Артиллерийская экзотика и компьютерные игры. Настоящая «многоствольная пушка» и её электронное воплощение.
Реальные вещи, например оружие, артиллерия, воплощённые в различных компьютерных играх, зачастую весьма далеки от реальности. Просто потому что игроку будет не интересно, неудобно, непонятно если воплотить «жизнь» в игре с максимальным реализмом. Игра на то и игра.
Двадцать лет назад, в 2001 году, украинская компания GSC Game World (которая впоследствии создаст небезызвестную серию «S.T.A.L.K.E.R.») выпустила в свет стратегию «Казаки: Европейские войны». (Потом к ней быстренько добавились «Последний довод королей» и «Снова война»). В 2016 году вся серия была объединена, немного дополнена и переиздана на новой технической базе под названием «Казаки 3».
Стратегия, типичная RTS, с постройкой базы, добычей ресурсов, клепанием войск и войной с соседями, была посвящена условно XVII-XVIII векам и европейским (или околоевропейским) странам с их бесконечной войной всех со всеми. Среди разных военных юнитов имелась и артиллерия. Не очень эстетическая, правда. Пушки не имели прислуги, катались сами по себе, при этом к ним надо было приставлять охрану или держать их при войсках, потому как бесхозное орудие враг мог захватить.
Артиллерийский набор в игре был для всех одинаков и вполне типичен: «пушка», «гаубица», «мортира». И к ним, неожиданно, разработчиками была добавлена «многоствольная пушка». Казавшаяся странной и несуразной выдумкой, но, тем не менее, имевшая вполне реальный прототип. Правда, «не такой, не там и не так».
Да, многоствольные системы были довольно популярны – в том смысле, что их регулярно пытались сделать, но ничего толкового не получалось. Но в игре представлено не абстрактное «многоствольное орудие», а вполне узнаваемый конкретный образец. Весьма поздний. Мортирная батарея Нартова. В обиходе более известная как «многоствольная пушка Нартова». Вот о ней и поговорим.
В игре эта многоствольная пушка специфической (и вполне узнаваемой!) конструкции имеется у всех представленных стран, а их там за два десятка. Даже у Швейцарии такая есть. Нет такой «многостволки» только у Украины, Турции и Алжира. Да ещё у Шотландии своя «многостволка» – откровенно средневековый рибадекин. (Зачем он игровым «детям гор», суровым якобитам и где они вообще его нашли – вопрос).
Надо заметить, что в игре орудие, отчётливо узнаваемое внешне, сохранив облик реального прототипа, сильно поменяло своё предназначение и специфику.
В принципе, идея многоствольности артиллерии родом ещё из позднего Средневековья, как и вся артиллерия вообще. Толпа врагов прёт в пролом в стене, или в разбитые ворота. Или вовсе смела защитников и взобралась на стену, скучковалась, и уже готова выбивать защитников из ближайших башен, чтобы спуститься вниз. Ну-ка быстренько выставляем им на встречу (со двора, или из дверей незахваченной башни, если дело на стене) лёгкую мобильную и негабаритную «многостволку», бахаем от души и выносим атакующих.
Фактически это обычный выстрел картечью в упор. Просто от обычной тогдашней пушки добиться подобного эффекта было проблематично – она тяжёлая, облако картечи из ствола разлетается во все стороны не вот сразу, да и держать заранее специфически заряженной, но бездействующей, хорошую, нормальную, пушку нерационально. А тут просто волна картечи, недалеко, но широко, и сразу. Понятное дело, в полевом сражении подобная «картечница», долго заряжаемая и абсолютно недальнобойная, была практически бесполезна. Даже для самообороны – обойти её сектор поражения в поле никто не мешает (в отличие от пролома в крепостной стене). Её функция именно что «бахнуть один раз, в узком секторе, когда совсем припрёт».
При этом не надо думать, что стволы средневековых артиллерийских «органов» (тут ударение как в музыкальном инструменте, собственно, в честь многочисленных труб церковных органов орудие и получило прозвище) стреляли по очереди, эдаким «пулемётным огнём» или подобием РСЗО. Канонир зажёг порох на полке, и косит нападающих, как из «Максима», пока заряженные стволы не кончатся. Отнюдь нет. Для стволов была общая пороховая полка, которая, после поджигания, давала в качестве результата единый залп. Либо всего орудия сразу, либо одного его ряда, смотря как орудие было устроено. Даже дымный порох – это порох.
В игре её «многоствольное орудие» выступает схожим образом, но гораздо более изысканным. Оно полевое, оно, как пулемёт, стреляет строго по очереди из автоматически поворачивающихся по кругу стволов (эдакий «гатлинг в другой плоскости»), и стреляет картечью. Благодаря своей скорострельности нанося неимоверный урон небронированным целям.
Повторюсь, отчётливо видно, с чего внешне срисована игровая пушка – и реальный оригинал был совсем для других функций. Отчётливо видно, какую механику вложили создатели игры в эту пушку – и она, эта механика, одновременно совершенно нереалистична и заметный анахронизм для семнадцатого века, с которого начинается игра, и в котором эту игровую пушку можно соорудить.
