Расцвет масонства приходится на 18 век, точнее, на вторую его половину. Тогда никакой особой тайны в этих "тайных обществах" не было. Некоторые ложи имели даже свои печатные издания. В Австрии масонство было под защитой императора, да и сам Иосиф II намеревался стать членом одной из них.
В то время масонство имело огромную привлекательность для многих прогрессивно мыслящих людей, поскольку оно было основано на культе дружбы и братства, стремлении к духовному совершенству и при этом вовсе не противоречило ценностям католицизма.
К тому же членство в ордене могло принести практическую пользу, например, в карьерном продвижении. На собраниях ложи легко можно было завести полезные знакомства и заручиться поддержкой влиятельных братьев, среди которых был весь цвет венской аристократии. Кого-то привлекали таинственность ритуалов, кого-то - дружеские масонские пирушки с музыкой.
В какой-то момент масонство стало не только популярным, но и модным. В 80-х годах его атрибуты перешли в быт: дамы стали носить белые перчатки "à la francs-maçon", а мужчины цепляли к часам брелоки с масонскими знаками.
Что касается музыкантов и композиторов, то среди них тоже было довольно много масонов. Правда, не все из них были идейными членами этого тайного общества. Например, Йозеф Гайдн или Леопольд Моцарт - отец великого композитора - вступили в орден, что называется, за компанию. А младший сын Баха - Иоганн Кристиан Бах или автор Марсельезы Руже де Лиль состояли, но не особенно преуспели на этом поприще.
Зато имена вот этих трёх великих музыкантов вписаны в историю масонства золотыми буквами.
Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарта можно считать главным масоном классической музыки. Для этого есть все основания.
Во-первых, он был убеждённым масоном, то есть человеком, всей душой поддерживающим идеологию "вольных каменщиков" . В 1784 году он стал членом ложи “К коронованной надежде на Востоке Вены”, которая была известна пышными церемониями и богатыми пирами - в её состав входили знатные и состоятельные горожане. Для служебных обрядов(включая похоронные) Моцарт написал несколько сочинений, в основном, песни и кантаты.
Во-вторых, он не только сам вступил, но и привёл в орден своего отца, а также старшего друга и коллегу Йозефа Гайдна. Кроме того, как вспоминала его вдова Констанция, он даже хотел основать собственную ложу, придумал для неё название ("Грот") и сам написал устав.
А главное то, что Моцарт увековечил идеалы масонства в светской музыке. Речь идёт о "Волшебной флейте" - самой популярной опере в мире. Он написал её вместе со своим приятелем - тоже масоном - Эмануэлем Шиканедером. Сюжет и музыка "Волшебной флейты" от первого до последнего такта наполнены символами и идеями ордена.
Через некоторое время после того, как Моцарт умер, братья по ложе провели собрание с траурной церемонией. Сохранился текст речи на этом мероприятии. Вот фрагменты:
"Вечный зодчий мира нашёл необходимым вырвать из нашей братской цепи одного из наших любимейших, наших достойнейших членов. Кто не знал его? кто не ценил его? кто не любил его, нашего почтенного брата Моцарта?...
Он был ревностным приверженцем нашего ордена; любовь к своим братьям, терпимость, готовность к хорошим делам, благотворительность, истинное сердечное чувство удовольствия, ежели он мог своими талантами принести пользу своим братьям, - таковы главные черты его характера."
Самым последним законченным произведением Моцарта стала "Небольшая масонская кантата" (KV 623). А самое известное из его сочинений для ордена - 👉"Масонская траурная музыка".
Ференц Лист
Наверняка многие знают, что великий венгерский виртуоз и композитор Ференц Лист был аббатом-францисканцем. Он принял малый постриг после смерти дочери и сына в 1865 году.
⭐Пять знаменитых композиторов и один Народный артист СССР, носивших сутану и рясу
Менее известно то, что значительно раньше началась его членство в масонских ложах.
«Я, нижеподписавшийся Ференц Лист, католик и проживающий в Париже, настоящим прямо подтверждаю, что я свободно общался с моим другом г-ном Вильгельмом Шпейером из желания стать масоном и что я подтверждаю это желание.
...Я клянусь своей совестью и честью, что подчинюсь его (масонства) обычаям и правилам и буду хранить полнейшее молчание о том, что я могу узнать или о том, что я узнаю от масонства.
...Я с верой и надеждой присоединяюсь к содружеству хороших и честных людей, которые ставят перед собой благие цели и которые их объединяют. Я верю и надеюсь, что мой дух найдет там пищу и что в случае нужды или опасности я увижу протянутые ко мне братские руки".
Это фрагменты из документов на вступление Листа в ложу "К единству" (Франкфурт-на-Майне). 18 октября 1841 года он был единогласно принят в братство. Вечером этого же дня он дал благотворительный концерт. Благотворительность была важной частью масонского служения, и Лист дал очень много таких концертов за свою артистическую жизнь.
Поскольку Лист был необыкновенно популярной фигурой - первым пианистом мира, он получал много приглашений от разных лож и быстро продвигался по карьерной лестнице. Уже через год в Берлине он был возведён в чин мастера, минуя промежуточный этап.
Многие ложи в разных странах сделали его своим почётным членом. Но после того, как он стал аббатом, некоторые из них вычеркнули его из своих рядов. Сам Лист считал, что нет никакого противоречия между идеалами масонства и католицизма.
Ян Сибелиус
С тех пор, как Финляндия вошла в состав Российской империи (1809 год), масонство там было объявлено вне закона. Только в 1922 году, после того, как страна обрела независимость, структура ордена на её территории была отстроена заново.
Ян Сибелиус принимал в этом активное участие, и стал членом первой финской ложи “Суоми №1” в Хельсинки. В его обязанности входило музыкальное сопровождение собраний, что он и делал с большим энтузиазмом, исполняя на фисгармонии музыку Моцарта и Генделя.
Позже по заказу ложи Сибелиус написал несколько песен и хоров в национальном духе ("Масонская ритуальная музыка" ор.113). Интересно, что он запросил с своих братьев за эту работу довольно солидный гонорар.
Самым последними сочинениями в его жизни стали ритуальные "Ода братству" и "Гимн" .