь, помимо привычных Anneke Van Giersbergen и Ché Aimee Dorval, среди гостевых вокалистов числится ещё и Elliot Desgagnés из Beneath The Massacre, но их всех вновь толком не слышно. Не смотря на то, что данная пластинка сложнее чем те 2 альбома, по настроению музыки альбом рассчитан скорее на фанатов Addicted и Epicloud, так что если вам те 2 альбома не нравятся, то этот скорее тоже не понравится. У расширенного издания есть второй диск, Tests Of Manhood, примерно та же туфта.
25/26/27. Guitar Improvisation #1/#2/#3 (2020)
Июль прошлого года был не только жарким, но и весьма расслабленным, поскольку Девин выпустил сразу 3 инструментальных альбома гитарного эмбиента, по одному треку длинной между 1-1.5 часами, причем первые 2 альбома вышли в один и тот же день. По словам самого Девина, материал не предназначен для вдумчивого прослушивания, его стоит слушать фоном, занимаясь какими либо делами, типа работы, учебы и т.д. И тут с ним невозможно не согласится, материал именно подобного рода. На мой вкус, первые две части скучноваты даже для этого, но вот третью я многократно использовал для похожих целей, действительно помогает.
28. The Puzzle (2021)
Альбом ещё не вышел, но из того немногого, что доступно, похоже, что это будет конкретная мешанина жанров в основе которой будет лежать эмбиент, быть может даже что-то отдалённо похожее на неторопливый Casualties Of Cool. Альбом выйдет 8 октября. На альбоме задействовано где-то 60 гостевых музыкантов, так что можно только догадываться что нас ждёт в этом году.
29. Lightwork (2022)
Внезапно, Девин анонсировал ещё один новый альбом. Вроде бы это должен быть метал-альбом (в отличии от The Puzzle), что-то типа продолжения Empath.