Во-первых, послужившая для игры визуальным прототипом реальная «батарея Нартова» была изготовлена аж в 1754 году, то есть, в правление Елизаветы Петровны. (Когда о «крепостных картечницах» все уже лет двести как думать забыли).
Во-вторых, сооружение Андрея Константиновича Нартова и не было «крепостной картечницей». Да и вообще картечницей. Это был многоствольный гранатомёт. Ибо метал ручные гренадёрские фитильные гранаты. Только кучей и во все стороны. По сути – экзотическое противоштурмовое орудие, ибо наступать им было проблематично, разве что обороняться.
Судьбу и историю самого Нартова пересказывать, я думаю, нет нужды. В каком-то смысле «птенец гнезда Петрова», пошедший, не смотря на прикладные интересы, по Академии наук, перессорившийся там со всеми, вплоть до Ломоносова (который, при своём непомерном честолюбии и ксенофобии, даже был согласен на «начальника-немца лишь бы не Нартов»), и в итоге сплавленный в артиллерию. Где, буквально за несколько лет до смерти (а умер он в возрасте чуть за шестьдесят) дал волю своим хитровыдуманным прожектам. Воплощённым в дерево и металл за государственный счёт.
Ну а что же многостволка?
Для начала стоит сказать, что конструкция Нартова не имела ничего общего со средневековыми картечницами с одной стороны (оно не могло стрелять картечью в принципе), а с другой – оно стреляло не «поступательно последовательно поствольно», как в игре, а залпом сектора, как и реальные древние картечницы. И, естественно, поворачивалось не как в игре, невидимой магической силой отдачи «через несуществующие газоотводные трубки», а вручную, после цельного залпа, силой мускулов и такой-то матери артиллерийского расчёта. И, естественно, разом целиком весь круг мортирок не заряжали. Во избежание.
Конструкция Нартова представляла собой 44-ствольную батарею трёхдюймовых бронзовых мортирок. Калибр у них, значит, три дюйма, 76,2 мм на наши деньги, длина ствола всего 230 мм, считай, это просто петровские ручные мортирки, которыми тогда гренадёр вооружали. Только не приделанные к ложу пехотного ружья, а уложенные на деревянный круг диаметром 1850 мм. (Из подобных ручных мортирок, кстати, стреляли не как из ружья. А либо уперев приклад в землю, опустившись на колено, либо, словно из средневековой аркебузы, с рогатки-упора. Понятное дело, траектория фитильной гранаты была весьма ненастильной, но шибко навесной и непредсказуемой. Да и вообще – взорвётся ли граната? И подобный «пехотный миномёт/гранатомёт» на том уровне технического развития себя не показал. В Европе эту идею уже успели отринуть а в «догоняющей» петровской России попробовали, плюнули, и бросили).
Иногда пишут, что сорок четыре ствола были уложены секторами на пять-шесть орудий с общей пороховой полкой. Вроде и так, но один сектор, в отличие от других, состоит из одиннадцати мортирок. И, если присмотреться, стволы мортирок имеют явные повреждения (боевые?). Может Нартов не прожектировал, а просто пытался приспособить к делу отправленные на склады мобрезерва неудачные пехотные мортирки?
Как бы то ни было, конструкция оказалась неудачной. Мортирки стреляли недалеко, а значительный угол возвышения конструкции придать было нельзя (иначе крайние мортирки сектора стали бы стрелять в стороны а то и просто назад).
К тому же, абсолютно неясно тактическое назначение конструкции. Гренадёры с их ручными фитильными гранатами и аналогичными гранатами из ручных мортирок, шли на острие наступления на вражеские фортификации. Как туда, в быстрое наступление на укрепление, засунуть тяжёлую пушку на лафете? Да и толку от неё. Пока по дуговым полкам порох рассыпят, либо укрепление возьмут, либо убегут в отступление, бросая всё.
Для обороны же укрепления нужна не фугасная граната во все стороны, а картечь по наступающим. Картечью система стрелять не могла. А прицельно стрелять она не могла вообще.
Вот и получилась артиллерийская система образца «хотели как лучше, получилось как всегда». Стреляет гранатами, но во все стороны. Неприцельно, недалеко, случайно, но мощно. Впорос - зачем? Ну а Нартов, морально, имеет полное право встать в один строй с изобретателями XX века Дыренковым и Курчевским (которых, в итоге, за все фокусы и вытягивание денег из государства, расстреляли в 1937-м). Пусть намерения были благими, но дорога привела куда-то не туда.
Впрочем, ведь Нартова у нас считают изобретателем токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Чьё изобретение не оценили и забыли, и переоткрыли только англичане сто лет спустя. (Ну а так Россия - родина слонов и токарных станков, да).
Как бы то ни было, внешний облик конструкции Нартова уж точно закрепился в восприятии современной цифровой цивилизации. Ведь игра в «Казаки» по сети была довольно популярна на постсоветском пространстве. И теперь о «круговой многоствольной пушке» знают многие. Просто не все знают подоплёку.
Надеюсь, теперь её знаете и вы.